Как ГИБДД проверяет водителей на алкоголь: алгоритм действий
16.04.2021 | 38333 просмотра
Проверка на алкоголь — явление, которого в нашей стране опасаются все водители, даже самые закоренелые трезвенники. Оно и понятно! Статья 12.
8 КоАП — одна из самых жестких в законодательстве и предусматривает лишение прав на срок 1,5-2 года вместе со штрафом 30 000 рублей, а при повторном нарушении — лишение водительских прав на три года и штраф 50 000 рублей.
Мало кому хочется понести такое наказание, чем часто и пользуются нечистые на руку инспекторы ДПС.
С наступлением теплой погоды ГИБДД традиционно активизирует профилактические рейды «Нетрезвый водитель». Поскольку автомобилисты не всегда знают, как правильно себя вести в данной ситуации, мы решили рассказать о некоторых нюансах подобных мероприятий.
Рейд? А он чем-то отличается от обычной проверки на алкоголь?
И да и нет. Начнем с самого очевидного: для того, чтобы проверить водителя на состояние опьянения (алкогольного или наркотического), инспектору ГИБДД никакие рейды вообще не нужны. Достаточно заподозрить водителя в употреблении алкоголя или запрещенных веществ.
Формально для этого он должен выявить у него признаки опьянения, к которым относятся запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, а также поведение, не соответствующее обстановке.
Если инспектор заметит что-либо из перечисленного, он имеет законное право провести освидетельствование на состояние опьянения (то есть проверить водителя на сертифицированном алкотестере), а в случае положительного результата или сомнений — отправить на медосвидетельствование.
(Кстати, не надо путать понятия «освидетельствование» и «медосвидетельствование», но об этом мы еще поговорим!). Такие правила действуют для любых проверок на состояние опьянения.
А вот дальше начинаются нюансы. Во-первых, иногда ГИБДД проводит так называемые «сплошные проверки», во время которых инспекторы останавливают весь поток автомобилей, предлагая «дыхнуть в трубочку» каждому водителю, а не только тем, кто вызывает у них подозрения.
При отрицательном результате автомобилиста сразу же отпускают, при положительном — направляют на медосвидетельствование. Во-вторых, при обычной проверке медосвидетельствование водителя обычно проводится в специальных учреждениях, чаще всего — в больницах.
А вот во время «облав» бывает, что его организуют прямо на месте — в так называемом передвижном пункте медосвидетельствования (ППМО). Кажется, что принципиальной разницы, где проходить проверку, нет, но на самом деле эти нюансы очень важны.
Итак, с чем же вы можете встретиться во время рейда?
Гаишник предлагает «подышать ему в лицо» («дыхнуть в фуражку», выдохнуть в ладошку и т. д.). Что делать-то?
Иногда разговор с инспектором начинается с такого странного, на первый взгляд, предложения. Все дело в том, что процедура проверки на алкоголь в действительности четко регламентирована. А вот поведение инспектора ДПС — не всегда.
Например, сторонние просьбы никем не запрещены. То есть если гаишник предлагает вам «подышать в фуражку», формально он ничего не нарушает.
Точно так же инспектор ГИБДД может предложить вам, скажем, поговорить о погоде или обсудить характеристики автомобиля.
«Это не имеет отношения к закону, это — неуставные отношения, но общаться инспектору с участником дорожного движения на отвлеченные темы никто не запрещает, — пояснил корреспонденту Дрома координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Здесь никогда не докажешь, что инспектор “нюхал” водителя из-за подозрения в опьянении, а не из-за понравившегося запаха его зубной пасты», — добавил активист.
Как реагировать на такие предложения? В общем-то, дело ваше. По закону водитель действительно не обязан открывать рот и как-то выдыхать в сторону инспектора или куда-то еще.
Так что можете отказываться, ссылаясь, например, на сложную эпидемиологическую обстановку.
Хотя, с другой стороны, если вы не боитесь дальнейших «разводов» и точно знаете, что не употребляли ничего запрещенного, можете и дыхнуть — юридических последствий у такого действия все равно нет.
Мне предлагают «дыхнуть в трубочку»!
А вот это уже вполне законное и регламентированное требование! Независимо от того, остановили вас во время рейда или нет, у инспектора должны быть причины, чтобы проверить вас на алкоголь. Поэтому первым делом попросите его показать служебное удостоверение в развернутом виде (он обязан это сделать в соответствии с п. 2.4 ПДД и п.
20 Приказа № 185 МВД РФ), перепишите или сфотографируйте данные удостоверения, а затем попросите назвать признаки, по которым инспектор решил, что вы находитесь в нетрезвом состоянии. Делайте это максимально вежливо, чтобы не провоцировать дальнейшее давление.
Скорее всего, «гаишник» назовет необходимые признаки, но вы сразу дадите понять, что настаиваете на соблюдении всех законных процедур.
Если вы согласны пройти проверку на месте, не спешите это делать. Для начала потребуйте составить протокол об отстранении от управления транспортным средством.
Разумеется, многим инспекторам ГИБДД не хочется возиться с бумагами, искать понятых или вести съемку, поэтому в ход может пойти психологическое давление. Не поддавайтесь, закон на вашей стороне.
Хотя в МВД неоднократно предлагали изменить данную процедуру, к счастью для водителей пока что ничего не поменялось.
«Перед любой проверкой на алкоголь обязательно составление протокола об отстранении от управления автомобилем. Этот протокол — самый первый процессуальный документ, который инспектор обязан составить.
Все предложения “просто подышать в приборчик” не имеют под собой никаких законных оснований, и освидетельствование на состояние алкогольного опьянения может проводиться только после составления протокола об отстранении от управления в присутствии понятых или под видеозапись», — пояснил корреспонденту Дрома юрист, адвокат Общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько.
Кроме того, проверка водителя должна проводиться только с помощью специального сертифицированного прибора, прошедшего поверку и имеющего серийный номер.
Поэтому если инспектор все же составил протокол об отстранении водителя от управления ТС, попросите у него копию сертификата на прибор и сравните данные.
Не исключено, что у экипажа ДПС сертифицированного прибора или документов на него может просто не оказаться. И конечно, никаких «китайских алкотестеров»!
«Инспектор обязан использовать специальный прибор, который есть не у каждого.
Данный прибор в обязательном порядке выдает бумажный “чек” с результатами освидетельствования, в котором указываются и остальные важные данные: время, фамилия инспектора и водителя и т. п.
Никакие спецрейды, проверки и облавы не снимают с инспектора обязанности оформить все процессуальные документы и не допускают нарушения норм закона, регламентирующих процесс освидетельствования», — уточняет адвокат Сергей Радько.
Все на месте, но вы все равно не согласны «дышать в трубочку»? Тогда вспомним тот самый важный момент. Проверка на опьянение инспектором ДПС на месте называется «освидетельствованием», а в специализированном медицинском учреждении — «медосвидетельствованием».
Водитель обязан проходить обе проверки, однако отказ от освидетельствования каких-либо последствий за собой не влечет. А вот если водитель отказался проходить медосвидетельствование, фактически это означает автоматическое лишение водительских прав.
Инспекторы ГИБДД об этом знают, поэтому иногда идут на уловку: предлагают водителю «просто подписать документ о несогласии», не уточняя, за что именно придется расписываться.
Не ведитесь на этот трюк! Внимательно смотрите, где именно вы ставите подпись, а при наличии в протоколе пустых полей, оставленных инспекторами ГИБДД, смело ставьте букву Z.
Согласно официальной статистике ГИБДД, в 2020 году на российских дорогах было выявлено 294 047 водителей в состоянии опьянения. Еще 170 219 водителей отказались от прохождения медицинского освидетельствования. Это несколько меньше, чем в 2019 году, когда было выявлено 298 188 пьяных водителей и 169 012 «отказников».
Любопытно, что далеко не все автомобилисты, попавшиеся на «пьяной езде», в итоге лишились водительских прав. Например, в 2020 году было зафиксировано 44 758 случаев, когда дело в итоге было прекращено сотрудниками полиции, и еще 4251 случай, когда дело прекращалось в судебном порядке.
Как правило, такое бывает в случае явных ошибок в протоколе со стороны инспектора ДПС, оформлявшего правонарушение.
На медосвидетельствование вас могут отправить только в том случае, если первичная проверка показала, что вы — пьяный. То есть тот самый сертифицированный прибор должен зафиксировать уровень алкоголя в выдыхаемом воздухе более 0,16 мг/л.
Причем замер происходит в присутствии понятых (или под видеозапись), а инспектор должен в вашем присутствии вскрыть новый мундштук и надеть его на алкотестер.
Если после этого прибор покажет значение, превышающее 0,16 мг/л алкоголя в выдыхаемом воздухе, вас могут отправить на медосвидетельствование. В противном случае это будет незаконно.
А теперь о самой процедуре медосвидетельствования. В соответствии с пунктом 137.
4 185-го приказа МВД медосвидетельствование на состояние опьянения можно проводить как в специальной медицинской организации, так и в передвижном медицинском пункте (ППМО). То есть закон это разрешает.
Другое дело, что не любой автомобиль скорой помощи является таким передвижным пунктом! Существует совершенно конкретный перечень требований к ППМО, которым он должен соответствовать. Перечислим некоторые из них:
- Высота салона на менее 1,85 м.
- Салон должен быть оснащен резиновой дорожкой шириной 0,6 м и обладать длиной не менее 3 м.
- В ППМО должны быть боковая (для входа) и задняя (распашная) двери; проемы дверей должны быть оборудованы подножками, выдерживающими нагрузку до 200 кг, и местным освещением.
- Общий уровень освещенности салона должен быть не менее 100 лк, оборудован дополнительным направленным светильником, обеспечивающим освещенность не менее 600 лк с диаметром светового пятна 200 мм на уровне рабочего места персонала ППМО.
- В салоне ППМО должны быть предусмотрены два рабочих сиденья для медицинского персонала, сиденье для освидетельствуемого и рабочий стол для оформления актов и заполнения журнала.
- Салон ППМО должен быть оборудован умывальником с запасом чистой воды не менее 7 л и емкостью для сбора отработанной воды объемом не менее 10 л, биотуалетом, съемным пластмассовым (герметичным) мусоросборником не менее 30 л, а также бортовым холодильником объемом не менее 10 л для хранения биологических проб.
Не любой автобус с красивой надписью в действительности является ППМО. К примеру, есть ли здесь туалет, резиновая дорожка и необходимая высота?
Каждый ППМО должен иметь регистрационное удостоверение Минздрава РФ, которое можно и нужно требовать в случае, если вас привели на медосвидетельствование именно туда. Его нет? Тогда настаивайте на проведении медосвидетельствовании в медицинской организации — т. е. в больнице, а если вам не дают этого сделать, обязательно отразите несоответствие ППМО в протоколе.
И, пожалуй, самое главное.
Вся предварительная процедура перед медосвидетельствованием в ППМО должна быть точно такой же, как в случае с больницей: протокол об отстранении водителя от управления — освидетельствование инспектором с помощью сертифицированного прибора и только потом — в случае отказа водителя, его несогласия с результатами или положительного результата на алкоголь — направление к медикам. И абсолютно неважно, что ППМО расположен в нескольких метрах от инспектора ДПС, никакое «беспротокольное» направление в данный пункт недопустимо даже во время «облав» и рейдов!
Вроде бы все в порядке. Что теперь?
Теперь уже происходит собственно медицинское освидетельствование. Оно регулируется Приказом Минздрава «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)» от 18 декабря 2015 года.
Если кратко, то процедура выглядит так: сначала у водителя возьмут пробу воздуха, то есть опять попросят «подышать в трубочку». Сбор состоит из двух проб, причем вторая проба берется строго через 15-20 минут.
Опьянение признается только в случае, если во время обоих замеров прибор показал значение, превышающее 0,16 мг этилового спирта на литр выдыхаемого воздуха. Подчеркнем — во время обоих замеров. Если во время первого теста значение оказалось меньше официально признанной «погрешности прибора» (т. е.
0,16 мг/л), то повторный замер не проводится. Если же негативным оказался второй замер, то у водителя есть все шансы вернуть права, что подтвердил еще в 2016 году Верховный суд РФ).
Помимо проб воздуха медики также возьмут «биологический объект» для направления «на химико-токсикологические исследования». Проще говоря, у водителя возьмут на анализ мочу, а при невозможности помочиться — кровь.
Результаты медосвидетельствования можно оспорить, хотя это довольно сложно. Если водитель считает, что врачи ошиблись, ему нужно быстрее ехать на независимую экспертизу. Причем будет лучше, если он посетит сразу две организации — две экспертизы имеют несколько больший вес. Хотя оговоримся: гарантий, что такие действия помогут и автомобилиста не лишат водительских прав, не даст никто.
Как себя защитить?
В первую очередь — никогда, ни при каких обстоятельствах не садиться за руль нетрезвым или при наличии сомнений в трезвости (например, утром «после вчерашнего»). Пьяный водитель — преступник. А вот трезвость — это действительно самое лучшее алиби.
Если же вы не пили, но подозреваете неладное в действиях инспекторов ГИБДД, не стесняйтесь записывать все на телефон и требуйте полного соблюдения всей законной процедуры.
«Такое общение с инспектором нужно снимать на видео, а в видеозаписи — четко проговорить, что вы не отказываетесь пройти медосвидетельствование, — пояснил Дрому координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов.
— Саму процедуру также нужно снимать на видео, и убедиться, что прибор для проверки прошел поверку и имеет серийный номер. Есть большое число судебных решений, когда водитель снимал все происходящее на видео и в итоге успешно выигрывал дело», — рассказал активист.
При этом Шкуматов сразу добавил, что психологически водителю нужно быть готовым потерять от получаса до трех часов — именно столько может продлиться вся процедура проверки на алкоголь, если соблюдать все формальности.
Подведем итог:
- Любая процедура проверки водителя на состояние опьянения должна строиться по следующей схеме: протокол об отстранении от управления ТС — первичное освидетельствование у инспектора ДПС с помощью сертифицированного прибора — медосвидетельствование.
- Просьба гаишника «подышать в ладошку» (фуражку и т. д.) не является нарушением, однако вы не обязаны ее выполнять.
- Отказ от первичного освидетельствования не влечет за собой серьезных последствий, отказ от медосвидетельствования автоматически означает лишение водительских прав.
- Проверять водителей на алкоголь можно только с помощью сертифицированного прибора, прошедшего поверку и имеющего серийный номер.
- Проводить медосвидетельствование в передвижных пунктах (ППМО) законом разрешается, но не любой автомобиль скорой помощи является таким пунктом.
- На каждом этапе проверки ведите себя с инспекторами ДПС максимально вежливо, снимайте процесс на видео, а все нарушения — тщательно фиксируйте в протоколе.
- Гаишники дают документы на подпись? Обязательно внимательно изучите документ, в котором расписываетесь. Оплошность может стоить вам водительских прав.
Как должно проводиться освидетельствование водителей на состояние алкогольного опьянения?
Добрый день, уважаемый читатель.
Большая часть отечественных автолюбителей являются законопослушными и даже не допускают мысли о том, чтобы сесть за руль в состоянии опьянения. Ответственному водителю не грозит лишение прав за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.
Тем не менее любой водитель должен представлять себе порядок проверки на состояние опьянения. Это нужно хотя бы для того, чтобы исключить злоупотребления сотрудников ГИБДД и не получить незаслуженное наказание.
В этой статье рассмотрены правила проведения освидетельствования водителя на состояние алкогольного опьянения в 2023 году:
В первую очередь хочу отметить, что решительный настрой водителя в 90 процентах случаев отпугнет сотрудников ГИБДД, и никакое освидетельствования на состояние опьянения вообще проводиться не будет.
В аудиоуроках бесплатного курса «Секреты общения с ГИБДД» постоянно упоминается, что главная цель водителя состоит в том, чтобы не позволить сотруднику ГИБДД совершить противоправные действия.
Чтобы этого достигнуть, следует документировать все административные действия, которые выполняет инспектор.
Подробнее указанные вопросы рассмотрены в аудиокурсе и если Вы его еще не слушали, то рекомендую начать изучение:
Стандартная проверка водителя на состояние опьянения
Цель «плохого» сотрудника ГИБДД состоит в том, чтобы лишить законопослушного гражданина его водительского удостоверения или получить от него хорошую взятку.
Поэтому обычно общение с «плохим» инспектором начинается с намеков на то, что водитель подозревается в управлении автомобилем в состоянии опьянения. На практике многим водителям достаточно лишь намека, чтобы «решить вопрос на месте». Особенно это касается автовладельцев, которые действительно употребляли алкогольные напитки в предшествующие дни.
Чаще всего инспектор начинает общение с фразы: «Что-то Вы неуверенно управляете автомобилем, товарищ водитель». Данная фраза не должна сбить Вас с толку. Лучше всего сразу же после нее зафиксировать номер нагрудного знака сотрудника ГИБДД и записать данные его служебного удостоверения.
Если водитель не ведётся на первую фразу инспектора, то появляется предложение по поводу проведения освидетельствования на состояние опьянения. Причем это предложение может быть сделано очень просто. Водителю предлагают подуть в алкотестер непонятного происхождения, который может быть подложным или настроенным на выдачу результатов в интересах инспектора.
По результатам проведенного измерения начинается «собеседование» по поводу последующих перспектив. В данном случае водитель попал в непростую ситуацию, выбраться их которой без потерь довольно проблематично.
Поэтому самое время перейти к рассмотрению правильного порядка проведения проверки на состояние алкогольного опьянения.
Правильный порядок проверки водителя на состояние опьянения
Итак, первое действие, которое должен совершить сотрудник ГИБДД, согласно административному регламенту МВД, — отстранить водителя от управления автомобилем.
1. Отстранение от управления транспортным средством
Порядок отстранения подробно описывается в пунктах 223-225 административного регламента. В рамках этой статьи я затрону только самые важные моменты.
а) Если сотрудник ГИБДД выявил у водителя признаки опьянения, то это является достаточным основанием для отстранения от управления. К признакам опьянения относятся:
- запах алкоголя изо рта,
- неустойчивость позы,
- нарушение речи,
- резкое изменение окраски кожных покровов лица,
- поведение, не соответствующее обстановке.
б) Отстранение должно проходить в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
в) При отстранении от управления автомобилем составляется протокол, т.е. письменное подтверждение отстранения.
Присутствие понятых и необходимость составления протокола могут «отпугнуть» недобросовестного инспектора, занимающегося отловом трезвых водителей в расчете на взятки.
Поэтому не следует дуть в алкотестер сотрудника ГИБДД сразу же после остановки. Для начала потребуйте составления документов об отстранении от управления.
2. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения
Проверка на опьянение имеет собственные особенности, которые рассматриваются в пунктах 227-232 административного регламента ГИБДД.
а) Основаниями для проведения освидетельствования на состояние опьянения являются признаки, перечисленные выше. На всякий случай приведу их повторно:
- запах алкоголя изо рта,
- неустойчивость позы,
- нарушение речи,
- резкое изменение окраски кожных покровов лица,
- поведение, не соответствующее обстановке.
б) Сотрудник ГИБДД до проведения измерения должен рассказать Вам о том, что он будет делать и показать, что он использует качественный алкотестер. Т.е. он должен ознакомить Вас с документами о поверке прибора и показать, что клеймо на приборе целое.
Внимание! С 1 марта 2023 года введены новые правила проверки на состояние опьянения, которые говорят о том, что подтверждением поверки прибора служит информация из Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений (вместо клейма прибора и документов о поверке). Однако в Административном регламенте ГИБДД осталась «старая» формулировка, подразумевающая наличие клейма и свидетельства о поверке.
в) При выяснении наличия или отсутствия состояния опьянения должна учитываться допустимая погрешность прибора.
г) По результатам проверки составляется специальный документ — акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Он подписывается водителем, инспектором и понятыми, которые в свою очередь должны были присутствовать во время проведения проверки и контролировать правильность действий сотрудника ГИБДД.
Примечание. Для освидетельствования на состояние алкогольного опьянения необходимо наличие двух понятых либо применение видеозаписи.
3. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения
Ну и последняя процедура, о которой речь пойдет сегодня, — медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения. Его проведение не обязательно, однако если Вы не согласны с результатами алкотестера, то медицинское освидетельствование — это единственный законный шанс избежать лишения прав.
- Для его проведения необходимо указать в акте из пункта г), что Вы не согласны с результатами освидетельствования и требуете проведения медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
- Направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения имеет следующие особенности:
- а) Направление осуществляется в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
- б) Составляется протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, который подписывается понятыми.
в) Сотрудники ГИБДД обязаны препроводить водителя к месту медицинского освидетельствования (в соответствующее учреждение). В том случае, если медицинская проверка не выявила опьянения, полицейские должны доставить водителя и обратно к его транспортному средству.
https://www.youtube.com/watch?v=dTdFFsGm5X4\u0026pp=YAHIAQE%3D
Само медицинское освидетельствование проводится по правилам, установленным министерством здравоохранения и разобранным в отдельной статье:
Правила медицинского освидетельствования
Подведем итоги данной статьи. Для проверки водителя на состояние опьянения сотрудник ГИБДД должен составить несколько протоколов и несколько раз привлечь понятых (вместо понятых может использоваться видеозапись).
Если целью проверки является не выявление нарушителя, а проведение подставы, то инспектор вряд ли захочет хлопотать с документами и привлекать дополнительных свидетелей.
Намного проще остановить следующего водителя, который не знает правил проверки на опьянение, и просто предложить ему «дунуть в трубочку».
- Так что если Вы не запомнили какие-то детали, то прочитайте статью еще раз и изучите административный регламент ГИБДД.
- Кроме того рекомендую Вам прослушать бесплатный аудиокурс «Секреты общения с ГИБДД».
- Ну а в завершение предлагаю Вам посмотреть веселое видео про нестандартную проверку на состояние опьянения:
- Удачи на дорогах!
5 типичных разводок ГИБДД при проверке на трезвость
Рассказываем, что делать, если инспектор увидел в вас потенциального клиента на лишение прав за «пьянку».
Материалы по теме
Так называемые «пьяные статьи» КоАП РФ были и остаются стабильным источником дохода для некоторых сотрудников ДПС. Причем чтобы стать жертвой такого «развода», водителю совершенно не обязательно быть подшофе или источать перегар.
Вся процедура освидетельствования на состояние опьянения расписана вот здесь. Так что не будем тратить время и сразу перейдем к относительно честным способам отъема денег у населения.
Схема 1: «Хороший полицейский»
Эта разводка стара, как мир, но все-таки она работает. Суть сводится к тому, что инспектор вроде как выступает в роли «хорошего копа». Прежде чем начать процедуру освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, он «чисто по-человечески» предлагает водителю пройти пробное тестирование с помощью своего алкотестера — мол, если «по нулям», то тогда и смысла нет оформлять бумажки.
Материалы по теме
Уверенный в своей невиновности водитель соглашается и тем самым буквально отбирает у полицейского лопату, чтобы вырыть себе яму.
Потому что алкотестер инспектора заведомо настроен так, что покажет превышение допустимого количества алкоголя в выдыхаемом воздухе (норма — 0,16 мг спирта на литр выдыхаемого воздуха. — Прим. ред.).
Дальнейший сценарий предсказуем: как скоро человек, ошарашенный результатами проверки, пойдет на взятку, зависит лишь от уровня сноровки и актерского мастерства инспектора ГИБДД.
Контрмеры: ни в коем случае не соглашаемся ни на никакие «предварительные» тестирования. Инспектор должен действовать строго по процедуре и использовать только сертифицированный измерительный прибор.
Наличие «левого» алкотестера — уже отличный повод набрать в телефоне цифры «112», сообщить номер патрульного автомобиля и выяснить, по какому поводу полиция решила именно сегодня пользоваться личными алкотестерами.
Помните, что перед освидетельствованием вы вправе потребовать у инспектора ГИБДД разрешительную документацию на алкотестер, а именно:
- копию сертификата соответствия на прибор, заверенную печатью подразделения ГИБДД
- свидетельство о поверке алкотестера (с момента поверки не должно пройти больше года, иначе документ недействителен)
Схема 2: Манипуляции с мундштуком
Допустим, сам алкотестер сертифицированный. А как насчет мундштука? Нередко в одноразовый мундштук — перед проверкой водителя! — через шприц вводится небольшая доза этанола.
Делается это для того, чтобы на пакете, защищающем саму «трубочку», не было заметно следов повреждения упаковки… Как говорится, ловкость рук и (почти) никакого мошенничества. Главное, чтобы в связке с инспектором работал коллега, который будет отвлекать вас в момент этой подготовки к проверке.
Как результат — абсолютно трезвый водитель продувает чистый спирт в прибор, и тот, естественно, показывает, что настало время «договориться на месте».
Контрмеры: обращайте внимание на целостность упаковки мундштука, отсутствие в ней конденсата.
Комментарий эксперта
Евгений Шмелев, адвокат
Евгений Шмелев, адвокат
Регламент освидетельствования на состояние алкогольного опьянения допускает либо присутствие двух понятых, либо съемку происходящего на видео. Выбор того или иного варианта остается на усмотрение инспектора.На мой взгляд, более информативным и объективным доказательством для суда будет все-таки видеозапись, поскольку на ней все будет отражено так, как и было на самом деле. Видеозапись удобна еще и тем, что при ее применении понятых в суд вызывать не придется — а они могут срывать судебные заседания своей неявкой.По опыту скажу, что в случае незаконного составления материала видеозапись инспектором как раз-таки не применяется — ведь она будет наглядным свидетельством нарушений с его стороны.
Схема 3: Дыхните, дыхните и еще раз дыхните
Материалы по теме
А вот этот способ развода эффективен с теми водителями, которые под пристальным взглядом стража правопорядка все же сознались, что накануне на досуге «выпили пару бутылочек пива». За примером далеко ходить не надо — на одном из героев нашей рубрики «Адвокатские истории» была опробована именно эта схема.
Задача инспекторов в этом случае — заставить вас дуть в алкотестер несколько раз подряд под предлогом того, что предыдущая полученная проба оказалась некачественной.
Алгоритм прост: неоднократно продышав в один и тот же мундштук, водитель «с душком» сам нагонит пары этанола в прибор — останется только зафиксировать максимальные показания прибора.
Вуаля! Фраза: «Давайте будем думать, как поступить в возникшей неприятной ситуации» не заставит себя долго ждать.
Контрмеры: по закону у вас есть право «дыхнуть» в алкотестер только один раз. После этого вам обязательно должны продемонстрировать результат на экране прибора. Если он не совпадает с вашими ожиданиями, смело требуйте направления на медицинское освидетельствование.
Вряд ли полицейский захочет связываться с человеком, который выпил накануне: к моменту, когда тот попадет в руки медиков, пары этанола могу окончательно выветриться… А вот разочарование по поводу бесцельно потраченного времени и «упущенной выгоды» у инспектора останется.
Неравноценный обмен!
Схема 4: Нужна ваша подпись — чисто «для галочки»
Материалы по теме
В этом случае недобросовестные инспекторы пускают в оборот уже психологический фактор: водитель прошел освидетельствование на состояние алкогольного опьянения. Алкотестер показал отрицательный результат. Казалось бы, нервотрепка позади.
Настало время ослабить вожжи. «Ну что, все в порядке. Можно ехать… Только подпишите, пожалуйста, протокол.
Вы езжайте, а мы потом сами заполним — чего вам тоже время тратить», — заботливый тон полицейского и физиономия, расплывшаяся в улыбке, прилагаются.
Такая улыбка не случайна: ведь вы только что, возможно, подписали согласие на административный штраф в 30 тысяч рублей и лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет по статье 12.
26 КоАП РФ «Отказ от медицинского освидетельствования». Ну или на любую другую статью, которую в протоколе «нарисует» инспектор. Вам не жалко — им приятно. Показатели продуктивности на рабочем месте пока никто не отменял.
Контрмеры: никаких подписей пустых протоколов. Только заполненные и внимательно прочитанные водителем документы перед подписью.
Схема 5: «Всплывающие» цифры
Эта схема чем-то похожа на предыдущую. Только здесь ваши знания о том, что протокол должен быть полностью заполнен инспектором перед передачей на подпись, не работают. А именно: в графе «Показания прибора» пишется, на первый взгляд, безобидный «0». А в «Результат освидетельствования» как бы по ошибке ничего не заносится. А что? — Строк в документе много, инспектор случайно пропустил.
Последствия для водителя более чем плачевные.
После того как вы уехали от патруля, цифра «0» в акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения внезапно превращается в «0,18 мг спирта на литр выдыхаемого воздуха», графа «Результат освидетельствования» говорит о том, что водитель с этим «Согласен».
Дело за малым: написать в протоколе об административном правонарушении по части 1 ст. 12.8 «Управление транспортным средством в состоянии опьянения», что водитель от подписи отказался. Тем более что для составления протокола присутствие понятых уже не требуется.
Поздравляем: теперь, скорее всего, вы будете лишены водительских прав на срок до двух лет и выплатите штраф в размере 30 тысяч рублей.
Контрмеры: чтобы подобное с вами не произошло, всегда требуйте копию акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Если инспектор позднее внесет в протокол какие-либо изменения, такое «доказательство» легко будет опровергнуть в суде — ведь у вас на руках есть копия документа, подтверждающего, что на момент проверки вы были трезвы.
Универсальный совет
Любой ситуации из вышеперечисленных можно избежать. Все просто: даже если вы очень торопитесь, не следует сообщать об этом инспектору.
Напротив, вы должны решительно заявить, что хотите пройти медицинское освидетельствование в больнице, а не «дышать» на месте. Даже если это займет приличное время.
Если перед вами сотрудник, который решил разжиться за ваш счет, он не станет тратить попусту рабочие часы и отпустит вас — проще найти другую жертву.
- Что делать, если инспектор при проверке на трезвость решил стать понятым? Об этом читайте тут.
- Конечно, невозможно обезопасить себя на сто процентов, но шансы вырастут, если в автомобиле есть качественный видеорегистратор.
Новый тест ГИБДД на алкоголь. Как это будет работать – Безопасность и страхование – АТИ, Центр: Система грузоперевозок
В ближайшее время планируется внедрить новый способ тестирования водителей на наличие в крови алкоголя и наркотиков. Инспекторы при проверке водителей смогут в течение нескольких секунд определять, есть ли в целом основания полагать, что водитель выпил алкоголь.
«Если есть, мы попросим водителя пройти полную процедуру медосвидетельствования», — объяснил Александр Быков, заместитель начальника Госавтоинспекции, в эфире радиостанции «Комсомольская правда». По его словам, такой способ позволит инспекторам проводить больше тестов за короткое время.
То есть водителям, которые согласятся пройти ускоренный тест, не придется дуть в трубочку или ехать на медосвидетельствование, что может занять несколько часов.
Таким образом, вместо двух-трех водителей за дежурство только один инспектор сможет проверить 20–30 водителей за более короткое время.
Зачем нужна упрощенная процедура
Сейчас, прежде чем попросить водителя дунуть в алкотестер или проехать на медосвидетельствование, инспекторы проводят внешний анализ: оценивают вид автомобилиста и его поведение.
В числе признаков опьянения, которые обычно ищут инспекторы при общении с подозрительными водителями, запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, покраснения на лице и «не соответствующее обстановке поведение».
И когда инспекторы задают вопросы об употреблении алкоголя или наркотиков, они внимательно смотрят на реакцию: как ведет себя водитель, нервничает он или спокоен.
Именно на потерю времени при проведении медосвидетельствования и на дальнейшую бумажную волокиту, включая написание рапорта по каждой проверке, в беседах с корреспондентом Autonews.ru жаловались инспекторы ГИБДД.
Есть и обратная ситуация: остановленный для проверки автомобилист может находиться под воздействием наркотиков. Но вести себя при этом спокойно и адекватно, что может ввести полицейского в заблуждение.
Новая механика проведения тестов должна помочь инспекторам развеять все сомнения за несколько минут и принять правильное решение — провести дополнительную проверку или же отпустить водителя. Для этого будут использовать бесконтактный детектор или бумажный наркотест. На тестирование можно будет отправлять даже тех водителей, у которых не видны признаки опьянения.
«То есть инспекторам не придется больше делать выводы о состоянии водителей «по блеску глаз»,
— говорил Быков во время интервью для Autonews.ru еще в феврале 2020 года.
Быстро и без понятных
Чтобы обосновать использование новых экспресс-тестов, в МВД предложили включить в правила медосвидетельствования еще два признака опьянения.
Это «наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе, определяемое техническим средством индикации» и «положительные показания средства (экспресс-теста) обнаружения наркотических веществ в слюне». То есть нужно будет дуть в некое подобие алкотестера или облизать маркер для получения образца слюны. Присутствие понятых для этого не предусмотрено.
Положительный результат будет считаться достаточным основанием полагать, что водитель находится в состоянии опьянения. Как следствие, служить основанием для последующей процедуры проведения освидетельствования. То есть далее последует уже стандартная процедура с продувкой через алкотестер с понятыми или поездкой на медицинское освидетельствование в спецучреждение.
Норма допустимой погрешности в России, напомним, составляет 0,3 промилле (0,16 мг/л). За вождение в нетрезвом виде штрафуют на 30 000 рублей и лишают прав на срок от полутора до двух лет.
«Это позволит проверить большее число водителей на наличие у них признаков состояния опьянения не только при проведении целевых профилактических мероприятий, но и в ходе выполнения повседневных задач при исполнении сотрудниками полиции государственной функции по контролю и надзору за соблюдением требований в области обеспечения безопасности дорожного движения», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
В МВД уверены, что
применение таких средств позволит минимизировать субъективный подход сотрудников полиции в оценке состояния водителей, что будет способствовать соблюдению прав и законных интересов участников дорожного движения и снижению при этом числа конфликтных ситуаций.
Также это должно исключить необоснованные процедуры освидетельствования.
Важно, что применение экспресс-теста необязательно. Водитель может от него отказаться — никаких правовых последствий не наступит. Однако в таком случае ему практически гарантированно придется пройти «классическую» процедуру под запись или с понятыми при помощи алкотестера или же в медучреждении. Решение об этом, по всей видимости, останется за инспектором.
Когда все заработает
Закупка экспресс-тестов предусмотрена нацпроектом «Безопасные и качественные дороги». Планировалось, что первую партию закупят еще в 2019 году. Предполагалось, что продукция будет частично отечественная, а частично ее, по данным источников Autonews.ru, хотели закупать в Китае.
Изначально планировалось, что часть тестов будет предназначаться для анализа выдыхаемого воздуха, а часть — для экспресс-анализа слюны, чтобы выявить наркотики. Но пока Быков рассказал только о средствах для анализа выдыхаемого воздуха.
Тем не менее в законопроекте часть об обнаружении наркотических веществ в слюне осталась неизменной.
Перед внедрением идея должна пройти так называемые нулевые чтения в Общественной палате в апреле. Однако пандемия коронавируса сдвинула эти сроки. Как рассказал Autonews.ru глава Федерации автовладельцев Максим Едрышов, пока никаких дополнительных новостей о судьбе проекта не поступало — точных дат обсуждения проекта пока не назначено. Едрышов предположил, что
тема с проверкой на алкоголь всплыла на фоне резонансного ДТП с участием актера Михаила Ефремова. Но без рассмотрения идеи в Общественной палате на дорогах для водителей ничего не изменится.
При этом участники обсуждения в беседах с корреспондентом Autonews.ru высказывались в отношении предложения довольно критично.
Например, сам Едрышов считает, что применение таких тестов оправданно только в случае проведения массовых спецмероприятий по проверке водителей: тогда они действительно могут проходить быстрее и эффективнее, при этом при повышенном контроле руководства. На таких условиях, по его словам, устройства применяют и во многих европейских странах.
В противном случае эксперт также опасается, что водителям будут предлагать договориться, особенно в регионах.