Налоги

Ответственность за распространение «фейков»

С 1 апреля 2020 года в России введены в действие две статьи, предусматривающие уголовную ответственность за публичные распространения заведомо ложной информации – статья 207.1 и статья 207.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

21 и 30 апреля 2020 года Президиумом Верховного Суда РФ утверждены два обзора по отдельным вопросам судебной практики, по одному из разделов которых посвящены вопросам правоприменения данных новых составов преступлений (обзор № 1: https://www.vsrf.ru/files/28856/ и обзор № 2: https://www.vsrf.ru/documents/all/28882/).  

  • Для наглядности, с целью отличия преступного публичного распространения заведомо ложной информации от распространения непреступного, приведем диспозиции этих составов преступлений (санкции данных статей, предусматривающие уголовные наказания от штрафа до лишения свободы, нас сейчас не интересуют).
  • Статья 207.1 УК РФ
  • Публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств —
  • Статья 207.2 УК РФ
  1. Публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, —

_______________________________________

Итак, определим отличия преступного фейка[1] от непреступного с учетом их нормативного толкования Верховным Судом Российской Федерации, по признакам составов данных преступлений, отсутствие хотя бы одного из которых, исключает преступность деяния в целом (ст. 8 УК РФ).  

  1. Объект преступлений – общественная безопасность. Предмет преступления – заведомо ложная информация, угрожающая общественной безопасности.

Верховный Суд РФ: «Для целей статьей 207.1 и 207.

2 УК РФ под заведомо ложной информацией, в том числе об обстоятельствах распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и (или) о принимаемых в связи с этим мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств, следует понимать такую информацию (сведения, сообщения, данные и т.п.), которая изначально не соответствует действительности, о чем достоверно было известно лицу, ее распространявшему».

  1. Объективная сторона преступлений – общественно опасное деяние в форме действий по распространению фейков определенными способами. Для наступления уголовной ответственности по ст. 207.2 УК РФ необходимо также наступление по неосторожности преступных последствий в виде причинение вреда здоровью человека, или его смерти или иных тяжких последствий и причинная связь между этими негативными последствиями и распространённым фейком.   

Верховный Суд РФ: «Одним из обязательных условий наступления ответственности по статье 207.1 или 207.2 УК РФ является распространение заведомо ложной информации под видом достоверной.

О придании ложной информации вида достоверной могут свидетельствовать, например, формы, способы ее изложения (ссылки на компетентные источники, высказывания публичных лиц и пр.

), использование поддельных документов, видео- и аудиозаписей либо документов и записей, имеющих отношение к другим событиям». 

Верховный Суд РФ: «Распространение заведомо ложной информации, указанной в диспозициях статей 207.1 и 207.2 УК РФ, следует признавать публичным, если такая информация адресована группе или неограниченному кругу лиц и выражена в любой доступной для них форме (например, в устной, письменной, с использованием технических средств)».

Вопрос о наличии признака публичности распространения информации должен разрешаться судами с учетом места, способа, обстановки и других обстоятельств.

При этом следует учитывать, что публичный характер распространения заведомо ложной информации может проявляться в использовании для этого средств массовой информации, информационно- телекоммуникационных сетей, в том числе мессенджеров (WhatsApp, Viber и других), в массовой рассылке электронных сообщений абонентам мобильной связи, распространении такой информации путем выступления на собрании, митинге, распространения листовок, вывешивания плакатов и т.п.».  

  1. Субъект преступлений – физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста (ст. 20 УК РФ). При этом уголовная ответственность по ст. 207 УК РФ за заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, совершенное из хулиганских побуждений, наступает с четырнадцатилетнего возраста.

Верховный Суд РФ: «Административная ответственность за деяния, предусмотренные частями 10.1 и 10.2 статьи 13.15 КоАП РФ, установлена только для юридических лиц. Граждане, в том числе должностные лица, руководители юридического лица, при наличии в их действия состава преступления, предусмотренного статьей 207.1 или 207.2 УК РФ, могут быть привлечены к уголовной ответственности». 

  1. Субъективная сторона преступлений – вина в форме прямого умысла. Данные преступления не могут совершаться по неосторожности (если лицо, пересылающее фейки не осознавало, что неумышленно распространяет под видом достоверной ложную информацию, угрожающую общественной безопасности).  

Верховный Суд РФ: «Размещение лицом в сети «Интернет» или иной информационно­телекоммуникационной сети, в частности, на своей странице или на странице других пользователей материала, содержащего ложную информацию (например, видео-, аудио-, графического или текстового), созданного им самим или другим лицом (в том числе так называемый репост), может быть квалифицировано по статье 207.1 или 207.2 УК РФ только в случаях, когда установлено, что лицо действовало с прямым умыслом, сознавало, что размешенная им под видом достоверной информация является ложной, и имело цель довести эту информацию до сведения других лиц». 

Верховный Суд РФ: «Действия физического лица могут содержать признаки уголовно наказуемого деяния и квалифицироваться по статье 207.

1 УК РФ в случаях, когда… такое распространение заведомо ложной информации с учетом условий, в которых оно осуществляется, цели и мотивов совершаемых действий (например, для того, чтобы спровоцировать панику среди населения, нарушения правопорядка), представляет реальную общественную опасность и причиняет вред охраняемым уголовным законом отношениям в сфере обеспечения общественной безопасности».

Ответственность за распространение

[1] Фейк (англ. fake) – подделка, фальшивка, фальсификат. Фальсификация, выдаваемая за настоящую вещь, изменение вида или свойства предметов. Также может означать и фейковые новости (англ.

fake news) – информационная мистификация или намеренное распространение дезинформации в социальных медиа и традиционных СМИ.

Под этим словосочетанием наиболее часто понимаются сенсационные, но заведомо ложные информационные сообщения. 

Закон об уголовном наказании за фейки. Как он изменил работу журналистов — РБК

Поправки в Уголовный кодекс о наказании — до 15 лет тюрьмы — за дискредитацию, фейки о военной операции и призывы к санкциям вступили в силу. Юристы прокомментировали новые нормы и оценили, как они изменят работу журналистов

Ответственность за распространение

Михаил Гребенщиков / РБК

Президент России Владимир Путин в пятницу, 4 марта 2022 года, подписал закон об уголовной ответственности за фейки о действиях российских военных в рамках спецопераций и призывы к антироссийским санкциям. Председатель Госдумы Вячеслав Володин объяснил эти нормы необходимостью защитить «солдат, офицеров и «правду».

Глава комитета по информполитике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн, в свою очередь, в субботу заявил, что закон будет доработан, а ответственность распространят на ложную информацию о Росгвардии и «других государственных военных (и не только) организациях, участвующих в военной операции на Украине».

  • За публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных сил Российской Федерации» предусмотрен штраф до 1,5 млн руб., принудительные работы или лишение свободы до трех лет.
  • Отягчающими факторами может стать служебное положение, фальсификация доказательств, корыстные побуждения или мотивы политической, расовой и другой вражды. В этом случае штраф увеличивается до 5 млн руб., принудительные работы — до пяти лет, лишение свободы — до десяти лет.
  • Если распространение дезинформации повлекло тяжкие последствия, тюремный срок составит от десяти до 15 лет.
  • За публичную дискредитацию вооруженных сил грозит штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб., принудительные работы либо лишение свободы до трех лет.
  • Если такие действия повлекли смерть по неосторожности, причинили вред здоровью или имуществу граждан, спровоцировали массовые нарушения общественного порядка, штраф возрастает до 1 млн руб., срок лишения свободы — до пяти лет.
  • Под запрет попадают призывы к введению санкций в отношении России. Наказание — штраф до 500 тыс. руб. либо лишение свободы на срок до трех лет (со штрафом до 200 тыс. руб.).

Что говорят о вступивших в силу поправках и что советуют журналистам юристы — в обзоре РБК.

Михаил Федотов, один из авторов первой редакции закона «О СМИ»:

«Устанавливая уголовную ответственность за «публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей данные об использовании Вооруженных сил России в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности», законодатель решает одну задачу и одновременно создает другую. С одной стороны, он ставит преграду для заведомых фейков, целенаправленно распространяемых в формате информационного противоборства, а с другой — создает серьезные проблемы для работы профессиональных журналистов и СМИ, стремящихся добросовестно выполнять свою социальную миссию и не нарушать при этом ни закон, ни Глобальную хартию этики журналистов.

Читайте также:  Изменения в процедуре получения банковского займа в 2018 году

Трудности возникают уже из слов «публичное распространение», поскольку наше информационное законодательство понимает распространение не только как передачу информации от источника к потребителю, но и как предоставление доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети.

Следовательно, не исключается уголовное преследование за сообщения и материалы, которые были размещены в интернете до вступления нового закона в силу и остались доступны публике позднее. Если после вступления закона в силу эти материалы будут удалены, то ответственность за их содержание исключается в силу требований ст.

10 Уголовного кодекса.

Следует обратить внимание и на формулировку о заведомой ложности распространяемой информации. Если распространитель осознает, что доводит до всеобщего сведения именно фейк, то в его действиях есть правонарушение. Если он не знает, что это фейк, то в его действиях правонарушения нет. Бремя доказывания заведомой ложности лежит при этом на стороне обвинения.

В новом законе говорится также об уголовной ответственности за «публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных сил РФ в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности».

Здесь самая большая сложность связана с тем, что понятие «дискредитация» в отечественном законодательстве не определено и используется впервые.

Как оно будет толковаться на практике? Например, информация о том, что военнослужащих плохо кормят — это дискредитация или распространение общественно значимой информации, нацеленной на защиту прав военнослужащих, а следовательно, преследующей общественные интересы? Мне очевидно, что сокрытие такой информации, если она соответствует действительности, подпадает под действие ст. 51 закона «О СМИ» как злоупотребление правами журналиста. Но очевидно ли это будет суду?

Все это касается не только журналистов, но и блогеров, владельцев различных информационных ресурсов, не зарегистрированных в качестве СМИ, да и просто рядовых наших сограждан, имеющих свои аккаунты в социальных сетях.

Для журналистов же ситуация несколько упрощается благодаря тому, что в законе «О СМИ» есть ст. 57, которая освобождает журналистов, редакторов и редакции СМИ от ответственности за содержание распространяемой информации при определенных обстоятельствах:

  • Если сведения получены от информационных агентств. Например, если газета пишет, «как сообщает агентство Reuters», то редакция и редактор, как и журналист, подготовивший материал, освобождаются от ответственности. Главное — указать ссылку на информационное агентство. При этом ссылка, например, на соцсети от ответственности не освобождает.
  • Если это перепечатка из другого СМИ, которое может быть привлечено к ответственности. Естественно, речь идет о зарегистрированных СМИ. СМИ-первоисточник при этом от ответственности не освобождается.
  • Если эта информация содержится в ответе на редакционный запрос или в пресс-релизе государственных или общественных органов или организаций.
  • Если человек выступает в «прямом эфире» или на форуме, в чате, которые не проходят предварительную модерацию. Естественно, речь идет только о форумах, чатах и так далее, размещенных на сайтах зарегистрированных СМИ.

Нужно иметь в виду, что суд нередко не обращает внимания на эту норму как на незнакомую экзотику и делает вид, что ее нет. Но эта норма существует в законе «О СМИ», и она очень подробно разъяснена в постановлении пленума Верховного суда РФ 2010 года.

Безусловно, суды обязаны ее применять.

Но важно помнить, что данные правила, получившие название «относительной привилегии», не распространяются на блогеров, незарегистрированные СМИ и всевозможные интернет-ресурсы, работающие без регистрации в качестве СМИ».

Гарий Напалков, управляющий компании Legalight:

«Основная проблема в тексте нового закона — неопределенность формулировки состава. Что считать заведомо ложными сведениями? И кто это будет определять? Если я вижу и снимаю видео, то это ложная информация, если она не соответствует официальной позиции? А если я делаю выводы на основании таких видео — я тоже распространяю заведомо ложную информацию?

Вывод: создан очень мощный инструмент борьбы с мнением, отличающимся от официальной позиции. Останется понять, где именно «единственно верный» источник официальной информации. Этого в законе тоже нет.

Реальная ситуация будет зависеть от того, кто и как будет применять эту норму».

Какие СМИ прекратили работу из-за поправок о фейках

Первым о приостановке работы именно из-за возникающих рисков после введения новых поправок — на тот момент еще не принятых — сообщил телеканал «Дождь» (признан СМИ-иноагентом). Накануне Роскомнадзор ограничил доступ к телеканалу, объяснив это требованием Генпрокуратуры, усмотревшей в материалах «Дождя» ложную информацию о событиях на Украине.

В заявлении «Новой газеты» говорится о том, что закон «отразится на полноте редакционной повестки», а многие материалы будут удалены. Однако издание продолжает работать.

«В связи с большим количеством ограничений, которые появились в последнее время для работы СМИ в России», свою работу приостановил Znak.com.

The Bell, в свою очередь, сообщил, что не будет освещать события на Украине, но продолжит «освещать последствия происходящего», прежде всего экономические. Аналогичное решение приняли редакции «Сноб» и Republic (признан СМИ-иноагентом).

Владимир Старинский, управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры»:

«Если у журналиста есть хорошее и правильным образом зафиксированное доказательство (фото, аудио, видео и документы), тогда это не фейковая информация, ответственности за это нет.

Главная рекомендация — максимально все фиксировать. Журналисты будут фактически превращены в следователей. Недостаточно просто на кого-то сослаться. Нужно принимать меры для тщательной фиксации доказательств».

Федор Кравченко, управляющий партнер Коллегии медиаюристов:

«Важно тщательно с помощью юриста редактировать свои публикации. В огромном и важном материале чаще всего самой опасной оказывается пара второстепенных фраз, которые юрист мгновенно увидит. Не стоит делать «пресным и беззубым» весь материал — напишите его интересно, ярко и информативно, но дайте на вычитку юристу».

Ответственность за репост фейков и за санитарные нарушения с тяжкими последствиями: изучаем новый обзор ВС РФ

Ответственность за распространение

Верховный Суд РФ разъяснил некоторые спорные вопросы квалификации «коронавирусных» составов в КоАП РФ и УК РФ (обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 2).

В частности, ВС РФ указал, что ч. 3 ст. 6.3 КоАП (нарушение санитарного законодательства, повлекшее смерть или причинение вреда здоровью) не подлежит применению в отношении гражданина в части, предусматривающей последствие в виде смерти человека.

В таком случае виновника надо привлекать по ч. 2 ст. 236 Уголовного кодекса (нарушение санэпидправил, повлекшее по неосторожности смерть человека). Очевидно, что ответственность по ч. 3 ст. 6.

3 КоАП РФ в этом случае может понести только юридическое лицо.

Если нарушение санитарных правил не привело к чьей-либо смерти, но вред здоровью человека все же причинен? Квалификация зависит от того, какие еще последствия наступили: если установлено наличие массового заболевания либо его угроза, то содеянное квалифицируется по ч. 1 ст. 236 УК РФ. Если нет ни массового заболевания, ни его угрозы, то содеянное полностью охватывается составом ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ.

Массовость заболевания является оценочным признаком, для установления массовости нужно учитывать не только количество заболевших, но и тяжесть заболевания. Для определения масштабов заболевания суд вправе привлечь специалистов Роспотребнадзора.

Еще сложнее с угрозой наступления массового заболевания: необходимо установить реальность этой угрозы, то есть что массовое заболевание не произошло лишь в результате вовремя принятых органами власти мер против его распространения или в результате иных обстоятельств, не зависящих от воли лица, нарушившего санэпидправила.

Кроме того, ВС РФ разъяснил, какое недостоверное «ковид — сообщение» может повлечь возбуждение уголовного дела по ст. 207.1 и ст. 207.2 УК РФ:

  • оно изначально не соответствовало действительности,
  • причем распространявшему фейк лицу это было достоверно известно.

Ложность предполагается, если фейкомет пытался придать фейку достоверный вид, например, — ссылался на компетентные источники, на высказывания публичных лиц, использовал поддельные документы (в том числе аудио, видео), либо ссылался на достоверные, но не релевантные видео- и аудиозаписи и документы (имеющие отношение к другим событиям).

Репост фейка может быть наказуем по ст. 207.1 или ст. 207.

2 УК РФ исключительно в том случае, когда репостнувший действовал с прямым умыслом, сознавал, что размешенная им под видом достоверной информация является ложной, и имел цель довести эту информацию до сведения других лиц.

Таким образом, «осторожный» репост (с оговоркой об отсутствии иных «пруфов» и необходимостью проверить информацию), скорее всего, снижает риски уголовного преследования по упомянутым статьям УК РФ.

Наконец, ВС РФ вновь обратил внимание на необходимость доказывать публичность распространения фейков исходя из особенностей конкретной ситуации:

  • с учетом места, способа, обстановки и других обстоятельств;
  • в частности, публичный характер распространения фейка может проявляться в использовании для этого СМИ, Интернета, в том числе мессенджеров (WhatsApp, Viber и других), в массовой рассылке СМС и PUSH-сообщений, распространении путем выступления на собрании, митинге, распространения листовок, вывешивания плакатов и т.п.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Тульской области

Об ответственности граждан за распространение фейков о действиях Вооруженных Сил РФ, исполнения государственными органами России полномочий за ее пределами

Читайте также:  Права внебрачных детей

4 марта 2022 года введена в действие статья 207.

3 Уголовного кодекса РФ, которая установила ответственность за распространения фейков о военной службе, а 22 марта 2022 года статью дополнили, установив уголовную ответственность также за распространение недостоверной информации об исполнении своих обязанностей органами государственной власти за пределами Российской Федерации.

Изначально законопроект был внесен в Госдуму в 2018 году, прошел первое чтение, но тогда его отклонили. В 2022 году законопроект был обновлен и принят с другим содержанием.

Теперь публикации в СМИ, социальных сетях и мессенджерах о действиях Вооруженных Сил РФ, органах государственной власти РФ без официального подтверждения могут расцениваться как заведомо ложная информация, если размещены без указания на оценочный характер таких сведений.

Действие нормы статьи 207.3 УК РФ распространяется на публикации, комментарии, опубликованные до вступления в силу Закона. Наличие поста в публичном доступе является основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Возможность прочитать, пролайкать, зарепостить дискредитирующие сведения о Вооруженных Силах РФ, посольствах РФ, прокуратуре РФ, Росгвардии, МЧС и других ведомствах, размещенные, в том числе, до 5 марта 2022 года означает, что информация подпадает под состав преступления.

  • В соответствии с принятыми изменениями уголовного законодательства за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации предполагается штраф в размере от 700 тысяч до 1,5 миллиона рублей, в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от года до полутора лет.
  • Другие виды наказания — исправительные работы на срок до одного года, принудительные работы на срок до трех лет или лишение свободы на тот же срок.
  • При использовании служебного положения размер штрафа возрастает до 5 миллионов рублей, или в размере дохода осужденного за период от 3 до 5 лет.
  • Иной санкцией по этой части статьи являются принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
  • Максимальная санкция — лишение свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.
  • Заведомо ложные фейки, повлекшие тяжкие последствия, будут наказываться лишением свободы на срок от 10 до 15 лет.

Кроме того, Федеральным Собранием РФ приняты корреспондирующие поправки в КоАП РФ. Так, публичные действия, «направленные на дискредитацию исполнения госорганами РФ своих полномочий за пределами территории РФ» повлекут наложение административного штрафа: на граждан в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей; на должностных лиц — от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.

Если действия правонарушителей создают угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности, то это влечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от 50 тыс. до 100 тыс. рублей; на должностных лиц — от 200 тыс. до 300 тыс. рублей.

Если гражданин привлекался к административной ответственности по данной статье в течение года, ему будет грозить уже уголовное наказание.

​​​​​​​

Помощник прокурора Плавского района Королёв В.А.

Прямая ссылка на материал
Поделиться

4 марта 2022 года введена в действие статья 207.3 Уголовного кодекса РФ, которая установила ответственность за распространения фейков о военной службе, а 22 марта 2022 года статью дополнили, установив уголовную ответственность также за распространение недостоверной информации об исполнении своих обязанностей органами государственной власти за пределами Российской Федерации.

Изначально законопроект был внесен в Госдуму в 2018 году, прошел первое чтение, но тогда его отклонили. В 2022 году законопроект был обновлен и принят с другим содержанием.

Теперь публикации в СМИ, социальных сетях и мессенджерах о действиях Вооруженных Сил РФ, органах государственной власти РФ без официального подтверждения могут расцениваться как заведомо ложная информация, если размещены без указания на оценочный характер таких сведений.

Действие нормы статьи 207.3 УК РФ распространяется на публикации, комментарии, опубликованные до вступления в силу Закона. Наличие поста в публичном доступе является основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Возможность прочитать, пролайкать, зарепостить дискредитирующие сведения о Вооруженных Силах РФ, посольствах РФ, прокуратуре РФ, Росгвардии, МЧС и других ведомствах, размещенные, в том числе, до 5 марта 2022 года означает, что информация подпадает под состав преступления.

  1. В соответствии с принятыми изменениями уголовного законодательства за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации предполагается штраф в размере от 700 тысяч до 1,5 миллиона рублей, в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от года до полутора лет.
  2. Другие виды наказания — исправительные работы на срок до одного года, принудительные работы на срок до трех лет или лишение свободы на тот же срок.
  3. При использовании служебного положения размер штрафа возрастает до 5 миллионов рублей, или в размере дохода осужденного за период от 3 до 5 лет.
  4. Иной санкцией по этой части статьи являются принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
  5. Максимальная санкция — лишение свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.
  6. Заведомо ложные фейки, повлекшие тяжкие последствия, будут наказываться лишением свободы на срок от 10 до 15 лет.

Кроме того, Федеральным Собранием РФ приняты корреспондирующие поправки в КоАП РФ. Так, публичные действия, «направленные на дискредитацию исполнения госорганами РФ своих полномочий за пределами территории РФ» повлекут наложение административного штрафа: на граждан в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей; на должностных лиц — от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.

Если действия правонарушителей создают угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности, то это влечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от 50 тыс. до 100 тыс. рублей; на должностных лиц — от 200 тыс. до 300 тыс. рублей.

Если гражданин привлекался к административной ответственности по данной статье в течение года, ему будет грозить уже уголовное наказание.

​​​​​​​

Помощник прокурора Плавского района Королёв В.А.

Вводится ответственность за распространение фейков о действиях ВС РФ

Депутаты Государственной Думы приняли в третьем чтении поправки в Уголовный кодекс РФ, которыми усиливается ответственность за распространение фейков о действиях Вооруженных Сил РФ, а также за публичные призывы к введению санкций против России. Они были поддержаны единогласно.

«Законопроект будет незамедлительно направлен в Совет
Федерации. Сегодня состоится заседание. После одобрения СФ
законопроект ляжет на стол Президенту РФ.

А это значит, что есть возможность,
что уже буквально завтра его нормы прямого действия заставят тех, кто
лгал и делал заявления, дискредитирующие наши Вооруженные Силы, понести
наказание, причем очень жесткое», — сказал Председатель ГД Вячеслав Володин.

«Хотелось бы, чтобы все понимали — и общество понимало, — что это мы делаем для того, чтобы защитить наших солдат, офицеров, для того,
чтобы защитить правду», — подчеркнул он.

Он напомнил, что если бы Россия не начала специальную военную
миротворческую операцию, «началась бы война, развязанная НАТО, на территории
Украины», в первую очередь — на линии соприкосновения с ДНР и ЛНР, что, по словам Вячеслава Володина, повлекло бы за собой миллионы жертв и гуманитарную
катастрофу. 

В соответствии с поправками публичное распространение под видом достоверных сообщений
заведомо ложной информации, содержащей данные об использовании Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов
Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, будет наказываться штрафом от 700 тыс. до 1,5 млн рублей. Также возможно лишение свободы на срок до трех лет.

Если нарушение закона было совершено с использованием служебного положения, по мотивам
политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти
или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой‑либо
социальной группы, то срок лишения свободы может составить до 10 лет.

Указанные выше деяния, если они повлекли тяжкие последствия,
будут наказываться лишением свободы на срок от 10 до 15 лет.

Тем, кто был подвергнут административному наказанию за публичную дискредитацию ВС РФ, грозит штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. рублей либо
лишение свободы на срок до трех лет с отсутствием права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.

Также в соответствии с законом за призывы к введению санкций против РФ будет грозить штраф до 500 тыс. рублей либо лишение свободы на срок
до трех лет со штрафом до 200 тыс. рублей.

Нормы вступят в силу с момента их официального опубликования.

Кроме того, депутаты приняли в третьем чтении корреспондирующие поправки в КоАП.

В соответствии с ними ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов
РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе за публичные призывы к воспрепятствованию использования ВС РФ, составит: от 30 тыс. до 50 тыс. рублей — для граждан, от 100
тыс. до 200 тыс. рублей — для должностных лиц, от 300 тыс. до 500 тыс. рублей — для юридических лиц.

За аналогичные действия, если они сопровождались призывами к проведению несанкционированных публичных акций, грозит максимальный штраф до 100 тыс. рублей для граждан и до 1 млн рублей — для юрлиц.

Читайте также:  Помощь жертвам семейного насилия на карантине

За призывы к введению санкций против России штрафы составят до 50 тыс. рублей для граждан и до полумиллиона рублей — для юридических лиц.

Уголовная ответственность за распространение фейков о действиях ВС РФ

25 марта 2022 года вступили в действия поправки в закон, в частности, введена статья 207.3 Уголовного кодекса РФ, которой усиливается ответственность за распространение фейков о действиях Вооруженных Сил РФ, а также за публичные призывы к введению санкций против России. 

В соответствии с поправками публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей данные об использовании Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, будет наказываться штрафом от 700 тыс. до 1,5 млн рублей. Также возможно лишение свободы на срок до трех лет.

Если нарушение закона было совершено с использованием служебного положения, по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой‑либо социальной группы, то срок лишения свободы может составить до 10 лет.

Указанные выше деяния, если они повлекли тяжкие последствия, будут наказываться лишением свободы на срок от 10 до 15 лет.

Тем, кто был подвергнут административному наказанию за публичную дискредитацию ВС РФ, грозит штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. рублей либо лишение свободы на срок до трех лет с отсутствием права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.

Также в соответствии с законом за призывы к введению санкций против РФ будет грозить штраф до 500 тыс. рублей либо лишение свободы на срок до трех лет со штрафом до 200 тыс. рублей.

Внесены поправки были и в КоАП.

В соответствии с ними ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе за публичные призывы к воспрепятствованию использования ВС РФ, составит: от 30 тыс. до 50 тыс. рублей — для граждан, от 100 тыс. до 200 тыс. рублей — для должностных лиц, от 300 тыс. до 500 тыс. рублей — для юридических лиц.

За аналогичные действия, если они сопровождались призывами к проведению несанкционированных публичных акций, грозит максимальный штраф до 100 тыс. рублей для граждан и до 1 млн рублей — для юрлиц.

За призывы к введению санкций против России штрафы составят до 50 тыс. рублей для граждан и до полумиллиона рублей — для юридических лиц.

  • Законодательство о санкциях
  • Поправки в Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» и статью 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» предусматривают применение мер санкционного характера не только к гражданам США, причастным к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, а также совершившим преступления в отношении граждан РФ, но и к иным гражданам иностранных государств вне зависимости от их гражданской принадлежности, а также к лицам без гражданства.
  • Среди санкционных мер — запрет на въезд в РФ, арест на территории России финансовых и иных активов, а также запрет на любые сделки с собственностью и инвестициями, приостановление на территории нашей страны деятельности находящихся под их контролем юридических лиц, а также полномочий в советах директоров или иных органах управления организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации.
  • При этом принятый закон не предусматривает расширения ограничений в отношении некоммерческих организаций, участвующих в политической деятельности на территории нашего государства, и не затрагивает вопросов передачи несовершеннолетних граждан России на усыновление за рубеж.
  • Материал статьи взят из открытых источников

Дата актуальности материала: 25.05.2022

Вс разъяснил порядок привлечения к уголовной ответственности за фейки о коронавирусе — тасс

МОСКВА, 21 апреля. /ТАСС/. Верховный суд России разъяснил, что нельзя привлекать к уголовной ответственности граждан, занимавшихся распространением недостоверной информации относительно коронавирусной инфекции, если они совершили свое противоправное деяние до 1 апреля 2020 года. Об этом говорится в документах, размещенных на сайте суда.

«Лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности за распространение заведомо ложной информации, указанной в диспозициях статьи 207.1 или статьи 207.

2 УК РФ («Публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан» и «Публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия»), если деяние совершено до вступления в силу Федерального закона от 1 апреля 2020 года, в том числе в случаях, когда общественно опасные последствия, предусмотренные статьей 207.2 УК РФ, наступили в период действия нового уголовного закона», — сказано в обзоре судебной практики по применению законодательства и мер по противодействию распространению в РФ коронавирусной инфекции.

В документе также подчеркивается, что если распространение заведомо ложной информации начало происходить до 1 апреля и продолжалось после него, то человека можно привлечь к уголовной ответственности только за те действия, которые были совершены начиная с 1 апреля 2020 года. «При этом обязательным условием ответственности по статье 207.2 УК РФ является наступление общественно опасных последствий, состоящих в причинной связи с такими действиями», — отмечается в обзоре судебной практики.

Разница между уголовной и административной ответственностью

В документе также уточняется, что фейки о ситуации с новой коронавирусной инфекцией становятся уголовно наказуемым деянием, если создают реальную общественную опасность.

Поясняя разницу между уголовной и административной ответственностью за распространение в СМИ или интернете заведомо недостоверной информации о коронавирусе под видом достоверных сведений, Верховный суд пояснил, что действия физического лица могут квалифицироваться по статье 207.1 УК РФ в случаях, когда распространение такой заведомо ложной информации — об обстоятельствах распространения новой инфекции, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты — с учетом условий, в которых оно осуществляется, цели и мотивов совершаемых действий (например, для того, чтобы спровоцировать панику среди населения, для нарушения правопорядка), представляет реальную общественную опасность и причиняет вред охраняемым уголовным законом отношениям в сфере обеспечения общественной безопасности».

Публичный характер распространения заведомо ложной информации «может проявляться не только в использовании для этого СМИ и информационно-телекоммуникационных сетей, но и путем выступления на собрании, митинге, распространения листовок, вывешивания плакатов и т. п.», пояснил Верховный суд.

Разница в применении административной ответственности по ч. ч. 10.1 и 10.2 ст. 13.15 КоАП РФ и уголовной ответственности по ст. ст. 207.1 и 207.

2 УК РФ заключается в лице, привлекаемом к ответственности: административная ответственность установлена только для юридических лиц, а граждане, в том числе должностные лица и руководители юридического лица, могут быть привлечены к уголовной ответственности.

При этом привлечь к уголовной ответственности за фейки можно лишь за деяния, совершенные после 1 апреля 2020 года — после вступления в силу закона, вводящего статьи о распространении фейков в УК. «При этом обязательным условием ответственности по статье 207.

2 УК РФ является наступление общественно опасных последствий, состоящих в причинной связи с такими действиями», — подчеркивается в обзоре.

Поправки в Уголовный кодекс

1 апреля президент РФ Владимир Путин утвердил поправки в Уголовный кодекс РФ о лишении свободы на срок до пяти лет за распространение гражданами заведомо ложной информации, которое привело к тяжким последствиям. Соответствующий закон был принят Госдумой и одобрен Советом Федерации на внеочередном пленарном заседании.

Согласно этим изменениям в законодательство, за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее по неосторожности вред здоровью человека, вводится наказание в виде штрафа в размере от 700 тыс. до 1,5 млн рублей или в размере дохода за период до 18 месяцев либо в виде исправительных работ до года, принудительных работ или лишения свободы до трех лет.

Если распространение фейков привело по неосторожности к смерти человека или иным тяжким последствиям, речь будет идти о штрафе в размере до 2 млн рублей или в размере дохода осужденного за период до трех лет, исправительных работах на срок до двух лет, принудительных работах или лишении свободы на срок до пяти лет. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *