НДФЛ

Закон об оскорблении власти – описание: содержание и предпосылки закона

Закон об оскорблении власти – описание: содержание и предпосылки закона Юлия Меркулова Автор статьи Практикующий юрист с 2012 года

Каждый из нас нас хотя бы раз в жизни сталкивался с оскорблениями в свой адрес. Это может случиться где угодно — в очереди на прием к врачу, в маршрутке или на рабочем месте. Конституция РФ говорит о том, что гражданин вправе защищать и отстаивать любыми законными методами свое доброе имя, честь и достоинство. Как наказать обидчика за оскорбления? Читайте об этом в нашем материале.

Статья за оскорбление личности

Для начала нужно разобраться, какие именно действия агрессора можно расценивать как оскорбление. Ими можно назвать:

  • необоснованные придирки;
  • грубые высказывания о внешности, одежде и т.п.;
  • непристойные шутки;
  • вмешательство в личную жизнь человека;
  • унижение национального достоинства;
  • нецензурная брань или оскорбительные жесты в адрес конкретного гражданина.

Оскорбление может выражаться в следующих формах:

  • устно (например, по телефону или при личной встрече);
  • письменно (по смс или по переписке в сети интернет).

Если кто-либо позволяет себе подобные выпады в ваш адрес, он нарушает сразу несколько законодательных норм и может быть привлечен к административной или уголовной ответственности.

До 2013 года наказание обидчику назначалось по ст. 130 УК РФ. Однако впоследствии ее заменили на ст. 5.61 КоАП РФ, подразумевающую административную ответственность за оскорбление человека в публичном месте, выраженное в неприличной форме, либо непринятие необходимых мер по предупреждению действий, унижающих честь и достоинство.

К уголовной ответственности нарушитель может быть привлечен за клевету, которая подразумевает распространение в отношении гражданина лживых порочащих сведений

Оскорбление представителя властных органов (судьи, пристава, следования, полицейского и др.) в процессе исполнения ими своих должностных обязанностей предполагает привлечение виновного лица к ответственности по ст. 319 УК РФ. Оскорбление военнослужащего квалифицируется по ст. 336 УК РФ.

В зависимости от каждой конкретной ситуации и тяжести проступка злоумышленника, его могут привлечь по разным статьям закона. Соответственно, меры наказания тоже будут различаться.

По КоАП РФ

Статья 5.61 КоАП РФ состоит из трех частей и подразумевает наложение штрафных санкций, размер которых находится в зависимости от статуса виновника и способа совершения правонарушения.

Оскорбление без дополнительных квалифицирующих признаков наказывается штрафом:

  • граждане от 1 тыс. до 3 тыс. руб.;
  • должностные лица от 10 тыс. до 30 тыс. руб.;
  • организации и ИП от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Оскорбление, нанесенное в процессе общественного выступления, либо содержащееся в демонстрируем публично произведении, или высказанное в СМИ грозит штрафными санкциями для:

  • обычных граждан от 3 тыс. до 5 тыс. руб.;
  • должностных лиц от 30 до 50 тыс. руб.;
  • юридических лиц от 100 до 500 тыс. руб.

Попустительство оскорбления в произведении, которое демонстрируется публично, либо в СМИ также подлежит наложению санкций:

  • для должностных лиц штраф до 30 тыс. руб.;
  • для юрлиц штраф до 50 тыс. руб.

Обратите внимание!

Факт привлечения к ответственности по ст. 5.61 КоАП РФ не отменяет право пострадавшей стороны требовать от обидчика компенсацию морального ущерба в суде.

По УК РФ

Отдельной нормы в УК РФ за оскорбление сейчас нет, однако имеется ряд смежных статей.

Клевета без отягчающих признаков может повлечь за собой одно из следующих наказаний (ч. 1 ст. 128.1 УК РФ):

  • наложение штрафа в размере до 500 тыс. руб. или доходов преступника за период до 6 месяцев;
  • обязательные работы на срок до 160 часов.

Если человека оклеветали в общественном выступлении или демонстрирующемся публично произведении, а также в СМИ, то санкции будут следующими:

  • наложение штрафа в размере до 1 млн. руб. или доходов виновного за период до 24 месяцев;
  • обязательные работы на период до 240 часов.

Если злоумышленник распространял заведомо ложную информацию о том, что пострадавший имеет опасное для окружающих заболевание, либо в его адрес были выдвинуты обвинения в совершении сексуального преступления, такие действия влекут ответственность в виде:

  • штрафа в размере до 3 млн. руб. или заработка подсудимого за период до 36 месяцев;
  • обязательных работ на период до 400 часов.

Если клевета сопряжена с обвинением потерпевшего в совершении им тяжкого или особо тяжкого преступления, то наказание подразумевает:

  • штраф до 5 млн. руб. или в размере заработка подсудимого за период до 36 месяцев;
  • обязательные работы на период до 480 часов.

Также уголовному преследованию подвергнется нарушитель, который нанес оскорбления представителю власти. Им может признаваться любое лицо, находящееся на госслужбе в контролирующих либо правоохранительных органах. При этом данное лицо должно находится при выполнении своих служебных обязанностей.

Оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ) карается:

  • штрафом в размере до 40 тыс. руб.;
  • обязательными работами на период до 360 часов;
  • исправительными работы сроком до 12 месяцев.

Если деяние совершено во время исполнения должностных полномочий, но мотивом была личная неприязнь, то оно не квалифицируется по ст. 319 УК РФ.

Оскорбление военнослужащего (ст. 336 УК РФ) наказывается ограничением по службе на срок до 12 месяцев либо заключением виновного лица в дисциплинарную воинскую часть на аналогичный период.

Закон об оскорблении власти – описание: содержание и предпосылки закона

Заявление об оскорблении

Столкнувшись с оскорблениями, не всегда можно их просто проигнорировать. Если агрессор не ограничился единичным выпадом и начал третировать вас постоянно, необходимо наказать обидчика.

Например, если вас оскорбляет коллега по работе, то можно написать служебную записку вышестоящему руководству. В этом документе подробно распишите все обстоятельства произошедшего. Также будет хорошо заручиться поддержкой других коллег, которые подтвердят ваши слова.

Если же вы решили сразу наказать обидчика по всей строгости закона, есть два возможных варианта действий: обратиться с заявлением в полицию либо с иском в суд

Можно использовать оба этих способа одновременно.

При обращении в полицию придерживайтесь следующего алгоритма действий:

  1. напишите заявление;
  2. зарегистрируйте его в дежурной части и получите талон-уведомление.
  3. Обратите внимание!

    В течении 10 дней после вашего обращения в правоохранительные органы, бет проведена процессуальная проверка. Если факт совершения правонарушения будет подтвержден, виновника привлекут к ответственности.

Если вам необоснованно отказали, идите в прокуратуру или в суд за обжалованием этого отказа.

Чтобы чтобы грамотно оформить исковое заявление, лучше всего прибегнуть к помощи профессионального юриста. Однако можно сделать это и самостоятельно. В иске указывается следующая информация:

  • данные истца и ответчика (Ф.И.О., адрес места проживания или пребывания, номер телефона);
  • подробное описание обстоятельства произошедшего;
  • сведения о свидетелях правонарушения;
  • ваши требования со ссылками на законодательные нормы;
  • перечень прилагаемых к заявлению доказательств и документов;
  • дата и подпись истца.

К заявлению приложите список свидетелей и копии документов по числу участвующих в судебном процессе лиц

Подается иск в мировой суд по месту жительства ответчика. Если вы ранее уже подавали обращение в органы МВД, то приложите к заявлению выданную справку.

Как наказать обидчика?

Доказанный факт оскорбления гарантирует агрессору заслуженное наказание. Если обидчик категорически отрицает вину, то доказать свою правоту крайне сложно. В таком случае требуется найти хотя бы косвенных свидетелей происшествия.

В качестве подтверждения вы также можете представить:

  • аудио- или видеозапись инцидента, сделанную на диктофон или сотовый телефон;
  • распечатку письменного оскорбления (например, в сети интернет);
  • показания очевидцев, которые слышали оскорбления в ваш адрес. Они могут выступить в качестве свидетелей на судебном процессе.

Если вина нарушителя будет доказана, суд вправе обязать его не только выплатить штраф, но и покрыть все издержки, связанные с судопроизводством

Оскорбление — это это весомый повод обратиться к профессиональному юристу за консультацией. Специалист подскажет, подпадают ли действия агрессоров под категорию правонарушений, как составить заявление в полицию или в суд, как лучше собрать доказательства посягательств на вашу репутацию. Правильные действия позволят наказать виновного и получить денежную компенсацию за причиненный вам вред.

Закон об оскорблении власти – описание: содержание и предпосылки закона Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года

Почему «закон о неуважении к власти» надо отменить

29 марта вступили в силу инициированные сенатором Андреем Клишасом поправки в ст. 20.1 КоАП РФ – новые ч. 3–5 (так называемый «закон о неуважении к власти»). С момента внесения в Госдуму в декабре 2018 г. законопроект подвергался жесткой критике со стороны Генпрокуратуры, Минкомсвязи, Минюста, Роскомнадзора, депутатов, сенаторов, профессионального и экспертного сообществ.

В качестве ключевых недостатков предлагаемых дополнений ст. 20.

1 КоАП РФ критики называли, в частности, отсутствие правомерной цели ограничения конституционного права на свободу получения и распространения информации, а также избыточность и несоразмерность вводимых ограничений свободы слова и мнений.

Особое внимание они обращали на явную правовую неопределенность понятия «выражение явного неуважения в неприличной форме», которое может быть интерпретировано предельно широко.

Эти фундаментальные недостатки, присущие «закону о неуважении к власти» (неопределенность формулировки, состоящей из оценочных понятий, внутренняя противоречивость текста), а также низкая квалификация рядовых исполнителей (от участковых уполномоченных полиции до судей районных судов) ярко проявились в ходе рассмотрения первых же дел.

За неполных три месяца действия «закона о неуважении к власти» правоохранительными органами было возбуждено 23 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 20.1 КоАП РФ. Это породило серию издевательских публикаций в СМИ.

В связи с этим Президент России Владимир Путин поручил Генпрокуратуре, МВД и Роскомнадзору взять под особый контроль применение данного закона и подготовить специальный доклад к 1 ноября, а МВД пришлось на первых порах самостоятельно искать способы корректировки правоприменительной практики.

Так, 18 июля стало известно, что сотрудники полиции получили разъяснения, кого и в каких случаях можно привлекать к ответственности по новой норме КоАП РФ. Результаты не заставили себя долго ждать – количество возбужденных за месяц дел начало неуклонно снижаться: от 14 в июне до четырех в октябре.

Читайте также:  Закон о конфискации автомобиля за вождение в нетрезвом виде, ЮА СПб

Закон об оскорблении власти – описание: содержание и предпосылки закона

Текст «Методических рекомендаций МВД России для сотрудников полиции при получении (инициативном выявлении) информации о совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 3–5 статьи 20.1 КоАП РФ» от 11 июля оставался неопубликованным вплоть до возникновения разногласий между МВД и другими субъектами контроля за критическими высказываниями граждан в адрес властей.

В руки адвокатов международной правозащитной группы «Агора», которые и опубликовали текст Методических рекомендаций, данные разъяснения попали в ходе их участия в защите по двум делам: Алексея Груздева из г. Вологды и Антона Калашникова из г. Читы.

В обоих случаях на граждан были поданы заявления, полиция провела проверки и отказала в возбуждении дел.

Так, в Чите заявление поступило от регионального управления ФССП, сотрудников которых оскорбило сравнение приставов с «фашиками».

Участковый отказал в возбуждении дела, приставы обжаловали отказ, и в ходе заседания Черновского районного суда г. Читы МВД было вынуждено раскрыть текст Методических рекомендаций.

МВД была подана жалоба в Забайкальский краевой суд, вернувший дело в районный суд на новое рассмотрение, которое пока не назначено.

В Вологде с заявлением обратился бдительный житель Ленинградской области Карачунов в связи с публикацией Груздевым изображений, в которых он усмотрел неуважение к президенту.

Участковый также не нашел оснований для возбуждения дела. На этот раз отказ обжаловала прокуратура, и МВД в Вологодском городском суде также пришлось раскрыть текст Методических рекомендаций. МВД подана жалоба в Вологодский облсуд.

Данное дело также пока не назначено к рассмотрению.

Как следует из Методических рекомендаций, МВД считает целесообразным составлять протоколы только тогда, когда публичное высказывание сделано в «грубой форме»: содержит нецензурную лексику, порнографические, «непристойные» изображения, а также «неприемлемые обществом сравнительные образы или другие оскорбительные выражения». Фактически ведомство ограничило поле деятельности своих сотрудников отслеживанием оскорблений в адрес государственных символов, президента, Госдумы, Совета Федерации, правительства и судов.

Кроме того, перед составлением протокола также рекомендуется убедиться, что автор «противопоставляет себя окружающим, демонстрирует надменность, цинизм, унизительное отношение к обществу, государству и государственным символам».

Закон об оскорблении власти – описание: содержание и предпосылки закона

18 марта 2019 года Президент Российской Федерации подписал ряд законодательных актов, среди которых наибольшим резонансом в обществе и правовых кругах отметился так называемый «закон об оскорблении власти».

Обсуждения насчет введения подобной законодательной инициативы появились еще летом прошлого года, а уже в весеннюю рабочую сессию Совет Федерации оперативно принял документ во всех чтениях.

Поскольку для многих граждан любые ограничительные меры в Интернете являются новинкой, разберем изменения в законодательстве более подробно.

Обоснования и предпосылки появления

Несмотря на то, что сегодня за оскорбление представителей власти граждан могут привлечь как к административной, так и уголовной ответственности, законодатели решили взять под контроль наиболее массовую сферу коммуникаций – Интернет. Поскольку глобальная сеть является общественным пространством, то там также должны соблюдаться соответствующие правила и нормы, уважение к обществу, государственным институтам и общественному порядку.

Та часть законодателей, которые выступали за ужесточение ответственности, заметили, что для граждан давно стал нормой запрет на распространение в сети информации о совершении преступлений, экстремистских или порнографических материалов, торговля наркотиками и иные противозаконные деяния. Относительно оценки действия власти пока такого понимания нет. Предложенные поправки должны дополнить действующие нормативные акты новым видом правонарушения, установив за него административную ответственность.

Авторами нового закона стали члены Совета Федерации Бокова и Клишас, а также депутат Государственной думы Вяткин. Первоначальным предложением было расширить статью 20.

1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, введя туда отдельную часть, касающуюся распространение информации в каналах телекоммуникаций и сети Интернет.

За публикацию материалов, выражающих неуважение к государству и государственному строю, органам власти, обществу, Конституции или официальным символам планировалось наказывать нарушителей штрафом в размере от 1 до 5 тысяч рублей или административным арестом на 15 суток.

Напоминаем, что статья 20.1 – это классическое мелкое хулиганство. Разработчики законопроекта решили, что имеющихся в нормативных актах мер ответственности оказалось недостаточно. Напоминаем, что схожие нарушения и раньше могли повлечь за собой ответственность:

  • По части 1 статьи 20.1. КоАП РФ за явное неуважение общества, демонстрируемое или проявляемое в общественных местах;
  • По статье 319 УК РФ за оскорбление представителя власти;
  • По статье 329 УК РФ за надругательство над государственным флагом или гербом Российской Федерации;
  • По статье 5.61 КоАП РФ за оскорбление.

В результате рассмотрения законопроекта Государственной думой в текст были внесены некоторые коррективы.

Так, во втором чтении было предложено, чтобы Роскомнадзор предварительно уведомлял автора публикации о предстоящей блокировке и давал, таким образом, время на добровольное удаление порочащих власть материалов.

Была изменена формулировка, что наказываться будет распространение информации, которая не только проявляется явное неуважение, но и оскорбляет общественную нравственность и человеческое достоинство. Максимальный штраф по отношению к гражданам вырос от предложенных 5 000 до 300 000 рублей.

Мнения экспертов и правозащитников

Как и ожидалось, новость о принятии поправок в КоАП вызвала бурные обсуждения в обществе. Правительство одобрило изменения, но внесло в них ряд замечаний. Был уточнен перечень объектов, в адрес которых должна распространяться информация, а также список должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении по данной статье.

Опытные юристы назвали несколько рисков, которые в ближайшей перспективе вызовет принятие пакета поправок:

  • Неопределенная и слишком широкая трактовка некоторых определений;
  • Использование законодательной базы для сведения счетов с Интернет-пользователями;
  • Дополнительный рычаг власти, который позволял бы уклоняться от критики;
  • Опасность злоупотребления со стороны правоохранительных органов, что особенно актуально с учетом огромных штрафов.

Даже члены Государственной думы отметили, что такой подход является слишком поспешным. Свои опасения высказал Роскомнадзор, Минкомсвязи и Министерство юстиции.

Пока не видно особой поддержки и со стороны Генеральной прокуратуры, ведь неоднозначность формулировок вызывают вопросы и у представителей этого ведомства.

Адвокаты заверяют, что любая оскорбительность высказываний в сторону власти должна определяться не мнением сотрудника МВД, а лишь судом и на основе проведенной лингвистической экспертизы. На практике это чревато необоснованными блокировками Интернет-порталов и нарушением прав граждан.

Если вы столкнулись с нарушением ваших законных прав и интересов, помните: любые конфликты можно решить исключительно в правовом поле. Опытные юристы нашей компании помогут разобраться в ситуации, правильно сформулировать исковые требования, а затем решить вопрос в досудебном порядке или в процессе судебного заседания!

Прокурор разъясняет — Прокуратура Владимирской области

Ответственность за публичное оскорбление представителя власти, а также за унижение чести и достоинства гражданина

Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением является уголовно-наказуемым деянием, предусмотренным ст. 319 УК РФ.

Представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Обязательным признаком преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ является публичность оскорбления представителя власти, что подразумевает нанесение оскорбления в присутствии посторонних лиц — одного или нескольких.

Для квалификации оскорбления представителя власти необходимо, чтобы оно было совершено при исполнении потерпевшим своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.

При этом ответственность по ст. 319 УК РФ наступает независимо от того, находится ли представитель власти на работе или же по своей инициативе либо по просьбе граждан принял меры к предотвращению нарушения общественного порядка или пресечения преступления.

Необходимым объективным признаком преступления выступает характер оскорбительных действий. Оскорбительные действия и высказывания должны иметь форму неприличных, т.е.

противоречить сложившимся в обществе нормам нравственности, морали и культурным традициям, унижать честь и достоинство представителя власти, т.е.

быть персонифицированными, направленными в адрес конкретного лица (лиц), являющегося представителем власти, выражать отрицательную оценку личных, профессиональных, служебных или должностных качеств потерпевшего.

Совершение действий, образующих состав преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ, наказывается штрафом в размере до 40 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, не являющегося представителем власти, следует квалифицировать как совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.61 КоАП РФ, которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей; на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей.

Муромская городская прокуратура

Прямая ссылка на материал
Поделиться

Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением является уголовно-наказуемым деянием, предусмотренным ст. 319 УК РФ.

Представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Обязательным признаком преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ является публичность оскорбления представителя власти, что подразумевает нанесение оскорбления в присутствии посторонних лиц — одного или нескольких.

Для квалификации оскорбления представителя власти необходимо, чтобы оно было совершено при исполнении потерпевшим своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.

При этом ответственность по ст. 319 УК РФ наступает независимо от того, находится ли представитель власти на работе или же по своей инициативе либо по просьбе граждан принял меры к предотвращению нарушения общественного порядка или пресечения преступления.

Необходимым объективным признаком преступления выступает характер оскорбительных действий. Оскорбительные действия и высказывания должны иметь форму неприличных, т.е.

противоречить сложившимся в обществе нормам нравственности, морали и культурным традициям, унижать честь и достоинство представителя власти, т.е.

Читайте также:  Работодатель платит за ваше проживание - вы платите налог

быть персонифицированными, направленными в адрес конкретного лица (лиц), являющегося представителем власти, выражать отрицательную оценку личных, профессиональных, служебных или должностных качеств потерпевшего.

Совершение действий, образующих состав преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ, наказывается штрафом в размере до 40 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, не являющегося представителем власти, следует квалифицировать как совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.61 КоАП РФ, которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей; на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей.

Муромская городская прокуратура

В соцсетях больше нельзя шутить о путине и госдуме. как работает новый закон об оскорблении чувств власти

Президент Владимир Путин официально запретил распространять фейковые новости и оскорблять власть. Несмотря на многочисленные заявления о недоработанности закона, с сегодняшнего дня неудачная шутка или высказывание в адрес представителей власти будут приравниваться к хулиганству.

О ком теперь нельзя «оскорбительно» шутить в соцсетях?

В законе прописано, что огромные штрафы или реальный срок можно получить за распространение информации, «выражающей в неприличной форме явное неуважение» к:

  • обществу;
  • государству;
  • флагу, гербу и гимну РФ;
  • Конституции РФ;
  • президенту РФ;
  • Государственной думе;
  • Совету Федерации;
  • правительству РФ;
  • российским судам.

То есть наказывать за оскорбление губернаторов и мэров по новому закону вас не будут — поправки, добавляющие в перечень нарушений оскорбление муниципальной власти и символов субъектов Федерации, отклонила еще Госдума.

Что считается оскорблением власти?

Это информация, «выраженная в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность». Подробнее, кто и как будет определять, что такое «явное неуважение» и что такое «неприличная форма», в законопроекте не прописано.

Есть ли конкретные примеры оскорблений?

Все причастные к созданию и принятию закона об оскорблении власти ни одного конкретного примера привести не могут. И на это у них есть свои объяснения.

Так, внесший документ на рассмотрение Госдумы депутат Дмитрий Вяткин заявил, что не может воспроизвести пример «тянущего» на ответственность высказывания, поскольку это «было бы неприлично и оскорбительно».

Автор законопроекта, сенатор Андрей Клишас также конкретного примера не называет, говоря, что все зависит от контекста. Но «Госдуру» Владимира Познера оскорблением не считает.

Юристы заявляют, что понять, что является оскорблением власти, а что нет, можно только с опытом. На это уйдет примерно год. Тогда станут понятны критерии разграничения понятий «свобода слова» и «неуважение к власти».

А как будут наказывать за высказывания в адрес власти?

Контент на страницах интернет-ресурсов должен блокироваться во внесудебном порядке по инициативе генерального прокурора или его заместителей.

Именно генеральный прокурор должен будет определять, что высказывание выражает неуважение к органам власти.

На сайтах публикации с явным неуважением к власти придется удалять в течение суток, в противном случае Роскомнадзор будет блокировать ресурс.

Аккаунты обычных пользователей соцсетей Роскомнадзор будет блокировать без предупреждений и уведомлений. Сами посты, проявляющие неуважение к власти, приравняют к мелкому хулиганству. За первую такую публикацию в течение года грозит штраф 30–100 тыс. рублей, за вторую — 100–200 тыс. рублей или арест на срок до 15 суток, последующие разы — 200–300 тыс. рублей или арест.

Может ли Роскомнадзор заблокировать страницу за оскорбительный пост годичной давности?

Пока ответа на этот вопрос нет. Непонятно, кто, как и зачем будет искать оскорбительную информацию в социальных сетях. Есть вероятность, что новый закон приведет к повторению ситуации со ст. 282 УК РФ, когда уголовные дела возбуждали по доносу недоброжелателей.

Вообще попытки удаления экстремистских картинок, ведение аккаунта под чужим именем и даже удаление страниц в социальных сетях показали, что для возбуждения уголовных дел по экстремистским статьям — это не помеха. Как это будет работать в случае с оскорбительными постами в адрес власти — покажет время.

Зачем нужен новый закон, если за шутки и мемы уже наказывают?

Закон о запрете постов и статей, в которых проявляется неуважение к власти, приняли спустя три месяца после частичной декриминализации ст. 282.1 УК РФ, касающейся призывов к вражде и социальной розни. Они также периодически сопровождаются и оскорблениями госинститутов. После декриминализации уголовные дела начали прекращать, а приговоры — отменять.

Появление новой статьи в КоАП позволит вместо арестов взимать с провинившихся пользователей социальных сетей огромные штрафы и наказывать даже строже, чем участников протестных акций против властей.

По сути новый закон частично пересекается с другими статьями Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях, однако вводит новую санкцию — блокировку ресурса.

Например, за «нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу», предусмотрены статьи 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство» и 213 УК РФ «Хулиганство».

По статье 329 в УК РФ «Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации» можно получить срок до 1 года. Понятие «надругательство» и «явное неуважение» схожи.

Также логика нового закона совпадает с тем, что прописано в статье 319 УК РФ «Оскорбление представителя власти». Оскорбление трактуется как «унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме».

Ответственность за оскорбление представителя власти

Каждый гражданин понимает, что безнаказанным оскорбление в адрес представителя власти или должностного лица, не останется.

Если же такой инцидент произошёл по стечению обстоятельств и в силу несдержанности гражданина – он, как правило, рисует самые мрачные мысли.

Поэтому всегда полезно быть проинформированным о возможных правовых последствиях того или иного поступка. С одной стороны – во избежание, с другой стороны – для определения оптимального выхода.

Неприязнь к представителям власти можно излагать исключительно в корректной форме, невзирая на степень вашего недовольства действиями того или иного лица. Даже если таковой нанёс вам вред, выраженный в наступивших серьёзных последствиях – выражаться неприлично в его адрес вы не имеете права.

Вы должны обжаловать его неправомерные действия в порядке, установленном законом, вплоть до судебного разбирательства. Но оскорблять его недопустимо.

Представитель власти – часть государственного механизма, управляющего государством. Это особая идеологическая сфера. Оскорбление должностного лица, соответственно, является оскорбление системы.

Этот момент вполне справедлив, если учесть, что установление специальной моральной и законодательной защиты может нанести вред должностному лицу, авторитет которого может подвергаться повсеместными непристойными выпадами, что будет чревато последствиями в виде нарушения системы управления в целом.

Ответственность за оскорбление представителя власти предусмотрена статьей 319 УК РФ. Если субъект, подвергшийся оскорблению, является должностным лицом, а не представителем власти, за его оскорбление вменяется ответственность в силу статьей 130 УК РФ.

Состав преступления Преступность деяния заключается в применении, выраженных в устной или письменной форме, неприличных или бранных выражений в адрес представителя власти (должностного лица). Даже в том случае, когда виновный высказал или выразил письменно правдивую информацию о пострадавшем, но она имела вид оскорбления – в таких действиях обнаруживается состав преступления.

Смысл ответственности за это деяние определён тем, что кроме оскорбления личности, которое недопустимо ни при каких обстоятельствах, оно отягчается направленностью в адрес власти, которую представляет лицо.

Это дискредитирует не только личность, что не позволяет ей надлежаще выполнять возложенные обязанности, но и структуру, которую она представляет. При определении состава преступления существует важный аспект – оскорбление должно иметь публичный характер, что, собственно, и определяет факт дискредитации власти или должности, которую занимает пострадавший.

Объективную сторону оскорбления представителя власти составляют общественные отношения, в которых недопустимы деструктивные формы коммуникаций, во избежание разрыва в защите системы. К объективным характеристикам преступления относятся: Наличие представительства власти у пострадавшего, либо статуса должностного лица.

Присутствие третьих лиц, что позволяет определить публичный характер преступления. Конкретность неприличной фразы. Кроме этого объективность деяния устанавливается через факторы: места и времени; формы выражения; адресности пострадавшему. Субъектом оскорбления представителя власти являются дееспособные лица, достигшие возраста 16 лет.

Субъективная сторона преступления содержит: наличие виновности; прямой умысел; мотивы. От вида мотивации совершения деяния зависит степень ответственности виновного. Совершенно различны будут последствия в случаях: Когда представитель власти или должностное лицо спровоцировали в свой адрес неприличное выражение или отношение.

Читайте также:  Как продлить стаж и официально заработать, ухаживая за пенсионером

Когда виновный в оскорблении отвечал, таким образом, на уместное замечание. Когда виновный мешал выполнению обязанностей должностного лица. Когда виновный был нетрезв и развлекался. Преступление окончено с момента совершения оскорбительных действий.

Представителем власти считается лицо, которое уполномочено осуществлять от имени государства действия по защите общественного порядка или государственной безопасности. Соответственно, к ним можно отнести всех сотрудников государственных силовых структур при исполнении и военных.

Оскорбление сотрудника полиции – может рассматриваться в разных аспектах, которые имеют разное правовое содержание. А сотрудник полиции может выступать в разных ролях. Оскорбление ему может наноситься: Когда он находится при исполнении служебных обязанностей в рабочем кабинете, в квартире подозреваемого гражданина или в публичном месте.

Когда он отдыхает и не исполняет служебных обязанностей. Соответственно ответственность вменяется тогда, когда сотрудник полиции выступает в качестве защитника правопорядка на улице или в другом общественном месте, где его унижение мешает ему выполнять обязанности.

В данном случае неприличные выражения будут рассматриваться как адресованные представителю власти.

Если сотрудник полиции находится при исполнении служебных обязанностей в отделении полиции и оскорбление поступило ему в присутствии коллег – он выступает в роли должностного лица, и оскорбление сотрудника полиции при исполнении служебных обязанностей будет наказываться в соответствии со статьей 130 УК РФ. В среде коллег он не может считаться униженным как представитель власти, так как в этом контексте он такую функцию не выполняет.

Когда полицейский не при исполнении служебных обязанностей или на отдыхе, то его оскорбление по общим правилам будет рассматриваться в соответствии со статьей 5.61 КоАП РФ.

Штраф за оскорбление сотрудника полиции при исполнении служебных обязанностей составляет от 1 до 3 тысяч рублей. Хотя в некоторых случаях, если оскорбление было нанесено в свете ранее исполняемых обязанностей, то есть в их контексте – оно может быть уголовным.

Дифференциация должна производиться из того что является мотивом: противодействие системе порядка; личная неприязнь.

Путин подписал закон о наказании за оскорбление власти — новости Право.ру

Владимир Путин подписал закон, который предусматривает блокировку в Сети материалов, оскорбляющих общество, государство, органы власти и госсимволы.

Соответствующий документ опубликован на официальном портале правовой информации 18 марта. Согласно ему, закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дополнит новая ст. 15.11. Она определяет порядок ограничения доступа к информации, которая выражает в неприличной форме «явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть в РФ».

Законодательство В Госдуме поспорили о наказаниях за посты в интернете

Так, в случае обнаружения такой информации Генпрокурор или его заместители обратятся в Роскомнадзор с требованием удалить ее. А если она не будет удалена, доступ к ресурсам, содержащим ее, ограничат.

Для этого Роскомнадзор должен будет направить хостинг-провайдеру уведомление о необходимости принять соответствующие меры. А провайдер должен будет заблокировать сайт, если его владелец не удалит оскорбительную информацию в течение суток.

В этом сюжете

Одновременно Путин подписал закон, который вносит сопутствующие  поправки в КоАП. Статья 20.1 Кодекса будет определять наказание за нарушения закона.

За распространение оскорбительной информации вводятся штрафы от 30 000 до 100 000 руб. За повторное нарушение грозит 100 000-200 000 руб., за каждое последующее — 200 000–300 000 руб.

Также предусмотрено наказание в виде административного ареста на срок до 15 суток.

Также президент подписал закон, котрый предусматривает наказание за распространение недостоверных новостей (фейк-ньюс). За его нарушение также вводятся штрафы от 30 000 руб.

Законодательство Владимир Путин подписал закон о фейковых новостях

Ранее Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека направил Владимиру Путину заключение, в котором эксперты призывали не подписывать законы о фейк-ньюс и оскорблении власти. Члены Совета указывали, что их нужно доработать.

Согласно экспертному заключению СПЧ, и первый, и второй законы дают основы для произвольных действий, потому что нет ясности в определённых моментах. Например, считают они, непонятно, попадут ли под действие закона об оскорблении власти карикатуры, анекдоты, скетчи, репризы, пародии.

Однако Госдума и Совет Федерации одобрили поправки.

Закон "об оскорблении власти": мнение экспертов

18 марта Президент России Владимир Путин подписал внесение изменений в Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Эти поправки получили народное название «закон об оскорблении власти», вызвали в обществе бурю негодования и спровоцировали акции протеста еще на стадии рассмотрения.   Предлагаем разобраться вместе, что же это за закон и каковы перспективы его применения.

 

Первое изменение – это дополнение Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» статьей 15.

1-1 «Порядок ограничения доступа к информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации».

Пункт первый данной статьи содержит описание информации, доступ к которой ограничивается:  

«1.

В случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители обращаются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с требованием о принятии мер по удалению указанной информации и по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим указанную информацию, в случае ее неудаления».

  Второе изменение – это дополнение статьи 15.3 «Порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона». Теперь пункт 1 этой статьи выглядит следующим образом (обновление подчеркнуто):  

«1.

В случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, информационных материалов иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», сведений, позволяющих получить доступ к указанным информации или материалам (далее — распространяемая с нарушением закона информация), включая случай поступления уведомления о распространяемой с нарушением закона информации от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций или граждан, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители обращаются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с требованием о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию».

  Важно подчеркнуть, что оба изменения касаются закона об информации, который регулирует: «1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; 2) применении информационных технологий; 3) обеспечении защиты информации». Оба изменения относятся, согласно закону, к ведению Генеральной прокуратуры и Роскомнадзора. Первое ведомство выявляет нарушения, второе – принимает меры по его устранению  

Предугадать практику применения нового закона сложно. Еще сложнее сказать, будет ли применяться лингвистическая экспертиза или иная экспертиза предположительно нарушающих новый закон текстов. В самом законе об этом ничего не сказано.

  Однако с экспертной позиции есть две потенциальные точки применения лингвистической экспертизы:

1) относительно ст. 15.1-1 – на предмет неприличной формы высказываний;

2) относительно обновленной ст. 15.3 – на предмет информационного статуса высказываний. Это связано с тем, что понятие достоверности или недостоверности применяется только к тем высказываниям, которые с лингвистической точки зрения имеют информационный статус утверждений о фактах. Современная судебная лингвистика располагает достаточным инструментарием для решения этих задач. Будут ли правоприменители обращаться к этому инструментарию – покажет будущее.   Кстати, нас часто спрашивают, каков будет подход к установлению неприличной формы высказывания в свете обновленного закона. Отвечаем: причин для того, чтобы пересмотреть существующий подход, нет. Неприличной формой с точки зрения лингвистической экспертизы по-прежнему обладают высказывания с нецензурной лексикой и лексикой, близкой к ней по коммуникативной значимости в ситуациях институционального общения. Также нет причин для того, чтобы пересмотреть подход к участию лингвиста к квалификации оскорбления. Квалификация высказываний как оскорбительных по-прежнему не входит в компетенцию лингвиста и является юридической.

:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *