Налоговый вычет

Бухгалтеры и юристы обязаны информировать о подозрительных клиентах

Бухгалтеры и юристы обязаны информировать о подозрительных клиентах Власти уточнили правила передачи в Росфинмониторинг обязательной информации, а также расширили перечень передаваемой организациями и ИП информации. Изменения касаются всех аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также лиц, оказывающих бухгалтерские услуги. Рассказываем, какую информацию должны теперь передавать бухгалтеры и аудиторы.

Новая информация для Росфинмониторинга

Постановление Правительства РФ от 06.10.2022 № 1773 расширило для аудиторов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, перечень передаваемых в Росфинмониторинг сведений.

С 1 декабря 2022 года в Росфинмониторинг необходимо представлять еще и сведения о принятых бухгалтерами и аудиторами мерах по замораживанию и блокированию денежных средств и иного имущества, принадлежащих организациям или физлицам.

Напомним, аудиторы и бухгалтеры в рамках своих договорных полномочий обязаны предпринимать меры по блокированию денег и иного имущества компаний и физлиц при наличии любых оснований полагать, что ими совершаются подозрительные операции (ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.

2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).

Меры по блокированию денег и иного имущества подозрительных клиентов включают, в том числе, полный отказ от совершения каких-либо сделок и операций (переводов) с принадлежащими таким клиентам деньгами и имуществом.

Ранее аудиторы и бухгалтеры были обязаны уведомлять Росфинмониторинг только о совершении (намерении совершения) их клиентами подозрительных операций и сделок, которые потенциально могут быть направлены на отмывание преступных доходов и финансирование терроризма.

По новым правилам с 1 декабря 2022 года (новая редакция пп. «в» п. 3 постановления Правительства РФ от 19.03.

2014 № 209) бухгалтеры и аудиторы обязаны представлять в Росфинмониторинг сведения о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих их клиентам, – организациям и физлицам.

При этом незамедлительно информировать Росфинмониторинг нужно не обо всех случаях блокировки денег и имущества подозрительных клиентов, а только в тех ситуациях, когда:

  • клиенты были включены в перечень организаций и физлиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
  • в их отношении клиентов Росфинмониторингом было принято решение о блокировании принадлежащих им денег и имущества;
  • клиенты были включены в международные перечни организаций и физлиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения.

Для передачи в Росфинмониторинг сведений о принятых мерах по блокировке денег и имущества достаточно, чтобы подозрительный клиент соответствовал хотя бы одному из вышеперечисленных условий.

Порядок представления новых сведений в Росфинмониторинг

Информацию о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих подозрительным клиентам, бухгалтеры и аудиторы обязаны представлять в Росфинмониторинг незамедлительно. Крайний срок — не позднее одного рабочего дня, следующего за днем применения мер по замораживанию и блокированию денежных средств или иного имущества.

Данную информацию необходимо представлять в форме электронного сообщения через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга. Сообщение подписывают усиленной квалифицированной электронной подписью. В электронное сообщение нужно обязательно включить:

  • сведения, необходимые для идентификации лица, в отношении которого применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
  • основание для применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и дату применения таких мер;
  • сведения о сумме замороженных денежных средств или стоимости заблокированного имущества.

При невозможности направления электронного сообщения через личный кабинет (например, по причине технического сбоя) сообщение о принятых мерах по замораживанию денег и имущества можно направить на оптическом или цифровом носителе.

К такому носителю нужно приложить сопроводительное письмо на бумаге, которое подписывается собственноручной подписью бухгалтера или аудитора.

Сопроводительное письмо вместе с цифровым носителем информации можно направить в Росфинмониторинг либо непосредственно, либо заказным письмом с уведомлением о вручении (п. 8 постановления Правительства РФ от 09.04.2021 № 569).

Адвокатов и нотариусов обязали доносить на своих клиентов: Кому теперь заблокируют банковские счета и карты

В апреле текущего года «антиотмывочное» законодательство пополнилось новыми поправками, после которых адвокаты, нотариусы, организации и ИП, оказывающие юридические, бухгалтерские и аудиторские услуги обязаны незамедлительно сообщать о ставших им известными подозрительных операциях своих клиентов.

Критерии подозрительности имеют общий характер и предполагают широкий спектр применения. При этом разглашать факт передачи информации в уполномоченный орган заявитель не вправе. То есть вполне вероятны ситуации, когда человек может не сразу понять причину возникновения проблем.

Эксперты поделились с Лайфом практикой, в каких случаях юристы и бухгалтеры на самом деле стучат, а когда этого не происходит.

https://www.youtube.com/watch?v=80xDcfDPt60\u0026pp=YAHIAQE%3D

По букве закона Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) интересуют только сомнительные операции с деньгами или имуществом, об этом прямо сказано в информационных письмах ведомства.

Контролёры могут требовать отчёта если услуги специалистов предполагают доступ к информации об операциях по сделкам с недвижимостью, по управлению банковскими счетами, ценными бумагами или иным имуществом либо к сведениям о создании и управлении юрлицами. Именно так сказано в части 1 статьи 7.1.

закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма». Но на практике всё несколько иначе.

Финмониторинг не очень интересуют, например, вопросы вступления граждан в наследство. А вот если контрольное ведомство получит сообщение о том, что россиянин приобрёл недвижимость, то тут сразу возникает повод для проверки источника происхождения средств.

И любое разовое перечисление от юридического лица физическому свыше 600 000 рублей, о котором стало известно нотариусу, частному бухгалтеру или адвокату, тоже предмет контроля.

Если финмониторинг получит сообщение о таких операциях от банка и выяснится, что тот, кто в силу своих профессиональных обязанностей, сопровождая сделку, имел информацию о подозрительных операциях, но не сообщил, то ему грозит штраф от 200 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности (пункт 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Раньше большинство адвокатов, нотариусов и других профессионалов рынка консультационных услуг исполнять рекомендации Росфинмониторинга по «доносительству» не торопились, но, как только псевдофискальные обязанности закрепили в законе, ситуация поменялась.

Учитывая, что контролёры могут получить сведения о сопровождаемых сделках из других источников, многие оказались перед выбором: потерять клиента или работу.

Поэтому сейчас большинство профессионалов стараются до погружения в дело предупредить своих доверителей, на какие темы даже не стоит заводить разговор, — рассказал адвокат Межрегиональной коллегии Москвы Дмитрий Шагин.

Бухгалтеры и юристы обязаны информировать о подозрительных клиентах

В связи со сложившейся правовой ситуацией возникает закономерный вопрос: как действия нотариусов и адвокатов согласуются с правом граждан на нотариальную и адвокатскую тайну?

До весны этого года положения «антиотмывочного» законодательства требовали от адвокатов разработать правила контроля, завести личный кабинет в системе Росфинмониторинга, собирать и хранить информацию об операциях своих клиентов, а сообщать сведения, содержащую тайну, адвокат не обязан был.

А теперь, если адвокат лично осуществляет или готовится осуществить операцию, которая может трактоваться как сомнительная, то считается, что он ​​выходит за рамки статуса независимого профессионального советника по правовым вопросам, защищённого адвокатской тайной, — разъяснил заведующий «Западной коллегией адвокатов» города Москвы Александр Инютин.

То есть если адвокат только консультирует клиента и готовит проекты документов, то полученная им информация попадает в охраняемую адвокатской тайной сферу и не подлежит разглашению.

А если защитник выполнил представительские функции и узнал о чём-либо подозрительном, то он обязан об этом сообщить, тогда его действия будут соответствовать требованиям законодательства (статье 8 закона 63-ФЗ и пункту 5 статьи 6 Кодекса профессиональной этики адвоката).

Некоторые адвокатские сообщества закрепили разъяснения подобного рода в своих внутренних документах. Среди них, например, Адвокатская палата Московской области, Адвокатская палата Ивановской области и Адвокатская палата Чувашской Республики.

Они даже указали, что несоблюдение новых требований является основанием для возбуждения дисциплинарного производства.

Похожая ситуация и с нотариусами. Нотариальную тайну никто не отменял (статья 16 Основ законодательства о нотариате), но запрет на разглашение сведений не исключает обязанности нотариуса сообщать о подозрениях по поводу операций своих клиентов в Росфинмониторинг. Парадоксальность такой правовой конструкции отметил старший юрист компании «Европейский дом права» Залимхан Магомедов.

Практика сложилась действительно странная.

Например, если некто обратится к нотариусу и попросит заверить копию свидетельства о рождении вашего ребёнка, то нотариус сообщать вам об этом человеке не вправе.

А вот если вы обратитесь за исполнительной надписью нотариуса, чтобы взыскать алименты на этого же ребёнка, то нотариус сообщит об обращении в Росфинмониторинг и сделает это без вашего ведома.

Теперь при обращении к нотариусу, адвокату, в частную юридическую или бухгалтерскую компанию нужно учитывать несколько важных моментов, которые могут повлиять на то, попадёте ли вы в списки проверки Росфинмониторинга или нет.

Во-первых: при исполнении функций, которые могут относиться к общегражданскому обороту (подача заявлений, составление платёжных документов или соглашений с указанием цены), адвокаты и нотариусы могут и будут сообщать ставшие известные им сведения в Росфинмониторинг.

Во-вторых: если человек уже находится в чёрном списке «антиотмывочного» ведомства и обратился к юристам или бухгалтерам, то те, как только узнают о наличии к вам претензий со стороны Росфинмониторинга, сразу обязаны принять меры, чтобы блокировать счета и даже имущество клиента, в том числе и то, которое было передано в счёт оплаты юридических или иных услуг.

В-третьих: при подозрении, что клиент нарушает «антиотмывочное» законодательство, в отправляемом сообщении будут указаны не только идентификационные данные обратившегося, но и сведения о его представителях и все ставшие известными данные о выгодоприобретателях, дате, сумме и обстоятельствах, в связи с которыми возникли подозрения.

Читайте также:  Правила безопасности для маленьких пассажиров, пешеходов и велосипедистов

Поэтому при любых сделках по приобретению недвижимости нужно быть готовым предоставить документы, подтверждающие источник дохода, достаточного для такой покупки, а в случае получения денег от юридического лица — иметь документы, подтверждающие законность такого рода выплат.

Если же средства зачислены на счёт до сделки, то необходимо иметь договор, объясняющий такой механизм оплаты, и быть готовым к тому, что экономическая целесообразность соглашения подобного рода может проверяться.

И, само собой, следует иметь в виду, что сообщения в финмониторинг обязаны отправлять все, кто осуществляет управление имуществом своих клиентов.

Для нотариальных операций сообщения о подозрительности неизбежны при:

  • оформлении сделки с имуществом, на которое наложено обременение (ипотека — это тоже обременение);
  • использовании депозита нотариуса (особенно если с него снимают наличные);
  • оформлении доверенности, связанной с получением средств за (или для) других людей.

При этом, когда нотариус отправит сообщение в Росфинмониторинг, рассказать об этом вам он права не имеет. То есть что-то объяснить до того, как сделку и связанные с ней банковские счета заблокируют, у вас шансов не будет.

Для комментирования авторизуйтесь!

Минфин предписал аудиторам блокировать средства подозрительных клиентов — РБК

Наряду с бухгалтерами аудиторы, осуществляющие операции по поручению клиента, начнут замораживать средства при подозрении в отмывании преступных доходов, а также при внесении в список причастных к терроризму и экстремизму

Бухгалтеры и юристы обязаны информировать о подозрительных клиентах

Евгений Павленко / «Коммерсантъ»

Новые требования антиотмывочного законодательства к бухгалтерам о блокировке средств подозрительных клиентов распространились и на аудиторские организации, следует из письма Минфина, датированного 10 апреля.

Сообщать о подозрительных клиентах в Росфинмониторинг аудиторы, как и бухгалтеры, нотариусы и юристы, были обязаны и ранее. Законодательно это требование закрепили в прошлом году. Такое уведомление не считается нарушением аудиторской тайны.

В России действуют свыше 4 тыс. аудиторских организаций и 19,5 тыс. индивидуальных аудиторов. РБК направил запрос в пресс-службу Росфинмониторинга.

В статистике Росфинмониторинга (есть у РБК), в декабре предоставленной Группе разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF), нет данных о количестве сообщений об отмывании средств от аудиторов.

При этом в рамках обязательного контроля от юристов поступило 69 сигналов за пять лет, с 2013-го по 2017 год, от адвокатов — всего восемь сигналов, все в 2015 году, от ломбардов — свыше 277 тыс.

Кредитные организации передали 61,3 млн сообщений о подозрении в отмывании средств за пять лет. Треть, или 21,4 млн сигналов, поступили в 2017 году.

Блокировки с санкции Росфинмониторинга

Новый закон, накладывающий на аудиторов и бухгалтеров дополнительные обязанности, принят 18 марта. В это время в России проходила масштабная проверка FATF. Итоги оценки антиотмывочной системы станут известны в октябре.

Согласно поправкам, аудиторы должны:

  • разработать правила внутреннего контроля и назначать ответственных должностных лиц;
  • идентифицировать бенефициарных владельцев компании-клиента;
  • фиксировать и хранить информацию.

Аудиторские организации могут предоставлять бухгалтерские услуги, совершать операции по поручению клиента, управлять его активами и т.д.

В этом случае они обязаны заморозить средства или иное имущество клиента не позднее одного дня с даты его включения в перечень лиц, причастных к экстремизму и терроризму.

Но блокировки коснутся и «не дотягивающих» до включения в этот список лиц, но признанных подозрительными межведомственной комиссией.

Заморозка средств возможна только с разрешения Росфинмониторинга, подчеркивает партнер компании НАФКО Павел Иккерт. «Компания может нести важные обязательства по оплате, и блокировка причинит бизнесу существенные убытки вплоть до расторжения договора», — отметил он.

Контроль за чиновниками

  • Еще одно новое требование — выявлять среди клиентов публичных должностных лиц: чиновников, функционеров Центробанка, федеральных служб, госкорпораций, иностранных публичных должностных лиц и представителей международных организаций.
  • При высокой степени риска коррупции и хищения бюджетных средств аудитор должен принять такого клиента на обслуживание только с письменного разрешения руководителя обособленного подразделения по контролю и обязан определить источник происхождения средств, уделить повышенное внимание к операциям таких клиентов и их родственников.
  • «Поправки добавят работы небольшим компаниям — в крупных организациях это уже давно стало частью внутренних процедур», — пояснил РБК руководитель департамента аудиторских услуг КПМГ в России и СНГ Кирилл Алтухов.
  • Однако у банков больше полномочий при проверке потенциальных клиентов: в отличие от аудиторов они могут запрашивать документальные подтверждения, подчеркивает партнер EY Игорь Буян.

Ответственность — запрет на профессию

Несоблюдение предписаний может обернуться для аудитора претензиями при проверке со стороны Казначейства, предписаниями и штрафами, а в тяжелых случаях дисквалификацией. «Последствия могут быть жесткими вплоть до исключения из саморегулируемой организации и отлучения от профессии», — предупредил Буян.

Изменения аудиторы восприняли без энтузиазма. «Мы надеемся, что новые требования и рекомендации будут в рамках стандартов проверки финансовой отчетности», — добавил Буян.

«Что касается перекладывания государственных функций, на мой взгляд, в борьбе с терроризмом и коррупцией должны участвовать все, и аудиторы должны знать своих клиентов и ограничивать работу с теми, кто вовлечен в криминальную деятельность», — считает Алтухов.

Подробнее о новых обязанностях аудиторов — в материале «РБК Pro».

Для этих сообщений даже придумали личные кабинеты с электронной подписью

На днях Росфинмониторинг опубликовал информационное письмо о том, как бухгалтерским и юридическим компаниям быстро и просто рассказать государству о подозрительных операциях своих клиентов. Бухгалтерское сообщество возмутилось, а в соцсетях стали появляться посты с обещаниями так не делать. Мол, ни за что и никогда не согласимся стучать на своих клиентов.

Вроде бы в законе нет ничего нового: это требование появилось много лет назад. Но напоминание Росфинмониторинга заставило предпринимателей волноваться. Получается, что бухгалтерская компания, нотариус или юридическая консультация, которые имеют доступ к документам и видят все движения по счетам, могут что-то заподозрить и рассказать об этом надзорному органу. Даже не могут, а обязаны.

Это значит, что частная фирма или даже ИП, который ведет ваш бухучет на аутсорсе или составляет для вас договоры, обязаны рассказывать Росфинмониторингу о своих подозрениях. Не о доказанных фактах, а именно о подозрениях.

Например, вы оказываете рекламные услуги, консультируете клиентов или
разрабатываете ПО. Бывает, что такие формулировки используют фирмы-однодневки, чтобы обналичивать деньги.

А вы так не делаете и честно работаете, но тоже получаете деньги за услуги: ничего не покупаете, аренду не платите, официальных сотрудников у вас нет.

Вдруг бухгалтеру покажется, что вы тоже занимаетесь обналом, — он возьмет и пожалуется.

Или вы обратились к юристу, чтобы он составил договор. И просите сделать такой, чтобы ни актов, ни счетов не выставлять и не подписывать — законный способ облегчить жизнь себе и клиентам.

А еще директор в своей фирме не вы, а другой человек, который оформил на вас доверенность. Это тоже законно.

Но юристу это может показаться странным, он решит выполнить требование закона и расскажет о подозрениях Росфинмониторингу.

Но никто не запрещает им рассказать о подозрениях или задавать вопросы до того, как что-то куда-то сообщить. Если компания дорожит своими клиентами и конкретно вами, она так и сделает. Другое дело — сможете ли вы развеять эти подозрения и где грань между пояснениями и погружением в кухню бизнеса. Скорее всего, все решит профессионализм бухгалтера и уровень ваших с ним партнерских отношений.

Проверить подозрения бухгалтера нельзя. Признаков у незаконных операций много, и не всегда сделка с такими признаками и правда подозрительная. Если бухгалтерской компании ничего странным не кажется, она и не обязана никуда сообщать. Даже в случае претензий Росфинмониторинга всегда можно сказать, что достаточных оснований полагать, что операция подозрительная, не было.

Да, для бухгалтерских и юридических компаний, которые обязаны сообщить о подозрительных операциях, но почему-то этого не сделали, есть статья в административном кодексе. Их могут оштрафовать на 100 тысяч рублей, а директору выписать еще как минимум 10 тысяч.

И здесь есть вот какой нюанс. Бухгалтерам и юристам, которые оформлены как ИП, штраф по этой статье не грозит: она касается только организаций и их сотрудников. То есть сообщать о подозрениях обязаны все, а оштрафовать могут только фирму.

Будьте параноиком при выборе бухгалтерской компании. Если бухгалтеры на аутсорсе убеждают вас, что точно ничего никому не передадут, это не значит, что так и будет. В соцсетях пишут, что никто сообщать не собирается, потому что за это нет штрафов. Но штрафы есть, и платить их никто не захочет.

Отдайте бухучет своему банку. Многие банки сейчас сами начисляют налоги и даже сдают за клиентов отчетность. Ваш банк и так все про вас знает: он тоже соблюдает 115-ФЗ и наблюдает за вашими операциями.

Но банк работает под контролем государства, и ему невыгодно без повода жаловаться в Росфинмониторинг. У банка как минимум есть специальные люди, которые хорошо знают этот закон и признаки подозрительных операций.

Так будет хотя бы меньше людей, которые в курсе ваших сделок и коммерческих тайн.

Наймите бухгалтера в штат. Он не обязан регистрировать личный кабинет и сообщать в Росфинмониторинг о ваших сделках.

И он поможет вам правильно все оформить, чтобы не попасть под подозрения банка, посторонних юристов и налоговой.

Но не забывайте, что по умолчанию бухгалтер в штате не несет полную материальную ответственность, если причинит вам вред. Сами решайте, что надежнее.

Бухгалтеры и юристы обязаны информировать о подозрительных клиентах

В конце января 2018 года бухгалтерское сообщество всколыхнула опубликованная на сайте Росфинмониторинга информация. Фирмам и частникам, оказывающим аутсорсинговые услуги бухучета, напомнили о том, что они обязаны оповещать государство о подозрительных клиентах.

И рассказали, как получить доступ к личным кабинетам, через которые следует передавать данные. Требование распространяется также на юристов и нотариусов.

Обязательство прописано в Федеральном законе № 115, разработанном для противодействия финансированию терроризма и отмыванию нелегальных доходов.

При чем здесь бухгалтеры и юристы

К работникам именно этих профессий клиенты обращаются для проведения сделок с недвижимостью, создания организаций, управления имуществом и денежными вкладами. Такого рода финансовые операции могут быть признаком легализации барышей, полученных преступным путем, или других махинаций.

Адвокатам, нотариусам и предпринимателям, оказывающим бухгалтерские услуги, следует быть бдительными. Статья 7.1 ФЗ-115 обязывает их передавать информацию о клиентах, если есть хотя бы один повод предположить, что операция незаконна. При этом не уточняется, что может служить поводом, а что нет.

Читайте также:  Электронные трудовые книжки с 2020 года: как подготовиться, что делать работадателям

Попасть под подозрение? Легко!

Допустим, ваша компания собирается перечислить спонсорскую помощь благотворительной организации. У вас есть шанс загреметь в черный список, потому что подобные схемы используют преступные группировки для обналичивания денег.

Они делают благотворительные взносы на счета некоммерческих предприятий. Те якобы распределяют помощь между подопечными, а на деле оформляют выплаты на подставных лиц.

В результате «благотворители» получают обратно внесенные средства, но уже наличными.

https://www.youtube.com/watch?v=xEFrpJWMC5A\u0026pp=YAHIAQE%3D

Другой пример. Вы обращаетесь к юристу с просьбой разработать удобную для вас форму договора, позволяющую работать без подписания актов и выставления счетов. Расчеты будут происходить легально и прозрачно, а бумажной волокиты меньше. У бдительного законника есть повод увидеть за этим преступные намерения и дать наводку уполномоченному органу Росфинмониторинга.

Случается, что открытием фирмы занимается доверенное лицо. Действует при этом по закону — предоставляет паспорт учредителя, полный комплект документов, необходимых для регистрации.

Процедура может пройти гладко, а может и зажечь сигнальную лампочку в голове юриста, которому поручено оформление.

Все потому, что множество фирм-однодневок регистрируется по паспортам, полученным незаконным способом. Например, украденным.

Как понять, что я на мушке

Никакой бухгалтер или юрист не станет сообщать «подозреваемому» о том, что сведения о нем будут отправлены в Росфинмониторинг. Хотя бы потому, что разглашение факта передачи запрещено все той же статьей 7.1 закона ФЗ-115. В компании, где дорожат клиентами, скорее всего, попытаются получить дополнительные данные по проблемным вопросам. Это поможет развеять или подтвердить сомнения.

Если делу, с которым вы обратились в юридическую или бухгалтерскую фирму, уделяется повышенное внимание, вполне возможно, что вы в зоне риска.

Не принимайте в штыки расспросы, отвечайте развернуто, старайтесь всесторонне осветить задачу, с которой обратились к специалисту.

Приводите аргументы, подтверждающие отсутствия преступного умысла, и прислушивайтесь к дельным рекомендациям по оформлению сделки или составлению платежных документов.

Почему всполошились бухгалтеры

Закон действует давно, а Росфинмониторинг зачем-то решил напомнить о нем. Вероятно, неспроста. Возможно, контроль над его выполнением, как и ответственность за нарушения, станет жестче.

Проблемы с федеральной службой никому не нужны. Особенно когда есть риск поплатиться за них материально. А он есть: согласно статье 15.

27 КоАП РФ, не сообщившим об обоснованных подозрениях юридическим и бухгалтерским организациям грозят немалые штрафы.

Как не попасть на карандаш

На все сто от этого никто не застрахован. Но если придерживаться некоторых правил, можно свести опасность к нулю. Старайтесь избегать схем и приемов, распространенных среди тех, кто отмывает нечестные доходы.

А если используете их, предоставьте юристу или бухгалтеру максимум убедительных доказательств в пользу того, что не делаете ничего противозаконного. Обращайтесь к проверенным специалистам, с которыми давно установились партнерские отношения: вы знаете их, они знают вас.

А если ресурсы предприятия позволяют, наймите в штат собственного бухгалтера и не пользуйтесь услугами аутсорсинговых компаний.

Наши дела по теме

Услуги для юрлиц

Бухгалтеры должны выявлять подозрительных клиентов: Росфинмониторинг рассказал, каких доносов ждет

Росфинмониторинг, наконец, подробно рассказал, кто и зачем должен регистрироваться в личном кабинете на его сайте. 

Кто должен сообщать

Антиотмывочный закон 115-ФЗ в ряде случаев предписывает идентифицировать клиентов и в случае подозрений на легализацию ими доходов, сообщать в Росфинмониторинг.

В соответствии со ст.7.1 закона 115-ФЗ это требование распространяются на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

  • — сделки с недвижимым имуществом;
  • — управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  • — управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • — привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • — создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

Таким образом, организации и ИП, осуществляющие вышеуказанную деятельность, обязаны исполнять требования законодательства в сфере ПОД/ФТ.

Такие разъяснения даются в Информационном письма Росфинмониторинга № 54 от 19.07.2018.

Личный кабинет

Необходимо ли лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, подключаться к Личному кабинету на сайте Росфинмониторинга?

Да, сообщается в письме службы.

В силу положений пункта 2 статьи 7.

1 Федерального закона № 115-ФЗ при наличии у лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции клиентов осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем или финансирования терроризма, они обязаны уведомить об этом Росфинмониторинг.

Порядок передачи такой информации утвержден Постановлением Правительства от 16.02.2005 № 82.

Формат представления информации, форма кодирования и перечни (справочники) кодов, подлежащих использованию при ее представлении, иные особенности представления информации, а также информационно-телекоммуникационные сети, подлежащие использованию для передачи информации в электронной форме, регламентируется Инструкцией, утвержденной Приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 № 110.

Согласно пункту 2.8 Инструкции представление формализованных электронных сообщений (ФЭС) осуществляется лицами с использованием Личного кабинета.

Учитывая изложенное, лицам, оказывающим бухгалтерские и юридические услуги, необходимо зарегистрироваться в Личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга.

Арбитражный управляющий

Необходимо ли арбитражному управляющему подключиться к личному кабинету на сайте Росфинмониторинга, если он оказывает юридические услуги юридическим и физическим лицам в процедурах банкротства?

Арбитражный управляющей, оказывающий юридические услуги юридическим и физическим лицам в рамках процедуры банкротства, не является субъектом статьи 7.1 закона № 115-ФЗ и на него не распространяются требования антиотмывочного законодательства.

Вместе с тем арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности и предпринимательской деятельностью.

В случае осуществления арбитражным управляющим иной предпринимательской деятельности, в частности, предпринимательской деятельности, поименованной в статье 7.

1 закона N 115-ФЗ, на него распространяются обязанности по исполнению требований законодательства в сфере ПОД/ФТ, в том числе по подключению к Личному кабинету как лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических услуг.

Регистраторы

Относится ли деятельность организации по оказанию услуг по регистрации юрлиц к операциям, указанным в пункте 1 статьи 7.1 закона № 115-ФЗ? Необходимо ли им подключиться к Личному кабинету на сайте Росфинмониторинга? Да, сообщается в письме.

Согласно положениям статьи 7.

1 закона № 115-ФЗ отдельные требования законодательства в сфере ПОД/ФТ распространяются, в том числе, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юруслуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента сделки по созданию организаций, обеспечению их деятельности или управлению ими, а также по купле-продаже организаций.

Согласно положениям ГК, юрлица и ИП приобретают правоспособность (считаются созданными) после внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Учитывая изложенное, деятельность по оказанию услуг по госрегистрации юрлиц (ИП) относится к деятельности лиц, указанных в статье 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ.

В случае, если лицо осуществляет указанную деятельность, на него распространяются обязанности по исполнению требований законодательства о ПОД/ФТ, предусмотренные статьей 7.1 закона № 115-ФЗ, а также по подключению к Личному кабинету на официальном сайте Росфинмониторинга.

Обеспечение деятельности

Что включает в себя закрепленное в ст. 7.1 закона № 115-ФЗ словосочетание «обеспечение их деятельности», и является ли договор на оказание бухгалтерских или юридических услуг обеспечением такой деятельности?

Обеспечение деятельности общества (предприятия) может включать юридическое, бухгалтерское, информационное и другие виды сопровождения деятельности общества, которые требуют специальных профессиональных знаний.

Юридическое обеспечение деятельности являет собой правовое сопровождение деятельности общества, например, организация деятельности общества, разработка и анализ учредительных и других документов, консультационные услуги по профильному законодательству, оценка хозяйственных схем с правовой точки зрения, анализ и составление договоров и сопровождающих документов, сопровождение заключаемых обществом сделок (договоров), а также прочие консультации в сфере трудового и гражданского права, деловая переписка и т.д.

Бухгалтерское обеспечение деятельности являет собой профессиональное и качественное бухгалтерское сопровождение деятельности общества, в частности, организация и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование, обработка первичных документов, оформление документов, сдача отчетности и др.

Юридическое или бухгалтерское обеспечение деятельности может получать общество, в штате которого есть юрист/бухгалтер, или же если таковой отсутствует, в том числе и на основании заключенного договора на оказание юридических и/или бухгалтерских услуг.

При этом субъектом исполнения статьи 7.1 закона № 115-ФЗ является организация или ИП, оказывающие юридические и/или бухгалтерские услуги на основании заключенного договора на оказание соответствующих услуг.

Правила внутреннего контроля

Распространяется ли на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, обязанность по разработке правил внутреннего контроля, а также назначению специального должностного лица?

В соответствии со статьей 3 закона № 115-ФЗ организация внутреннего контроля — это совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.

Организации и ИП, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, обязаны разработать правила внутреннего контроля, а также назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля.

Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию, утверждены Постановлением Правительства от 29.05.2014 № 492.

Штат бухфирм

  1. Обязан ли ИП, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, нанимать отдельного сотрудника на должность специального должностного лица?
  2. Необязательно, сообщается в письме.

  3. Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, вправе как самостоятельно исполнять функции специального должностного лица, так и возложить указанные обязанности на работника (при наличии), при условии соблюдения требований по прохождению обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Передача информации

Необходимо ли лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, представлять в Росфинмониторинг информацию, предусмотренную подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 закона № 115-ФЗ?

Нет, ответил Росфинмониторинг.

Положения подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ на субъектов статьи 7.1 указанного Федерального закона не распространяются.

Напомним,3 в пп.7 п.1 ст.7 закона 115-ФЗ идет речь об обязанности не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган.

С другими рекомендациями Росфинмониторинга по исполнению лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских и юридических услуг, требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, можно ознакомиться на сайте ведомства.

Росфинмониторинг разработал для аудиторов методические рекомендации, как выявлять сомнительные сделки клиентов и сообщать об этом

6 декабря 2018 года Минфин РФ, совместно с ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт» и Росфинмониторингом провел круглый стол на тему: «Повышение роли аудиторов в антиотмывочной системе». В мероприятии также приняли участие саморегулируемые организации аудиторов и представители бизнес-сообщества.

За круглым столом участники обсудили возможные риски легализации преступных доходов и финансирования терроризма при оказании аудиторских услуг и рассмотрели новые требования «антиотмывочного» законодательства к аудиторам.

Читайте также:  Как действовать и куда обращаться, если вас затопили соседи сверху

В ходе мероприятия Росфинмониторинг представил разработанные для аудиторов методические рекомендации, в документе разъяснятся порядок выявления сомнительных сделок и операций клиентов. О подозрительных случаях при проверке компаний аудиторов обязали сообщать в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

По каким критериям аудиторы будут оценивать «сомнительность» сделки? Какие компании попали в зону риска в связи с изменениями? Как организовать взаимодействие с аудиторами, чтобы обезопасить свои интересы? Ответим в статье на эти и другие вопросы.

Содержание рекомендаций

Методические рекомендации для аудиторов (Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 23 ноября 2018 г.

№ 56) разработаны во исполнение и в соответствие с Федеральными законами: № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее-ФЗ № 115), № 307 «Об аудиторской деятельности» (далее-ФЗ № 307), международными стандартами ФАТФ, международными стандартами аудита и иными нормативно-правовыми актами.

Кроме общих положений, рекомендации разделены на два блока, один из которых посвящен рискам отмывания доходов и финансирования терроризма (далее — ОД/ФТ) при совершении операций, а второй порядку уведомления контролирующего органа при выявлении таких рисков.

В тексте документа разъясняется, что аудиторы могут делать выводы о наличии риска в действиях проверяемого лица, руководствуясь своим профессиональным суждениям и оценкой деятельности этого лица по определенным критериям.

Основные критерии определения риска

Рекомендациями определены три основные группы рисков:

  1. Страновые — связанные со страной, определенной географической территорией деятельности или регистрации проверяемого.
  2. Операционные — связанные с определенными услугами, операциями, поставками, продуктами проверяемого лица.
  3. Клиентские — связанные с деятельностью самого проверяемого и его контрагентов.

В первой группе перечислено 6 оснований для определения риска, например:

  • проверяемое лицо, его партнеры или бенефициарные владельцы являются резидентами стран, не имеющих надлежащих систем противодействия ОД/ФТ, или стран оказывающих поддержку террористической деятельности;
  • контрагенты или клиенты аудируемого лица являются нерезидентами РФ;
  • контрагенты или клиенты проверяемого, его филиалы зарегистрированы на территории государств, в отношении которых применяются специальные экономические меры в соответствии с ФЗ N 281-ФЗ «О специальных экономических мерах».

К операционным отнесены риски, связанные с возможным «обналичиванием» денег, хищением, с проведением трансграничных операций с обращением ценных бумаг, с мошенничеством или преднамеренным банкротством, а также с лицами, подпадающими под санкционный режим. Операционные риски могут возникнуть по 28 основаниям, перечисленным в Методических рекомендациях, к ним относятся, например:

  • операции компании, выходящие за рамки обычной деятельности;
  • банковские авуары;
  • операции проверяемого, проводимые на трансграничной основе в юрисдикциях с разными обстоятельствами ведения бизнеса и культурами;
  • операции по приобретению имущества с отсрочкой/рассрочкой платежа под проценты за отсрочку/рассрочку, если проценты переводятся на счета иностранных банков;
  • большое количество операций с наличными деньгами;
  • многочисленные перепродажи товаров и услуг;
  • инвестиции в недвижимость по высоким, или, наоборот, заниженным ценам;
  • прощение долга по неисполненным обязательствам.

К категории клиентских отнесены риски, связанные с особенностями структуры собственности и органов управления аудируемого, с его репутацией и образом действий, с возможной коррупцией и хищением государственных средств, с особенностями деятельности. Всего в группе 28 оснований для определения риска, например:

  • регистрация клиента проверяемого, или его партнеров по массовому адресу;
  • интенсивный оборот денежных средств;
  • осуществление консалтинговой, строительной, туроператорской деятельности, розничная торговля;
  • отказ проверяемого лица в доступе проверяющего к его документации;
  • необычные задержки предоставляемой информации.

Дополнительные критерии и факторы риска

Кроме перечисленных в перечнях Методических рекомендаций рисков ОД/ФТ, аудитор в ходе проверки может выделить и другие, дополнительные группы рисков. Перечни могут дополняться аудиторами на основании анализа операций проверяемых лиц, складывающейся практики взаимодействия с ними, или других факторов.

При определении рисков аудиторами должны учитываться и признаки необычных сделок, установленных Приказом Росфинмониторинга от 08.05.

2009 N 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок».

Этим приказом определен длинный перечень признаков, вызывающих подозрение, который применяется для оценки деятельности как юридических лиц, так и ИП.

Важно отметить, что некоторые из признаков можно выявить в деятельности очень многих компаний, например:

  • необоснованная поспешность в проведении операции;
  • заключение договоров с компанией или ИП, период деятельности которых с момента регистрации составляет менее года;
  • осуществление сделки с недвижимым имуществом, стороной по которой выступает нерезидент.

Также в Методических рекомендациях перечисляются факторы, которые повышают риски ОД/ФТ. При проведении проверки аудиторы должны их учитывать наряду с основными критериями. Такими факторами являются:

  • отсутствие сведений о клиенте проверяемого лица, или его партнере в открытых источниках информации;
  • отсутствие централизованного корпоративного управления и деятельность проверяемого лица сразу в нескольких юрисдикциях;
  • наличие записи о недостоверности сведений о клиенте аудируемого, или его партнере в ЕГРЮЛ;
  • привлечение деловых посредников, обоснованность привлечения которых является неочевидной;
  • существенная недостача материальных активов.

Уведомление Росфинмониторинга

Информация о подозрительных операциях будет передаваться в контролирующий орган как в случае обязательного, так и в случае инициативного аудита.

Сведения направляются аудитором в Росфинмониторинг электронным сообщением через личный кабинет на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу.

Если передать информацию указанным способом невозможно, она представляется в госорган на машинном носителе в виде электронного документа.

При этом на аудитора возлагается обязанность по соблюдению мер, исключающих доступ к документам третьих лиц во время доставки.

Важно отметить, что аудитор не вправе сообщить клиенту о том, что направил сведения о его подозрительных операциях. Запрет на разглашение такой информации установлен пунктом 4 части 7.1 ФЗ № 115 и пунктом 3.1 части 2 статьи 13 ФЗ № 307.

Как новые правила повлияют на бизнес?

Новые Методические рекомендации вызвали неоднозначную реакцию в бизнес-сообществе. В большинстве случаев компании приглашают аудиторов по собственной инициативе для проверки своего финансового положения. Очевидно, что бизнесмены не готовы платить аудиторам за проверки, направленные, в том числе, и на выявление рисков ОД/ФТ.

Критерии риска в Методических рекомендациях разрабатывались для недопущения финансирования терроризма и отмывания доходов.

Из текста документа следует, что особое внимание аудиторы должны уделять сложным, запутанным и не имеющим объективного экономического смысла операциям.

Однако при определении групп риска использованы общие, расплывчатые, формулировки, затрудняющие понимание и позволяющие подвести под представленные в документе критерии подавляющее количество сделок.

Например, к показателям риска отнесены попытки аудируемого лица затруднить понимание его деятельности, но не разъяснено, какими конкретно действиями (бездействием) проверяемый может затруднять понимание своей деятельности.

Также к категории клиентских рисков относится необычная задержка предоставления запрошенной аудитором информации, но понятие «необычности» задержки не раскрывается.

Вызывает вопросы еще одна формулировка: риском является подозрение, что руководство проверяемого лица действует по указанию третьих лиц, сведения о которых не раскрывает. Но на чем могут основываться эти подозрения и как должны подкрепляться?

В первую очередь в «зоне риска» оказываются компании, осуществляющие виды деятельности, прямо перечисленные в Методических рекомендациях: продажа легкового транспорта, туризм, строительство, консалтинг и др. Особое внимание уделяется компаниям, сотрудничающим с иностранными контрагентами и юридическим лицам.

Тем не менее, в поле зрения Федеральной службы по финансовому мониторингу может попасть практически любое проверяемое лицо.

С принятием новых правил, в Росфинмониторинг может быть передана информация о подозрительных операциях любой компании, если в ходе проверки аудитор определит риски, руководствуясь оценкой деятельности аудируемого, или своим профессиональным суждением. Риск есть даже в случае, когда формально операция не соответствует критериям, указанным в Методических рекомендациях.

При этом мнение аудитора может быть субъективным и не соответствующим действительности, однако сведения о компании все равно будут переданы в контролирующий орган. А дальше компании придется доказывать отсутствие в деятельности признаков ОД/ФТ.

Как предотвратить признание операций подозрительными?

Напомним, что согласно ФЗ № 115, сообщать в Росфинмониторинг о подозрительных клиентах, кроме аудиторов, должны бухгалтеры, адвокаты и нотариусы, юристы.

Государство усиленно контролирует сферу предпринимательской деятельности в части соблюдения «антиотмывочного» и антитеррористического законодательства.

С последствиями такого контроля столкнулись многие представители бизнес-сообщества, чьи банковские счета были заблокированы в результате проверок, а компании внесены в список «подозрительных».

Очевидно, что во избежание неприятностей с контролирующими органами компания должна вести деятельность, полностью отвечающую требованиям закона, но даже при соблюдении этого условия остаются риски.

Новые Методические рекомендации существенно расширяют перечень компаний, сделки и операции которых могут вызывать подозрение.

Учитывая тот факт, что аудитор не будет сообщать о выявленных рисках, руководство компании может узнать о направлении сведений в Росфинмониторинг уже постфактум.

Поэтому важно проверять благонадежность контрагентов через общедоступные сервисы, запрашивать документации у потенциальных партнеров и подстраховываться иными способами.

Игнорирование этого этапа может привести к тому, что сведения о компании попадут в Росфинмониторинг на том основании, что подозрения вызывает не сам аудируемый, а его контрагент.

Также аудиторы обращают внимание на позицию компании относительно профилактики правонарушений. Хорошим показателем будут внедрение в бизнес- процесс процедур для обеспечения добросовестной работы компании, разъяснительная работа с сотрудниками (инструктажи, ознакомление с тематическими НПА) и полностью прозрачная отчетность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *