Как ремонтируются дороги в России и на что уходит транспортный налог
Дороги – необходимые коммуникации, важность которых не нуждается в обоснованиях. Строительство, поддержание в нужном состоянии, обслуживание, ремонт дорожного покрытия – это довольно затратные статьи расходов федерального бюджета. Для частичного покрытия этих расходов и одновременно улучшения качества передвижения часть путей сделаны платными для водителей.
Как организован в России и за рубежом сбор за движение по платным магистралям? Как регулирует эту сферу закон? Каким образом взимается оплата? От чего зависит сумма? Куда и каким способом требуется ее вносить? Как отражается эта операция в налоговом и бухгалтерском учете? В статье – вся необходимая информация о проезде по платным трассам.
Платная услуга проезда по магистралям
Платная автомобильная магистраль – это трасса или ее участок, за движение по которой с водителей взимается определенная сумма согласно утвержденным тарифам. Цель взимания платы:
- покрытие части затрат на постройку трассы;
- частичная компенсация расходов на эксплуатацию дороги;
- пополнение местного бюджета за счет «транзитных» водителей.
Как правило, параллельно с платной трассой существует возможность добраться в точку назначения бесплатно. Но такой путь обычно отличается большей протяженностью и худшим качеством дорожного покрытия, а часто и загруженностью и отсутствием необходимой инфраструктуры.
СПРАВКА! На сегодня в РФ единственным оператором платных дорог является государственная компания «Автодор».
Оценим плюсы и минусы
Для получателя средств преимущества платных магистралей очевидны, а какие плюсы платного проезда для самых пользователей – водителей? Рассмотрим ожидаемые и реальные преимущества платных дорог.
- Лучшее дорожное покрытие – по сравнению с «бесплатными» магистралями, во многом ставшими «притчей во языцех», на платных за качеством покрытия следят и своевременно ликвидируют наиболее вопиющие недостатки.
- Меньшая загруженность – на таких автобанах водителям предоставляется больше полос для движения, на некоторых трассах это может быть 5-6 полос в одном направлении.
- Большая разрешенная скорость – не некоторых магистралях она превышает среднее значение для аналогичных бесплатных трасс.
- Быстрое реагирование спецслужб – если что-то произойдет на платной дороге, например, авария, затор, гололед и т.п., службы приедут и выполнят свой долг значительно быстрее. Оператором дороги предоставляется бесплатный эвакуатор до места стоянки и возможность находиться там в течение суток.
- Большая безопасность – достичь пункта назначения можно не только с большим комфортом и скоростью, но и с меньшей вероятностью аварии.
- Исключение возможности пробок – все условия в совокупности делают пробки на платных трассах весьма малореальным явлением.
- Развитая инфраструктура – помимо самой дороги, оборудуются объекты, значимые для водителей, расположенные не слишком далеко один от другого (заправки, площадки для отдыха, кафе, ремонтные базы и т.п.).
Для автотранспорта предприятий к этим преимуществам добавляются дополнительные:
- увеличение скорости доставки груза;
- меньшее время занятости водителей;
- экономия топлива, ГСМ, запчастей;
- более редкие ремонты автомобилей вследствие меньшего износа;
- повышение экономической эффективности грузоперевозок.
Наконец, лучшие дороги автоматически ведут за собой развитие и других отраслей: прежде всего, туризма, торговли, промышленности, сельского хозяйства и др., каждая из которых, в свою очередь, развиваясь, поднимает благосостояние нации.
Что не понравится на платной дороге
Конечно, никто не будет в восторге от самого факта необходимости оплаты. Огорчают пользователей устанавливаемые тарифы: на сегодня стоимость проезда по платным магистралям РФ является одной из самых дорогих в европейской зоне.
Еще один недостаток, который, к сожалению, проявляется в РФ, — это то, что в некоторых случаях платной дороге нет нормальной альтернативы. Законодательно нельзя взимать плату за проезд, если не существует бесплатной аналогичной дороги. Но на практике, далеко не все существующие бесплатные дублеры трасс «удобоваримы» для проезда.
Наконец, неприятно может быть расположение некоторых платных дорог. Например, трасса М-11 «Петербург – Москва», в настоящее время еще не оконченная, проходит очень близко от жилого района, жители которого не в восторге от такого соседства.
Кто платит за проезд
Вносить деньги за право ехать по такой дороге должны только водители:
- легковых автомобилей, в том числе такси;
- междугородних автобусов;
- грузовых авто.
Бесплатное движение на платных дорогах предусмотрено исключительно для специального и общественного транспорта, а именно:
- карет скорой помощи;
- полицейских машин;
- пожарных;
- всех видов общественного транспорта, кроме такси, междугороднего и международного.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Пешеходы, велосипедисты, водители гужевого транспорта освобождены от обязанности оплачивать проезд по такой магистрали, но, как правило, они ею практически не пользуются.
Способы взимания оплаты с водителей
На сегодня функционируют три системы взимания оплаты за движение по магистралям:
- Открытый способ оплаты. При такой системе пункт внесения средств располагается прямо на трассе и перекрывает движение. Проезжают через него только оплатившие дальнейшее движение автомобили. Минусы такой системы:
- дополнительные затраты на организацию пунктов сбор пошлины и оплату труда сборщиков;
- возможные заторы в пунктах пропуска;
- возможность для водителей уклониться от оплаты, объезжая пункты сбора по другим дорогам или бездорожью.
- Закрытая система дорожного сбора. Пункты приема средств ставятся только при въезде на дорогу или при выезде. Плату берут только в одном конце дороги либо водители покупают право въехать на магистраль, подтверждаемое билетом, а на выезде производится окончательный расчет. За утерянный билет платится максимальная сумма. Недостатками являются те же дополнительные расходы на организацию.
- Автоматическая система оплаты полностью нивелирует недостатки первых двух. Она подразумевает установку в автомобиль специального устройства – транспондера. В нем содержится информация о счете водителя, внесении и расходовании им средств за проезд. Электронные системы оплаты считывают информацию с транспондера даже на большой скорости автомобиля, поэтому для внесения денег не нужно останавливаться и производить отдельные операции.
На трассах удобно комбинируются разные системы оплаты. С автомашин, оборудованных транспондерами, она считывается автоматически, остальные могут внести средства в операторских кабинках либо в терминалах.
Водители могут оплатить проезд по трассе разными способами:
- наличными;
- кредитной картой;
- бесконтактной смарт-картой;
- посредством специального терминала;
- обратившись к агенту по приему дорожного сбора.
На многих платных трассах существует фото- и видеофиксация номеров и самих водителей: если у них нет транспондера, а мимо операторской кабинки они проехали «зайцем», квитанция на дородный сбор им придет по почте.
От чего зависит сумма дорожного сбора
Максимальную стоимость проезда определяет правительство, а варьирует оплату региональная власть. В РФ за проезд 1 км той или иной платной трассы придется выложить от 3 до 10 руб. Сумма определяется рядом факторов:
- классом транспорта;
- его весом;
- габаритами;
- количеством колесных осей;
- временем движения (дневным или ночным);
- особенностями трассы.
Некоторые категории транспорта на определенных участках могут пользоваться специальными льготами и скидками. Подробно о них информирует официальный сайт «Автодора».
Законодательное регулирование платных дорог
Законы о плате за проезд по магистралям появились раньше, чем открылись такие участки дорог. Существует несколько законодательных попыток урегулировать этот вопрос.
- «Первой ласточкой» был указ Б. Ельцина «О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе» от 08.12.1992 г.
Транспортный налог: как начисляется, кому можно не уплачивать и что будет, если игнорировать квитанции
1 декабря заканчивается официальный срок уплаты транспортного налога за предыдущий год. В этот раз повышающий коэффициент к сумме налога действует для автомобилей стоимостью больше 3 млн рублей, но в следующем году правительство увеличит лимит более чем в 3 раза — до 10 млн рублей.
Рассказываем, как налоговая начисляет этот налог, что делать, если вам так и не пришло уведомление на оплату, и как проверять свою задолженность.
Что такое транспортный налог
Транспорт налог — имущественный налог, который платят владельцы машин, мотоциклов, спецтехники, яхт и летательных аппаратов. Причем его платят не только физлица, но компании. У юрлиц ставки, сроки оплаты и условия начисления отличаются. В этом материале рассказываем только о транспортном налоге для граждан.
Этот налог относится к региональным, то есть средства поступают в бюджет субъекта РФ, а величину налога и льготы по нему определяют местные власти. Но так было не всегда.
Транспортный налог появился в 1991 году, и деньги с его уплаты шли в специальный фонд, который тратил средства на строительство и содержание дорог.
Региональные власти начали распоряжаться этими средствами только в 2010 году.
Сейчас величина транспортного налога зависит от мощности транспорта. Чем больше лошадиных сил, тем больше, соответственно, и налоговая ставка. Это же правило применяется к расчету налога за летательный транспорт.
Кто платит транспортный налог
Налог платит не тот, кто фактически управляет транспортным средством, а владелец, то есть физлицо или ИП, на которого оно зарегистрировано. Налог начисляется собственникам:
- автомобилей;
- мотоциклов;
- мотороллеров;
- автобусов и другой спецтехники, кроме молоковозов;
- снегоходов и мотосаней;
- теплоходов, яхт, катеров и других видов водного транспорта, кроме весельных лодок;
- самолетов и вертолетов;
- самоходных машин.
По нормам Воздушного кодекса России регистрировать нужно только воздушные суда весом больше до 30 килограмм. Соответственно, квадрокоптер весом до 30 килограмм не является транспортным средством, а значит налог за него платить не нужно.
После регистрации транспорта в ГИБДД, Госинспекции по маломерным судам и Федеральном агентстве воздушного транспорта ведомства передают данные о новом собственнике в налоговую в течение 10 дней. С этого момента ФНС начнет начислять налог собственнику.
Этот нюанс нужно принимать во внимание, когда вы продаете машину по доверенности. В этом случае обязательства по штрафам и налогам остаются на прежнем владельце.
Налог при продаже автомобиля: сколько придется платить и можно ли уменьшить ставку
Что делать, если не пришло уведомление о налоге
Если уведомление не пришло ни на почту, ни в личный кабинет на сайте ФНС, ни на «Госуслуги», крайнего срока уплаты налога — 1 декабря — ждать не стоит. Лучше заранее написать обращение через сайт ФНС или прийти в отделение лично.
В специальном материале Банки.ру рассказываем, когда нужно заплатить транспортный налог и что делать, если уведомление не приходит или пришло с ошибкой.
Когда нужно заплатить транспортный налог и что делать, если налоговое уведомление не пришло
Если налоговая не знает о вашем автомобиле и не формирует налоговое уведомление, вы обязаны уведомить об этом государство. Если инспекция все-таки обнаружит автомобиль, а вы так и не сообщили о собственности, она начислит 20% налога сверху в качестве штрафа.
Как рассчитывается транспортный налог
Рассчитывать транспортный налог самостоятельно не нужно. Налоговая сделает это за владельца и пришлет уведомление как в бумажном виде по месту регистрации, так и в электронном на «Госуслуги» и в личный кабинет на сайте ФНС. Однако, если вам кажется, что налог начислен неверно, можно воспользоваться калькулятором на сайте инспекции либо рассчитать его самостоятельно с помощью формулы.
Транспортный налог рассчитывается по формуле: налоговая ставка (НС) × налоговая база (НБ). В этом случается налоговая база — это характеристики транспорта. Для автомобилей, например, это мощность двигателя, то есть количество лошадиных сил.
Формула усложняется, если вы владели транспортом не полный год. В этом случается применяется коэффициент владения имуществом (КПВ) — количество месяцев делится на 12. Полный месяц считается до 15 числа, то есть если вы зарегистрировали автомобиль в ГИБДД 16 июля, то ее владельцем для налога вы станете с августа.
За 2021 год уплачивается налог с повышающим коэффициентом (ПК), если ваша машина дороже 3 млн рублей. Перечень таких автомобилей каждый год определяет Минпромторг. Здесь доступен список машин дороже 3 млн рублей для уплаты налога за прошлый год.
https://www.youtube.com/watch?v=nNDt34QOsMA\u0026pp=YAHIAQE%3D
До 31 марта 2023 года Минпромторг увеличит порог больше чем в 2 раза — сразу до 10 млн рублей. Если машина не относится к этой категории, то по умолчанию этот коэффициент будет равен 1.
Таким образом, полная формула будет выглядеть так:
Транспортный налог = НС × НБ × КПВ × ПК.
Как рассчитывается ставка налога на транспорт
Как и в случае с имущественным налогом на недвижимость, федеральный центр определяет только базовую налоговую ставку. Далее местные власти могут или увеличивать, или уменьшать ее размер, но не более чем в десять раз. За владение автомобилем в 2021 году установлены следующие ставки:
Мощность двигателя в лошадиных силах | Налоговая ставка в рублях с каждой лошадиной силы |
до 100 л. с. включительно | 2,5 рубля |
свыше 100 л. с. до 150 л. с. включительно | 3,5 рубля |
свыше 150 л. с. до 200 л. с. включительно | 5 рублей |
свыше 200 л. с. до 250 л. с. включительно | 7,5 рублей |
свыше 250 л. с. | 15 рублей |
Мощность двигателя мотоциклов и мотороллеров | |
до 20 л. с. включительно | 1 рубль |
свыше 20 л. с. до 35 л. с. включительно | 2 рубля |
свыше 35 л. с. | 5 рублей |
Это не единственный способ расчета ставки. Регионам разрешается установить ставку исходя из тяги, вместимости транспортного средства и количества ТС в собственности. Также налог может быть дифференцированным — в этом случае итоговая сумма будет зависеть от года. Как правило, за старый автомобиль придется платить больше, чем за новый с той же мощностью двигателя.
Базовая ставка, которую устанавливает федеральный центр, намного ниже фактической, которую определяет местная власть. Для сравнения: базовая ставка за автомобиль с мощностью двигателя 250 лошадиных сил составляет 7,5 рублей, а фактическая в Москве — 75 рублей, в Бурятии — 41 рубль, а в Калининградской области — 66 рублей.
Ставка определяется не по вашему фактическому месту проживания, а по региону регистрации автомобиля — он указан на вашем номерном знаке, если вдруг вы забыли.
Какие бывают льготы по транспортному налогу
Льготы по транспортному налогу делятся на два вида — федеральные и региональные. Базово не уплачивают сбор люди с инвалидностью за специально оснащенные автомобили, а также за машины, купленные соцзащитой. Мощность их двигателей не должна быть больше 100 лошадиных сил.
Региональные льготы шире, но в ряде субъектов, кроме федеральных преференций, нет льгот вообще. К примеру, все граждане уплачивают сбор на общих основаниях в Республике Адыгея, на Алтае, в Коми, Ингушетии, Тыве, Татарстане, Мордовии, а также в Астраханской, Ивановской и Вологодской областях. В Карелии, напротив, совсем не платят транспортный налог многодетные семьи.
Проверить льготы можно на сайте ФНС. Как правило, когда инспекторы формируют уведомления, все льготы уже учтены. Если вы обнаружили, что переплачивали и налоговики не учитывали ваш статус, можно вернуть излишне уплаченную сумму за три года. Для этого оставьте заявление в личном кабинете на сайте ФНС.
Когда и как платить транспортный налог
Транспортный налог нужно уплачивать до 1 декабря следующего года. В течение весны-лета в личный кабинет на сайте ФНС, в почтовый ящик или на «Госуслуги» придет налоговое уведомление с суммой и квитанцией. Оплатить можно любым способом по указанным реквизитам — как безналичным способом прямо в государственных сервисах, так и наличными в кассе банка или в отделении почты.
Что будет, если налог не уплатить
Если не уплатить транспортный налог, то придется заплатить чуть больше из-за пеней. Посчитать, сколько составят пени, можно по формуле:
Долг по налогу × 1/200 ключевой ставки ЦБ × количество дней просрочки.
В течение 3 месяцев налоговая будет присылать требование по уплате налога. Придется оплатить всю сумму налога и пени, которые за это время накопились. Если игнорировать ФНС и дальше, то налоговики пойдут в суд. Дела по налоговым долгам рассматриваются без вызова и заседаний, судья выносит судебный приказ, по которому деньги с ваших счетов спишут в принудительном порядке.
Как проверить свою задолженность по транспортному налогу?
Если по каким-то причинам вам не приходили квитанции, то проверить задолженность можно в личном кабинете налогоплательщика.
Если же срок уплаты уже прошел, то долг будет виден в приложении вашего банка, в личном кабинете на сайте nalog.gov.ru и на «Госуслугах».
Оплатить налог можно на этих же ресурсах, но не забудьте через пару дней проверить, корректно ли прошла оплата — пени могли отразиться позже.
Транспортный налог в 2022 году: таблица, ставки, изменения
Налог платят организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, на которых в органах ГАИ-ГИБДД зарегистрированы легковые или грузовые автомобили.
Также транспортный налог платят компании и физлица (в т. ч. ИП), владеющие зарегистрированными самоходными машинами (тракторами, экскаваторами, тягачами), вертолетами, теплоходами, катерами, яхтами, моторными лодками и другими водными и воздушными транспортными средствами.
Кроме этого, налогом облагаются несамоходные (буксируемые) суда — баржи, платформы, плавучие доки и т.п. А вот в отношении прицепов к наземным транспортным средствам платить налог не нужно, даже если прицеп оснащен мотором, необходимым для работы установленного на нем оборудования (письмо Минфина от 16.
02.11 № 03-05-05-04/03).
Надо ли платить налог с квадрокоптеров? Все зависит от максимальной взлетной массы летательного аппарата.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 33 Воздушного кодекса РФ, официальная регистрация необходима, если указанная масса «беспилотника» превышает 30 кг.
Беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,15 кг до 30 кг включительно подлежат не госрегистрации, а учету (п. 3.2 ст. 33 ВК РФ).
Эта разница в терминологии имеет существенное значение для целей уплаты транспортного налога. Как было сказано выше, им облагаются только зарегистрированные транспортные средства. Поэтому в отношении «беспилотников» со взлетной массой от 0,15 кг до 30 кг платить транспортный налог не нужно (письмо ФНС от 11.02.19 № БС-4-21/2295@).
Уклонение от регистрации транспортного средства (ТС) не освободит его владельца от необходимости перечислять транспортный налог (постановление Президиума ВАС РФ от 07.06.12 № 14341/11).
Заполняйте путевые листы с указанием маршрута и обязательными реквизитами в специальном сервисе
Основные изменения в транспортном налоге на 2022 год
Напомним: с 2020 года у организаций появилась новая обязанность. Они должны сообщать в ИФНС об имеющихся льготах по транспортному налогу по специальной форме. С 2022 года заявлять о льготе нужно на обновленном бланке.
Форма утверждена приказом ФНС от 18.06.21 № ЕД-7-21/574@ (см. «Организации будут подавать заявления о льготах по транспортному и земельному налогам по новой форме»).
К заявлению можно приложить документы, подтверждающие право на льготу.
Срок подачи заявления о льготах законодательство не установлен. Но, очевидно, что сделать это лучше до даты уплаты налога или первого авансового платежа по нему.
Поэтому если у организации имеется льгота по уплате налога (авансовых платежей) за 2021 год, то желательно не затягивать с направлением заявления. ФНС рекомендовала подать заявление еще до 1 апреля 2022 года (см.
«ФНС напомнила, когда организации должны заявить о льготах по транспортному и земельному налогам»).
Подать заявление о льготе через интернет Подать бесплатно
Сдавать декларации по транспортному налогу не нужно. Эта обязанность отменена Федеральным законом от 15.04.19 № 63-ФЗ. Именно с этим связано введение отдельного заявления о льготах.
Организации-владельцы ТС самостоятельно рассчитывают авансовые платежи и налог по итогам года и вносят их в бюджет в установленные сроки.
С 2021 года налоговики также определяют сумму налога (на основании имеющихся у них сведений) и рассылают организациям сообщения по форме, утвержденной приказом ФНС от 05.07.19 № ММВ-7-21/337@ (см.
«Утверждены формы сообщений о суммах транспортного налога и земельного налога»).
Сообщение пришлют не позднее 6 месяцев после даты уплаты налога. Если налогоплательщик сочтет, что инспекторы рассчитали налог неверно, он может выразить свое несогласие. В этом случае нужно направить в ИФНС пояснения и подтверждающие документы. Сделать это следует в течение 20 рабочих дней с момента получения сообщения.
Рекомендуемая форма пояснений приведена в письме ФНС от письме ФНС от 05.03.22 № БС-4-21/2688@ (см. «Обнародована форма пояснений по «имущественным» налогам организаций»). В настоящее время ФНС разрабатывает электронный формат для таких пояснений (см.
«Организации смогут отправлять пояснения по имущественным налогам через интернет»).
Получать от ИФНС уведомления о сумме транспортного налога и формировать платежки в один клик Сформировать бесплатно
Важное изменение затронет владельцев дорогостоящих автомобилей. При расчете авансовых платежей и налога за 2022 год они должны учитывать новый перечень машин, по которым применяются повышающие коэффициенты. А минимальная стоимость автомобилей, по которым транспортный налог рассчитывается с учетом коэффициента, повышена до 10 млн рублей (подробнее см. ниже).
Таблица транспортного налога
Единой ставки по транспортному налогу не существует. В каждом субъекте РФ действуют свои размеры, но в большинстве случаев они не могут отличаться от установленных в НК РФ ставок более, чем в 10 раз. Ставка зависит от типа транспортного средства (наземное, водное, воздушное), наличия у него мотора и его мощности.
Информацию об актуальных ставках транспортного налога в том или ином регионе можно найти при помощи специального сервиса на сайте ФНС. Для этого нужно указать в соответствующих полях данные о налоговом периоде (год, за который платится налог) и регионе. После этого надо нажать кнопку «Найти» и перейти по ссылке «Подробнее» (находится напротив появившихся сведений о региональном законе).
Повышающие коэффициенты для расчета транспортного налога
- Напомним: до 2022 года транспортный налог в отношении легковых автомобилей стоимостью более 3 млн рублей исчислялся с применением следующих повышающих коэффициентов:
- — 1,1 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн до 5 млн рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет;
- — 2 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 млн до 10 млн рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
— 3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн до 15 млн рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет, и в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 млн рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет (прежняя редакция п. 2 ст. 362 НК РФ).
Однако Федеральный закон от 26.03.22 № 67-ФЗ повысил минимальный порог стоимости автомобилей, на которые распространяется «налог на роскошь», с 3 млн до 10 млн рублей (см. «Принят закон о новых налоговых льготах для бизнеса»). Это изменение касается порядка уплаты транспортного налога в 2022 году и далее.
Перечень дорогостоящих автомобилей на 2022 год размещен на сайте Минпромторга. Данный перечень был опубликован еще в начале марта, то есть до принятия закона № 67-ФЗ.
В связи с этим ФНС разъяснила, что указанный список авто применяется при расчете транспортного налога только в отношении машин стоимостью от 10 млн руб.
Организации — владельцы таких ТС должны в 2022 году перечислять авансовые платежи по транспортному налогу (в тех регионах, где они введены) с учетом коэффициента 3.
При использовании данного перечня надо учитывать, что в отношении некоторых автомобилей введены дополнительные ограничения. Речь идет о графе «Количество лет, прошедших с года выпуска» таблицы. Часто в этой графе указано, что коэффициент применяется, если с даты выпуска авто прошло строго определенное число лет, например, от 1 года до 2 лет включительно.
Как определить этот промежуток времени? Налоговый кодекс не содержит четких разъяснений на этот счет. На практике выработаны два подхода к расчету возраста машины.
Первый основывается на разъяснениях, приведенных в письме ФНС от 02.03.15 № БС-4-11/3274@.
В нем сказано, что при исчислении транспортного налога за 2014 год в отношении машины 2011 года количество лет, прошедших с года ее выпуска, составляет 4 года. То есть число лет, истекших с года выпуска автомобиля, определяется в целых годах.
Следовательно, возраст только что выпущенного заводом автомобиля равен одному году (за период до конца того календарного года, в котором он изготовлен).
А значит, транспортный налог за 2022 год по дорогостоящему автомобилю 2022 года нужно рассчитывать с учетом того, что количество лет, прошедших с года его выпуска, составляет 1 год. Такая машина подпадает в определенную перечнем категорию «от 1 до 2 лет включительно».
Второй подход также основывается на официальных разъяснениях. В письме Минфина от 11.06.14 № 03-05-04-01/28303 (доведено до сведения налоговых органов письмом ФНС от 07.07.14 № БС-4-11/13195@) указано, что при исчислении транспортного налога за 2014 год в отношении автомобиля 2014 года количество лет, прошедших с года его выпуска, составит не более 1 года.
Получается, что для автомобиля 2022 года количество лет, прошедших с года его выпуска, будет не более 1 года. Следовательно, такой автомобиль не подпадает в определенную перечнем категорию «от 1 до 2 лет включительно», и при расчете налога за 2022 год применять повышающий коэффициент не требуется.
Как поступить в такой ситуации? Лучший вариант — обратиться в налоговый орган по месту учета с письменным запросом о порядке исчисления транспортного налога в отношении конкретного автомобиля (подп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ). Следование этому разъяснению освободит от налоговой ответственности и станет основанием для неначисления пеней (подп. 3 п. 1 ст. 111 и п. 8 ст. 75 НК РФ).
Получать требования и направлять запросы в ИФНС через интернет
Важно
Изменение порога стоимости дорогих авто не касается порядка уплаты транспортного налога за 2021 года. Организации должны были заплатить его по прежним правилам до 1 марта. А физлицам — владельцам автомобилей стоимостью от 3 млн руб.
будут разосланы уведомления об уплате транспортного налога за 2021 год, рассчитанного с учетом повышающих коэффициентов, которые действовали ранее. Уведомления можно будет получить в том числе через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.
А перечислить платеж нужно будет не позднее 1 декабря (ст. 363 НК РФ).
Льготы по транспортному налогу
Так же как и ставки, льготы определяются на уровне субъектов РФ. В статье 361.1 НК РФ, которая называется «Налоговые льготы», установлен лишь общий порядок их использования.
В частности, в ней сказано, что для применения льготы налогопательщик должен подать в ИФНС заявление.
Однако, если заявление о льготе не подано, налоговики обязаны применить ее самостоятельно на основании имеющихся у них данных.
До 2022 года в Налоговом кодексе не было формулы расчета для случая, когда льгота по транспортному средству возникла или прекратилась в середине года. Начиная с этого года транспортный налог и авансовый платеж по нему нужно считать с учетом коэффициента. Он представляет собой дробь.
В числителе — число полных месяцев, когда льгота отсутствовала. В знаменателе — общее число месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения льготы принимается за полный месяц. То же самое относится к месяцу прекращения льготы (п. 3.3 ст. 362 НК РФ). Такие правила введены Федеральным законом от 02.07.21 № 305-ФЗ (см.
«Какие изменения по «имущественным» налогам ожидают бухгалтеров»).
Сформировать платежку на уплату налога (пеней, штрафа) в один клик на основании полученного из ИФНС требования
Отметим, что Налоговый кодекс содержит перечень транспортных средств, в отношении которых налог вообще платить не надо. Речь идет не о льготе, а об исключении ТС из объекта налогообложения (п. 2 ст. 358 НК РФ). А значит, что такому транспорту подавать заявление о льготе не нужно — освобождение от уплаты налога действует автоматически.
Так, на всей территории РФ можно не платить налог, если транспортное средство находится в розыске, либо розыск прекращен. Налог не нужно перечислять с месяца начала розыска.
При этом факт угона (кражи) подтверждается документом, выданным органом полиции (ГИБДД), либо сведениями, которые ИФНС получает в порядке межведомственного информационного обмена (ст. 85 НК РФ). Также см.
: «В каком случае угнанные транспортные средства не облагаются налогом».
Также не облагаются налогом тракторы, самоходные комбайны всех марок и специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания). Освобождение действует, если ТС зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используются при сельхозработах.
Бесплатно подать уведомление о переходе на ЕСХН и сдать отчетность по налогу
Кроме этого, под налог не попадают промысловые морские и речные суда, а также суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.
Организациям и ИП, которые осуществляют пассажирские и (или) грузовые перевозки, не надо платить налог за пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в их собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
Расчет транспортного налога в 2022 году
Налог надо платить только за те месяцы, когда транспорт был зарегистрирован на налогоплательщика. При этом расчет ведется помесячно и в полных месяцах, в то время как регистрация может состояться в любой день. В связи с этим установлены следующие правила.
Если машина поставлена на учет с 1 по 15 число месяца включительно, то этот месяц принимается за полный. А если регистрация состоялась в период с 16 по последнее число месяца, то этот месяц при расчете налога не учитывается.
При прекращении регистрации ситуация обратная. Если машина снята с учета с 1 по 15 число месяца включительно, то за этот месяц налог не платится. А если дата снятия с учета приходится на период с 16 по последнее число месяца, то налог придется заплатить за полный месяц (п. 3 ст. 362 НК РФ).
Региональными законами для организаций могут быть установлены авансовые платежи. В таком случае по итогам каждого отчетного периода (первый, второй и третий кварталы) уплачивается сумма, равная ¼ произведения налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента (п. 2.1 ст. 362 НК РФ).
Отчетность по транспортному налогу в 2022 году
С 1 января 2021 года статья 363.1 НК РФ, которая устанавливала обязанность организаций сдавать «транспортные» декларации, прекратила действовать (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15.04.19 № 63-ФЗ). Следовательно, отчитываться по окончании 2020 года и более поздних периодов не надо.
Для предпринимателей никакой отчетности по транспортному налогу также не предусмотрено. Они платят транспортный налог как обычные физлица. Это значит, что ИП должны перечислить транспортный налог на основании уведомления об уплате, полученного из налоговой инспекции.
В него включат налог не более чем за три года, предшествующих году, когда отправлено уведомление. Сведения для расчета налоговики получают из органов, которые регистрируют транспортные средства.
Если за период владения транспортом ИП не получил уведомление об уплате налога, необходимо сообщить в инспекцию об объекте обложения.
Бесплатно заполнить и сдать через интернет декларацию по транспортному налогу за 2020 год
Сроки уплаты транспортного налога
С 2021 года сроки уплаты единые для всей страны. Организации перечисляют налог до 1 марта следующего года. Индивидуальные предприниматели должны заплатить сумму налога, указанную в уведомлении, не позднее 1 декабря следующего года.
Авансовые платежи по транспортному налогу вносят только организации и только в тех регионах, где эти платежи введены соответствующим законом. Начиная с 2021 года, срок перечисления стал общим для всей страны — вносить авансовые платежи нужно не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).
Верховный суд заставил чиновников отремонтировать плохую дорогу — новости Право.ру
Петр Уткин* живет на улице Сосновой в Светлогорске Калининградской области. Ему, как и его соседям, не нравилось отсутствие освещения и тротуаров для пешеходов, а сама дорога была гравийная и вся в ямах.
В августе 2019-го собственники квартир этого района обратились в местную администрацию, попросили провести капитальный ремонт дороги и установить фонари. Но им отказали. Чиновники объяснили, что в программу реконструкции до 2021 года их улица не включена.
Но Уткин не сдался и пожаловался в местный отдел МВД. 7 октября 2019-го инспекторы ГИБДД МО МВД «Светлогорский» обследовали улицу и выявили нарушения ГОСТ.
А на следующий день они выдали администрации предписание в течение 30 дней выровнять грунтовую дорогу, оборудовать на улице освещение и сделать тротуар. Но и после этого чиновники ничего не сделали.
Заставить провести ремонт
Тогда Уткин обратился в Светлогорский городской суд с административным иском (дело № 2а-102/2020). Он требовал обязать администрацию округа до 1 февраля 2020 года включить улицу Сосновую в программу ремонта дорог, а отдел ЖКХ администрации до апреля 2021-го организовать ее реконструкцию, в том числе сделать тротуары и уличное освещение.
Первая инстанция согласилась, что улица находится в плачевном состоянии. Дорога не соответствует техническим регламентам, а значит, небезопасна. Это известно из обследования, которое провело ГИБДД. Раз до суда чиновники не предприняли никаких действий для устранения проблемы, то можно их обязать включить разбитую дорогу в план ремонта до 2021 года.
Но вот обязать отремонтировать улицу отдел ЖКХ нельзя, так как учреждение не является надлежащим ответчиком. В этой части иск нужно было предъявлять к отделу капитального строительства Светлогорского городского округа. Так решил суд и удовлетворил иск Уткина частично.
Практика Платная дорога к дому: как владельцы коттеджей борются с «поборами»
Администрация Светлогорского городского округа подала жалобу, где написала, что улицу нельзя включить в программу, так как на это не хватит денег. К этим доводам прислушался Калининградский областной суд.
Он решил, что орган местного самоуправления самостоятелен и вправе определять, что и когда ремонтировать. А невключение дороги в муниципальную программу «Ремонт автомобильных дорог», по мнению апелляции, само по себе не свидетельствует о незаконном бездействии чиновников.
В итоге суд отказал в иске, с этим позже согласился Третий кассационный СОЮ.
Чиновники в ответе
Тогда Уткин пожаловался в Верховный суд. Дело № 71-КАД21-8-К3 рассмотрела тройка судей под председательством Владимира Хаменкова.
Коллегия указала, что именно местная администрация обязана содержать и ремонтировать дороги местного значения (к ним и относится улица Сосновая). Проверка ГИБДД подтвердила, что улица не соответствует техническим регламентам.
Предписание об исправлении недостатков администрация не оспорила и не представила доказательства, что покрытие проезжей части соответствует ГОСТ.
Более того, уже после обращения в суд специалисты отдела капитального строительства округа выезжали на место и визуально обследовали дорогу. Они заключили, что реконструкция все-таки необходима. Поэтому ВС посчитал, что апелляции и кассации ошиблись, когда решили, что в действиях администрации нет ничего незаконного.
Дороги ВС решал, можно ли заставить администрацию отремонтировать дорогу
«Тройка» не согласилась и с позицией первой инстанции, которая отказала в иске частично, так как требование было предъявлено к ненадлежащему ответчику (к отделу ЖКХ, а не к отделу капитального строительства администрации).
Если суд поймет, что иск подан не к тому лицу, то он может заменить ответчика или (если истец не согласен) привлечь его как второго ответчика. Но первая инстанция этого не сделала. Поэтому ВС отменил акты трех инстанций и вернул спор Светлогорский городской суд.
Заседание о повторном рассмотрении пока не назначено.
Эксперты: ВС против плохих дорог
Три инстанции решили, что акт ГИБДД о несоответствии дороги техническим требованиям и выданное на его основе предписание являются ненадлежащими, так как посягают на независимость администрации, отмечает Ольга Рогачева, адвокат АК Федеральный рейтинг.
группа Банкротство (споры mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Уголовное право
.
Но, по словам эксперта, суды не соблюдали принцип распределения бремени доказывания, предусмотренный Кодексом административного судопроизводства.
Именно административный ответчик обязан доказать, что его действия законны. Но предписание ГИБДД никто не оспаривал, а в материалах дела нет доказательств, которые бы подтверждали соответствие дороги техническим требованиям и регламентам.
Ольга Рогачева, адвокат АК Федеральный рейтинг. группа Банкротство (споры mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Уголовное право
По мнению Александра Учайкина, старшего юриста БА Федеральный рейтинг.
группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market) группа Банкротство (споры mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Банкротство (реструктуризация и консалтинг) группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Лидеры по отраслям и практикам группа Недвижимость, земля, строительство 11место По количеству юристов 19место По выручке 22место По выручке на юриста Профайл компании
, определение примечательно тем, что коллегия фактически описала логическую последовательность рассмотрения административного иска: когда доказательств недостаточно или они вызывают сомнение, то вывод о необоснованности требований будет преждевременным. А Станислав Климов, адвокат АК
Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market) группа Банкротство (споры mid market) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) 21место По выручке
, отмечает вывод админколлегии, что нельзя отказать в иске лишь по формальному основанию, когда истец ошибся в выборе ответчика. В этом случае закон дает суду право заменить ненадлежащего ответчика.
Автоправа Транспортный налог: от чего зависит и как платить меньше
По словам Александра Шарапова, юриста Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Частный капитал группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market)
, ВС последовательно формирует практику защиты водителей и пешеходов, страдающих от плохих дорог.
Так, в деле № 11-КАД20-4-К6 в декабре 2020-го ВС встал на сторону жителей одного из сел Татарстана, которые обратились в суд, потому что администрация не ремонтировала и не чистила от снега межпоселковую дорогу. Три инстанции гражданам отказали, а вот ВС указал, что собственник должен содержать проезжую часть в хорошем состоянии.
Она должна соответствовать ГОСТ и СНиП и быть безопасной для водителей.
По делу № 30-КАД20-2-К5 сотрудники отделения ГИБДД Черкесска (Республика Карачаево-Черкесия) проверили улицы и выяснили, что на некоторых из них не хватает дорожных знаков. Они вынесли мэрии пять предписаний. Администрация города посчитала, что заниматься этим должно управление жилищно-коммунального хозяйства.
Чиновники обратились в суд, чтобы оспорить предписания, и три инстанции с ними согласились. Но ВС решил, что требования ГИБДД являются обоснованными.
Если за ремонт и содержание дорог местного значения отвечает структурное подразделение мэрии (управление ЖКХ), это не означает, что предписания нельзя выписывать самой администрации.
Возможно, позиции ВС по этим делам и спору Уткина заставят органы управления более ответственно относится к содержанию дорог.
* Имена и фамилии участников спора изменены редакцией.