Как быть, если в запросе таможни не указан срок представления данных
У участников ВЭД могут возникать вопросы, касаемые таможни, не всегда удается найти однозначный ответ погуглив и даже специалисты могут сомневаться в правильности ответа по сложным темам. В таких ситуациях лучше обращаться напрямую в таможенные органы. Уполномоченные должностные лица таможени бесплатно проводят консультирование по таможенным вопросам.
Внимание! С 02.07.2021 г. таможенный орган РФ не принимает запросы на консультирование через сайт, по e-mail и по телефону.
Согласно Приказа Министерства финансов РФ от 9 апреля 2021 г. N 56н «Об утверждении Порядка и сроков осуществления консультирования таможенными органами по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов», можно проконсультироваться в таможенном органе тремя способами:
- с устным запросом можно обратиться по графику приёма лиц, осуществляющих консультирование. Для этого необходимо предоставить документ, удостоверяющий личность и документ, подтверждающий полномочия, если обращение не от себя лично, а как от представителя физического или юридического лица (по доверенности).
- письменный запрос необходимо отправить по почте или у входа в здание таможенного органа положить его в почтовый ящик.
- электронный запрос, то есть обращение, отправленное через систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» подписывается простой электронной подписью лица.
Срок получения ответа — не позднее одного месяца со дня запроса. Отказ в консультировании направляется лицу в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации запроса,
В каких случаях могут отказать в консультировании?
- если вопрос не относится к компетенциям таможенного органа, любого вида жалобы.
- если вопросы относятся к платным услугам таможенного органа: расчёт таможенной стоимости товара, определение кода ТН ВЭД, сумма таможенных платежей, заполнение и проверка таможенной декларации, статформы и т.п.
- если вопросы связаны с предоставлением персональных данных третьих лиц, конфиденциальной информации, государственной тайны и т.п.
- если вопрос связан с выяснением причин, оснований, правомерности действий и принятия решений должностных лиц таможенных органов, об административном или уголовном правонарушении.
- При ответе таможня руководствуется № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Пример ответа Челябинской таможни на обращение ООО «ИФК «Титан74»
Компания ООО «ИФК «Титан74» оказывает услугу контрактодержателя российским производителям и поставщикам и берёт на себя всё взаимодействие с таможенными органами. C российской компанией заключается договор купли-продажи по России, а с иностранным покупателем – внешнеторговый контракт. За более подробной информацией обращайтесь к нам.
Как отвечать на запросы таможни о предоставлении информации? (Часть 1) — Юрвест
Внешнеэкономическая деятельность – сфера высоких рисков. Любой ее рядовой участник, будь то импортер, экспортер или перевозчик, рано или поздно может оказаться одним из звеньев внешнеэкономической операции, которая вызовет повышенный интерес таможенных органов, обусловленный нарушением таможенного законодательства одним из ее участников.
Такое нарушение может заключаться в неуплате таможенных платежей, нарушении запретов и ограничений при ввозе/вывозе товаров, незаконном использовании транспортных средств и. т.п.
Казалось бы, мы имеем простой запрос из таможни с просьбой предоставить сведения и/или документы по той или иной сделке/декларации/перевозке. Но получивший его участник ВЭД, как правило, не горит желанием сразу бросаться собирать документы для таможни по ситуации, к которой он зачастую имеет весьма косвенное отношение, и у него может возникнуть целый ряд вопросов:
- Есть ли обязанность отвечать на данный запрос?
- Если да, то в какой срок нужно ответить?
- Существует ли ответственность за непредставление ответа?
Весьма вероятно, что в самом запросе прямых ответов на данные вопросы содержаться не будет.
Следовательно, попытаемся разобраться в данной проблеме самостоятельно.
Надо ли отвечать?
Здесь важно понимать правовую природу запроса таможенного органа.
Такой документ может называться по-разному (запрос, требование, письмо и т.д.), содержать формулировки разной степени вежливости («необходимо представить…», «просим представить…», «просим оказать содействие…» и т.д.), но обязательство участника ВЭД по направлению ответа зависит от правового основания запроса.
В общем и целом, все запросы от таможенного органа можно подразделить на три группы:
- Запросы в рамках таможенной проверки или иных форм таможенного контроля,
- Запросы в рамках расследования дела об административном правонарушении,
- Иные запросы таможенного органа.
В рамках данной публикации разберемся с первой группой запросов, которая является наиболее типичной, а именно с запросами в рамках таможенных проверок или иных форм таможенного контроля, проводимых после выпуска товаров в отношении данных товаров и/или конкретных проверяемых лиц.
По таможенному законодательству таможенный контроль может проводиться, по общему правилу, в течение 3 (трех) лет после выпуска товаров.
В соответствии с пунктом 6 статьи 340 ТК ЕАЭС декларант, перевозчик, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные лица обязаны представлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.
Аналогичные обязательства по представлению документов закреплены в пункте 3 статьи 337 ТК ЕАЭС (относительно требований о представлении документов в рамках таможенных проверок) и в статье 166 российского Закона «О таможенном регулировании» (применительно к России).
Таким образом, если в запросе указано, что он направлен в связи с проведением таможенного контроля, или имеется ссылка на соответствующие нормы таможенного законодательства, то участник ВЭД не вправе его игнорировать и оставлять без ответа.
Также, у многих возникнет вопрос, как поступать, если запрашиваемые сведения / документы отсутствуют у участника ВЭД.
С формальной точки зрения, данное обстоятельство не дает права оставлять запрос без ответа. Ответ в любом случае должен быть направлен, но в нем должно быть указано на отсутствие запрашиваемой информации.
В какой срок нужно ответить?
Разобравшись с тем, что на поступивший запрос придется отвечать, участник ВЭД резонно задумается, насколько срочно это надо сделать.
Согласно пункту 1 статьи 340 ТК ЕАЭС осуществляющий таможенный контроль таможенный орган при направлении запроса вправе устанавливать срок предоставления запрошенных документов и сведений.
Однако на практике таможня редко пользуется правом установления четкого срока, ограничиваясь словосочетанием «в кратчайшие сроки» или его синонимами.
Это означает, что ответ должен быть направлен в разумный срок после получения запроса.
Иными словами, в случае возникновения спора по своевременности направления ответа, будет оцениваться то, как соотносится количество запрошенной информации и сложность ее подготовки с тем временем, которое фактически понадобилось участнику ВЭД, чтобы направить ее в таможенный орган.
В связи с этим, участнику ВЭД, который стремится в точности выполнить требования таможенного органа, не следует откладывать подготовку ответа «в долгий ящик».
Какая ответственность грозит получателю запроса, если он на него не ответит?
В специальной главе 16 КоАП РФ (Административные правонарушения в области таможенного дела) отсутствуют составы правонарушений, под которые подпадает рассматриваемое бездействие.
Однако в КоАП РФ также имеется статья 19.
7 «Непредставление сведений (информации)», по которой таможенные органы также вправе составлять протоколы об административных правонарушениях.
Под объективную сторону данной нормы КоАП РФ подпадают как непредставление, так и несвоевременное представление в государственный орган, осуществляющий государственный контроль, сведений (информации), необходимых для осуществления данным органом его законной деятельности.
Штраф за указанное нарушение может составить:
- для гражданина от 100 до 300 рублей;
- для должностного лица – от 300 до 500 рублей;
- для юридического лица – от 3000 до 5000 рублей.
Кроме того, штраф может быть заменен на наказание в виде предупреждения.
Как можно увидеть, санкция за рассматриваемое нарушение не является существенной для среднестатистического участника ВЭД, и привлечение таковых к ответственности по данной статье не носит массового характера. Однако при разрешении вопроса о том, стоит ли тратить время на направление ответа на запрос, стоит учитывать такую возможность.
В одной из последующих публикаций мы дополнительно разберем:
- вопрос о необходимости ответа на запрос таможенного органа в рамках дела об административном правонарушении или иной запрос, не связанный с проведением таможенного контроля;
- особенности ситуаций, когда запрос направлен участнику ВЭД, не являющемуся резидентом страны, к которой относится соответствующий таможенный орган;
- особенности ситуаций, когда данный запрос касается возможного нарушения таможенных правил самим адресатом.
- Оценивайте риски для вашего бизнеса с умом!
- Более подробно о секретах безопасного выполнения международных перевозок Вы узнаете в нашей группе «ЗАЩИТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ»
Как быть, если в запросе таможни не указан срок представления данных
02.07.2018 Количество просмотров: 564
Ермакова (Степанова) Любовь Владимировна Ведущий юрист Юридического Агентства Санкт-Петербурга Написано статей: 20
С таможней шутки плохи — это подтвердит любой международный перевозчик, хотя бы раз привлекавшийся к административной ответственности. Поводов для санкций при оформлении груза хоть отбавляй.
Например, несвоевременно представленные сведения по запросу таможенных органов. Для тех, кто нарушает установленные для подачи запрошенных документов сроки, в КоАП РФ предусмотрены немалые штрафы. Согласно статье 16.
12, сумма взысканий может достигать 300 тысяч рублей.
Когда таможня вправе потребовать дополнительные бумаги
Обычно запросы отправляются в рамках таможенного контроля, чтобы сверить или уточнить информацию, указанную в декларации, убедиться в подлинности документов и правильности их оформления.
Причем проверочные мероприятия могут проводиться на любой стадии — как до выпуска товаров для свободного обращения, так и в течение трех лет после него.
И хоть по закону декларанты обязаны сохранять бумаги по перевезенным грузам в течение 5 лет, подготовить и вовремя предоставить документы 3-летней давности бывает проблематично.
Маркировка шин с 2021 года: последние новости
О предоставлении оригиналов документов (удаленное сканирование)
В случаях, если для целей контроля ЭДТ при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза требуется представление во внутренний таможенный орган оригиналов документов, следующих с товаром, на бумажных носителях (для сверки с образцами подписей и пр.
), внутренним таможенным органом могут быть запрошены: — копии соответствующих документов у внешнего таможенного органа по факсу; — копии соответствующих документов в отсканированном виде у внешнего таможенного органа по электронной почте; — копии соответствующих документов в отсканированном виде в режиме обмена информацией с использованием штатного программного средства. При этом по запросу оригиналы документов направляются внешним таможенным органом по почте во внутренний таможенный орган не позднее следующего дня после выпуска товаров. Копии указанных документов хранятся во внешнем таможенном органе. После получения внутренним таможенным органом оригиналов документов они сверяются с полученными в ходе таможенного контроля ЭДТ документами, полученными от внешнего таможенного органа по факсу, по электронной почте или с использованием штатного программного средства, и хранятся в архиве вместе с распечатанной копией ЭДТ.Из положений приказа ФТС №845 от 22.04.11
Одна из проблем электронного декларирования заключается в том, что инспектору трудно проверить достоверность получаемых документов. Даже графические изображения документов, которые может прислать в декларант могут быть ненастоящими и сделанными в графическом редакторе.
Один из вариантов решения данной проблемы – запросить у декларанта оригиналы документов (сообщение CMN.11208 «Запрос на предоставление оригинала документа»). И данное решение сработало, если бы декларант находился недалеко от таможенного органа.
В качестве технического решения этой проблемы в технологии информационного взаимодействия существует порядок запроса оригиналов документов с их предоставлением (запросом на сканирование) в близлежащий таможенный орган.
Отметим, что зачастую таможенные органы запрашивают оригинал сертификат о происхождении товара, который может находится в другом таможенном органе (вместе с товаросопроводительными документами).
Порядок предоставления оригинала документов можно разделить на шаги: 1. Во время таможенного оформления таможенный инспектор направляет декларанту запрос оригинала документа.
Данный запрос фиксируется сервером АПС ЭПС и пересылается декларанту.
2.
Декларант получает запрос и формирует на него ответ из программы ВЭД-Декларант. 2.1 В окне подготовке документов нажать правой кнопкой на запросе оригинала и в контекстном меню выбрать пункт «Ответ на запрос оригинала документа…»
2.
1 В появившемся окне выбрать пункт «Запрос на сканирование» (если оригинал документа уже находится в таможенном органе) или «Предоставления оригинала очно» (если оригинал нахолодится у декларанта и его нужно предоставить в таможню). Пункт «Идентификатор отсканированного документа» выбирается в том случае, если вы уже проходили процедуру сканирования оригинала документов в таможенных органах и у вас имеется идентификатор сканированного документа.
2.
2 В случае выбора «Запроса на сканирование» в следующем окне необходимо указать таможенный орган (в котором находится оригинал документов), дату сканирования и комментарий. После этого нажать кнопку «ОК». Запрос будет отправлен.
В случае выбора «Предоставления оригинала очно» указать причину предоставления оригинала очно и нажать кнопку «ОК». В результате запрос будет отправлен.
3. После получения кода таможенного органа ЕАИС (АПС ЭПС) направляет информацию о запросе на сканирования или визите декларанта в указанный таможенный орган. При этом проверяется наличие технической возможности сканировать и предоставлять необходимые документы. Если сканирование возможно, то приходит сообщение CMN.11209 «Уведомление о возможности сканирования».
В случае визита декларанта — декларант прибывает в таможенный орган для сканирования и предоставляет необходимые документы. 4. Таможенный инспектор проверяет документы, выполняет сканирование и загружает необходимые документы в специализированный архив.
В результате загрузки документов в архив формируется идентификатор сканированного документа; 5. Идентификатор сканированного документа передается в ЕАИС, а затем таможенному инспектору, проверяющему ДТ. Инспектор по полученному идентификатору загружает документы из архива.
Отметим, что идентификатор и сам документ также передается декларанту для его возможного использования при оформлении новых деклараций.
Информационное письмо таможни о запросе оригиналов документов.
Какие перемены принес новый Таможенный кодекс
Со вступлением в силу 1 января 2021 года Таможенного кодекса ЕАЭС ситуация изменилась к лучшему — бумаг требуется меньше, оформление происходит быстрее. Воздействие человеческого фактора сократилось до минимума благодаря тому, что большинство таможенных процедур переведено в электронный формат.
Регистрацией декларации и выпуском товаров занимается теперь не таможенный инспектор, а информационно-аналитическая система. Документы, которые требовались раньше для подтверждения указанных в декларации данных, больше не нужны. Но они могут потребоваться, если система выявит риск нарушений, или в целях контрольно-проверочных мероприятий.
И тогда таможня запросит нужную информацию.
Образец жалобы на решение таможенного органа
- В Уральское таможенное управление
- Свердловская область, г. Екатеринбург, улица Шейнкмана, дом 31
- Заявитель:
- ЖАЛОБА
- на решение Екатеринбургской таможни о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД
Обществом с ограниченной ответственностью «Г» был задекларирован товар. В графе 33 ДТ заявлен код товара №1 согласно ТН ВЭД ТС – 7616999008 (прочие изделия из алюминия).
По результатам проверки декларации Екатеринбургской таможней вынесено решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД, согласно которому товар №1 классифицирован по коду 7606910000 (плиты, листы, полосы или ленты алюминиевые, толщиной более 0,2 мм. – из алюминия нелегированного).
Указанное решение о классификации товара является незаконным и необоснованным ввиду чего подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.
2010 N 257, в графе 31 декларации указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД ТС, а также о грузовых местах.
- В товарной позиции 7616 ТН ВЭД ТС классифицируются «прочие изделия из алюминия: гвозди, кнопки, скобы (кроме указанных в товарной позиции 8305), винты, болты, гайки, ввертные крюки, заклепки, шпонки, шплинты, шайбы и аналогичные изделия».
- В данную товарную позицию, в частности, включаются алюминиевые изделия, подобные изделиям из черных металлов, описанным в пояснениях к товарным позициям 7325 и 7326.
- В товарную позицию 7326 включаются все изделия из черных металлов, полученные ковкой или вырубкой, резкой или штамповкой или другими способами, такими как гибка, сборка, сварка, обточка, вальцовка или перфорация, кроме изделий, включенных в предыдущие товарные позиции данной группы или оговоренных в примечании 1 к разделу XV, или включенных в группу 82 или 83, или более конкретно поименованных в других товарных позициях Номенклатуры, в частности, венецианские шторы.
Исходя из описания изделия декларантом, заключению таможенного эксперта от 27 февраля 2021 года №12407007/041891 – задекларированный спорный товар представляет собой изделие определенных формы и размеров (диска) из алюминия, полученное в результате вырубки дисков из алюминиевых листов. Товар имеет форму диска (низкого цилиндра).
Таким образом, способ получения дисков – вырубка из алюминиевых листов в полной мере подпадает под действие кода 7616.
Кроме этого, в группе 76 раздела XV ТН ВЭД ТС классифицируются алюминий и изделия из него. В товарную позицию 7606 включаются: плиты, листы, полосы или ленты алюминиевые толщиной более 0,2 мм: прямоугольные (включая квадратные).
- Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.
- ПОЛЕЗНО: смотрите видео и узнаете, почему любой образец иска, жалобы лучше составлять с нашим адвокатом, пишите вопрос в х ролика, подписывайтесь на канал YouTube
- Решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд, арбитражный суд.
Понятие и сущность тарифной льготы, виды
- Учитывая, что оспариваемое решение о классификации товара повлечет увеличение подлежащей уплате декларантом таможенной пошлины, с целью соблюдения законных прав и интересов организации, исходя из очевидной необоснованности рассматриваемое решения Екатеринбургской таможни подлежит отмене.
- Наличие права на судебное обжалование решений таможенных органов в совокупности с идентичностью мнений в области таможенного законодательства с судебными органами указывают на необходимость отмены спорного властного акта таможни именно в порядке ведомственного контроля с целью исключения вопросов о распределении судебных расходов между тяжущимися лицами.
- На основании вышеизложенного, руководствуясь приведенными нормами действующего российского и международного законодательств, сложившейся арбитражной судебной практикой,
- ПРОШУ:
- признать неправомерным решение Екатеринбургской таможни решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД, и отменить данное решение
- о принятом решении уведомить заявителя в установленные статьями 47, 48 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» форме, порядке, сроке.
Дата, подпись
С июля статформу в таможню можно сдать только в электронном виде
Статистическую форму нужно представлять в ФТС, если компания вывозит товары из России в страны ЕАЭС или ввозит из ЕАЭС в Россию. Таможенного контроля между этими странами нет, и статформа нужна ФТС для учёта. Подать форму на бумаге больше нельзя: будет считаться, что компания не отправила отчётность вовсе, а за это грозит штраф до 50 тыс. рублей.
Из статьи вы узнаете:
- Как отчитываться в электронном виде
- Новые сроки
- Штрафы
Как отчитываться в электронном виде
Статистическая форма заполняется в личном кабинете на сайте ФТС. Раньше заполненную там форму можно было отправить там же, заверив электронной подписью, а можно было передать на бумаге — лично или заказным письмом (постановление Правительства РФ от 07.12.2015 № 1329).
С 24 июля 2020 года правила изменились. Теперь сдать статформу можно только в электронном виде с усиленной КЭП (постановление Правительства РФ от 19.06.2020 № 891). Подойдёт тот же сертификат, который вы используете для документооборота с налоговой и фондами.
Не все товары, перемещаемые между Россией и странами ЕАЭС, освобождены от таможенного контроля.
Если, к примеру, вы экспортируете в Беларусь товары из 27 и 29 группы ТН ВЭД (отдельные нефтепродукты и природные газы), придётся подать таможенную декларацию.
А для этого уже нужен специальный сертификат для работы в информационных системах ФТС. Уточнить, что вам подавать — статистическую форму или таможенную декларацию, — можно в региональной таможне.
Технически отправить отчётность можно только через личный кабинет на сайте ФТС. Вот как это сделать:
- Зайдите в личный кабинет участника ВЭД на сайте ФТС по адресу https://edata.customs.ru/FtsPersonalCabinetWeb2017/
- В нижнем правом углу выберите «Все сервисы».
- На открывшейся странице кликните «Статформы. С электронной подписью».
- Прочитайте инструкцию по заполнению, посмотрите видеоматериалы.
- Нажмите «Начать работу».
Изменения серьёзные, но для многих участников ВЭД это уже пройденный этап. По данным ФТС, в 2019 году 70 % статформ уже передавалось в электронном виде.
В этом году перейти на электронную отчётность многих вынудила пандемия.
Так что, вероятно, компаний, для которых отчетность через интернет станет нововведением, будет не так много, — отметила Наталья Лайша, эксперт по документообороту с таможенными органами.
Новые сроки
Постановление № 891 даёт участникам ВЭД два послабления по срокам.
Плюс два рабочих дня на представление отчёта. Статформы подаются в таможню ежемесячно. Раньше на это было установлено 8 рабочих дней по истечении месяца, когда отгружен или получен товар. Теперь — 10 рабочих дней.
Плюс 10 дней на исправление ошибок. Раньше если инспектор ФТС обнаруживал ошибки в статформе, это в любом случае оборачивалось для компании штрафом.
Теперь у компании есть 10 дней, чтобы взамен некорректных сведений представить верные. Срок отсчитывается со дня, когда инспектор пришлёт в личный кабинет сообщение о выявленной ошибке.
Если компания отправит правильные сведения в срок, к ответственности её не привлекут.
Штрафы
Компанию оштрафуют, если она не представила статформу, подала не вовремя или указала в ней недостоверные данные (ст. 19.7.13 КоАП РФ). Если после 24 июля, то есть после вступления в силу постановления № 891, организация направила статотчет на бумаге, это будет значить, что она не отчиталась вовсе, и её тоже ждёт штраф. Вот суммы штрафов:
Для должностных лиц | От 10 до 15 тыс. руб. | От 20 до 30 тыс. руб. |
Для юридических лиц | От 20 до 50 тыс. руб. | От 50 до 100 тыс. руб. |
Чтобы не попасть в число оштрафованных, Наталья Лайша рекомендует внести в календарь сроки подачи статформ в ФТС, внимательно читать инструкции и проверять форму перед отправкой.
Created with sketchtool.
Подписаться
Как сдавать статистические отчеты без ошибок
Артем Борисов
руководитель отдела таможенного оформления
Профиль автора
Статистические формы — это документы о грузах, которые ввозят и вывозят из России в страны ЕАЭС, и наоборот.
Формы сдают в Федеральную таможенную службу — она собирает поступившую информацию и формирует статистику товарооборота со странами ЕАЭС.
Компании и предприниматели должны сдавать документы по каждой отгрузке в строго определенные сроки. Если этого не делать, можно получить штраф до 50 000 Р, при повторном нарушении — до 100 000 Р.
Я больше десяти лет работаю в сфере таможенного декларирования. Расскажу, кто должен сдавать статистические формы и как это делать.
Узнайте, как повторить этот опыт и оформить карту Хочу знать
По договору о создании ЕАЭС — Евразийского экономического союза — при перевозке товаров по России, Беларуси, Казахстану, Армении и Киргизии бизнес не должен проходить таможенный контроль.
Но государству нужно знать объем товарооборота — для валютного контроля и анализа состояния внешней торговли, ее динамики и тенденций развития. Для этого ввели обязанность для предпринимателей — сдавать статистические формы в Федеральную таможенную службу.
Статистическая форма — это документ, в котором предприниматели указывают:
- Продавца и покупателя товаров.
- Торгующую страну.
- Страну отправления и назначения.
- Общую стоимость товаров.
- Вид транспорта на границе.
- Номера и даты документов, на основании которых поставляют товары.
- Информацию о поставляемых товарах — код ТН ВЭД, описание, фактически уплаченную и статистическую стоимости, страну происхождения, вес нетто. При необходимости — номер декларации на товары и дополнительные сведения.
Статистическую форму сдают электронно на официальном сайте таможенной службы — с помощью сервиса «Статформа».
Например, ООО «Овощи и фрукты» закупило в Армении 20 тонн томатов для их последующей перепродажи. Компания должна сдать статистическую форму, даже если товар привезли армянские поставщики.
Экспорт или импорт любого товара
Компания купила в Казахстане мясопродукты для перепродажи в РФ
Мена — бартер — с участием товара
Организация купила европейскую линию по производству бумаги в Армении в обмен на оказание встречных рекламных услуг
Возврат товара
Индивидуальный предприниматель купил запасные части для тракторов в Беларуси, но они оказались некачественными, поэтому он вернул их продавцу в соответствии с договором
Принятие или передача товара на срок от 1 года по договору финансовой аренды — лизинга
ООО приняло из Киргизии автобус для использования в течение 3 лет по договору финансовой аренды
Принятие или передача товара на срок от 1 года по договору хранения
Компания вывезла из РФ и разместила на складе в Казахстане токарный станок для его хранения на 2 года
Принятие или передача товара по договору комиссии
Магазин на маркетплейсе принял товар из Армении для продажи
Принятие или передача товара на переработку
Индивидуальный предприниматель отправил ткань на завод в Беларусь, чтобы сшить из нее трикотажные изделия
Принятие или передача товара после переработки
Организация приняла трикотажные изделия с завода в Киргизии из сырья, которое до этого туда отправили
Принятие или передача товара в виде безвозмездной, гуманитарной либо технической помощи
ООО закупило 1000 литров бутилированной воды и бесплатно передало в Казахстан в качестве гуманитарной помощи
Принятие или передача товара в подарок
ИП отправил в Армению автомобиль по договору дарения
Принятие или передача товара в качестве вклада в уставный капитал
Один из учредителей российского ООО — компания из Киргизии. ООО принимает от нее станок в качестве вклада в уставный капитал
Срок сдачи документов. Статистические формы нужно сдавать до десятого рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором отгрузили или получили товары. Например, сдать статистические формы за март 2022 года нужно будет не позднее 14 апреля 2022 года.
- Датой представления считается дата, когда форму отправили через личный кабинет на сайте ФТС.
- В этих случаях предприниматели просто ввозят груз и ничего не сдают в таможенную службу.
- Статистические формы сдают по всем товарам, которые отгрузили или приняли в отчетном месяце.
- При этом если поставки производят регулярно — ввозят или вывозят в одну страну, а условия и договор у них одни и те же, то можно сдать одну статистическую форму за несколько поставок.
Например, компания за март 2022 года продала на маркетплейсе разные товары в Армению, Беларусь и Казахстан. До 14 апреля 2022 года она должна отправить в таможенный орган три статистические формы, по одной за каждую страну, независимо от количества покупателей и отгрузок.
Вот что нужно сделать, чтобы сдать статистическую форму.
- Зарегистрируйтесь на сайте ФТС — создайте личный кабинет участника ВЭД.
- Выберите сервис «Статистические формы учета взаимной торговли ЕАЭС».
- Нажмите в появившемся окне кнопку «Начать работу».
- В следующем окне выберите раздел «Статформы с ЭП» и кликните по надписи «Создать новую статистическую форму».
- В появившемся окне введите наименование статформы и нажмите кнопку «Создать статформу».
- Откройте окно редактора статистической формы, созданной на предыдущем шаге, нажав кнопку с изображением карандаша.
- Внесите сведения о товарах и условиях сделки в соответствующие поля и нажмите «Отправить». Вот и все: вы отправили статформу.
С 1 апреля 2022 года подключиться к личному кабинету могут только пользователи, которые авторизовались через госуслуги. Сервис находится на главной странице
Советую обратить внимание на полезные видеоматериалы, ссылки на них есть в левой части страницы. Это инструкции от ФТС, которые отвечают на распространенные вопросы людей. Чтобы начать работу с сервисом, нажмите кнопку справа сверху
Можно создать новую форму. И еще сервис позволяет загружать уже заполненные статистические формы, которые подготовили в других программах — подойдет xml-файл
Рекомендую давать название с привязкой к отчетному месяцу — это позволит быстро отыскать нужную статистическую форму
Перед отправкой воспользуйтесь кнопкой «Проверить», чтобы посмотреть, нет ли ошибок в заполненной форме
Никакие договоры, акты, чеки — загружать в статформу не нужно, но иногда требуется указать номер и дату некоторых документов. Если в данных, которые вы загрузите, будут критичные ошибки, форма просто не отправится, и вы увидите список ошибок.
Стоимость услуг по заполнению статистических форм зависит от трудоемкости оформления — объема поставки, количества кодов ТН ВЭД, формата предоставляемых документов. Например, оформление десяти статистических форм за календарный месяц может обойтись до 50 000 Р.
Из прайс-листа одной из логистических компаний
В отличие от полноценной внешнеэкономической деятельности, которая требует оформления деклараций на товары, статистические формы можно отправлять самостоятельно, либо обучить сотрудника, например бухгалтера. Отправить форму несложно, и это позволит сэкономить деньги, не прибегая к услугам третьих лиц. На мой взгляд, самостоятельно вполне можно заполнять до десяти статистических форм в месяц.
Оформляют протоколы и накладывают штрафы сотрудники ФТС.
- Статистические формы — это документы о грузах, которые ввозят и вывозят из России в страны ЕАЭС, и наоборот.
- Сдавать их должны все предприниматели и компании до десятого рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором отправили или получили товары.
- Статистическую форму заполняют и сдают только электронно, на сайте таможенной службы.
- Если не сдать статистическую форму, можно получить штраф до 50 000 Р, при повторном нарушении — до 100 000 Р.
Тэги: таможня, бизнесОбложка — Yuri Arcurs / iStock
Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров
Вот уже более года при рассмотрении таможенных споров судами активно применяются правовые позиции, нашедшие отражение в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.
2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства». Наибольшее количество таких споров связано с порядком определения таможенной стоимости ввозимых на территорию Таможенного союза товаров.
Именно поэтому в постановлении Пленума ВС РФ № 18 данной категории споров уделено особое внимание.
Анализ результатов споров о корректировке показывает, что в подавляющем большинстве судебных актов при рассмотрении споров данной категории суды исходят из презумпции достоверности представленной информации, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе.
Вместе с тем результат рассмотрения таких споров во многом зависит от имеющейся в распоряжении суда доказательственной базы: наличия у таможенного органа необходимой информации, а также полноты и качества представленного декларантом комплекта документов и сведений.
Доказательства и доказывание – важнейшая составляющая подобного рода споров. От того насколько качественно декларант документально обоснует правильность определения таможенной стоимости и примененного им метода оценки, напрямую зависит и то, в чью пользу суд вынесет решение.
В связи с этим особый интерес вызывают положения постановления Пленума ВС РФ № 18, разъясняющие правила представления сторонами доказательств при рассмотрении дела в суде. Пункт 11 постановления ввел ограничение на представление участником ВЭД новых документов (доказательств) в суд, которые не были представлены в таможенный орган в рамках проведения таможенного контроля.
Верховный Суд РФ отметил, что решение о корректировке принимается таможенным органом в соответствии с тем объемом документов и сведений, которые были им собраны и раскрыты декларантом на данной стадии.
Ввиду того, что судебное разбирательство не должно подменять осуществление таможенного контроля в соответствующей административной процедуре, новые доказательства могут быть приняты (истребованы) судом, если ходатайствующее об этом лицо обосновало наличие объективных препятствий для получения этих доказательств до вынесения оспариваемого решения таможенного органа. Фактически, данное правило означает, что возможность предъявить в суд новые документы имеется у декларанта только при наличии уважительных и обоснованных причин, по которым такие документы не могли быть ранее представлены в таможню.
Напомним, что до принятия Пленумом ВС РФ постановления № 18 вопрос о представлении участником ВЭД дополнительных доказательств непосредственно в суд, минуя таможню, разрешался судами иначе. При этом суды руководствовались позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, выраженной в п. 9 постановления от 25.12.
2013 № 96 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза».
ВАС РФ соглашался, что по общему правилу сбор и раскрытие доказательств осуществляются как таможенным органом, так и декларантом на стадии таможенного контроля до принятия соответствующего решения. Однако это не лишало стороны права представить дополнительные доказательства непосредственно в суд.
Единственным негативным последствием такого поведения являлось отнесение судебных расходов на сторону, представившую в суд доказательства, не раскрытые в ходе стадии таможенного контроля при отсутствии объективных препятствий к их своевременному представлению.
Очевидно, новые правила представления доказательств существенным образом ограничивают право на судебную защиту. Более того, они входят в противоречие с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной им в Определении от 12.07.2006 № 267-О и широко применяемой в судебной практике.
По мнению Конституционного Суда РФ, в случаях, когда суды при рассмотрении дела не исследуют по существу его фактические обстоятельства, а ограничиваются только установлением формальных условий применения нормы, право на судебную защиту, оказывается существенно ущемленным.
Там же, применительно к налоговым спорам, Конституционный Суд РФ сформулировал правовую позицию, согласно которой налогоплательщик не может быть лишен права представлять документы, независимо от того, были ли эти документы ранее истребованы и исследованы налоговым органом. Суд же обязан принять и оценить такие документы.
Нет никаких оснований, препятствующих распространить приведенную правовую позицию на таможенные споры. Да, и сами суды на практике применяют ее по аналогии к таможенным правоотношениям.
Абстрагируясь от оценки конституционности разъяснения, содержащегося в п. 11 постановления Пленума ВС РФ № 18, обратимся к практическим последствиям установленного ограничения на представление дополнительных доказательств.
Начиная с мая 2016 года, новое правило широко применяется в судебной практике. Разрешая ходатайство о приобщении новых доказательств, суды в первую очередь исследуют вопрос о наличии уважительных причин их непредставления в таможенный орган.
Вместе с тем стоит отметить, что в единичных случаях судьи отходят от прямого применения п. 11 постановления Пленума ВС РФ № 18, позволяя декларанту предъявить новые доказательства вне зависимости от того, имелась ли у него возможность представить документы в ходе дополнительной проверки.
Так, например, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, счел законным приобщение судом первой инстанции в материалы дела доказательств, которые не были представлены таможне при проверке. Апелляционный суд мотивировал свою позицию ссылкой на ст.
65 АПК РФ, в соответствии с которой стороны вправе представлять суду любые доказательства в обоснование своих позиций. При этом суд отметил, что «по общему правилу законность решения таможни должна оцениваться на момент его принятия.
Между тем, не во всех случаях участники внешнеторговой деятельности могут собрать необходимые документы до окончания дополнительной проверки, что не должно лишать их права доказывать обоснованность своей позиции в суде».
Однако приведенный пример – это скорее исключение из правил. В большинстве случаев суды тщательно исследуют вопрос, почему документы представлены декларантом лишь в ходе судебного рассмотрения дела.
Как следует из п. 11 постановления Пленума ВС РФ № 18, новые доказательства признаются относимыми к делу и могут быть приняты (истребованы) судом, если ходатайствующее об этом лицо обосновало наличие объективных препятствий для получения этих доказательств до вынесения оспариваемого решения таможенного органа.
Какие препятствия для получения документов можно признать объективными? Пример одного из них приведен в самом постановлении. Пленум ВС РФ разъясняет, что новые доказательства могут быть приняты судом, если со стороны таможенного органа декларанту не была обеспечена возможность устранения сомнений в достоверности заявленной таможенной стоимости.
Обязанность таможенного органа обеспечить такую возможность прямо предусмотрена законом. Пунктом 1 ст.
69 ТК ТС установлено, что в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможня принимает решение о проведении дополнительной проверки.
При этом таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения, подтверждающие заявленную таможенную стоимость, а декларант вправе доказывать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений (п. 3 ст. 69 ТК ТС).
Следует признать, что таможенный орган может обеспечить декларанту возможность устранения сомнений в достоверности заявленной таможенной стоимости лишь в условиях строгого соблюдения процедуры проведения дополнительной проверки. Судебной практике известны ситуации, когда нарушение таможней установленной процедуры позволяло декларанту представить дополнительные документы непосредственно в суд.
В соответствии с п. 3 ст. 69, п. 1 ст. 170 ТК ТС в целях проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган, запрашивая у декларанта дополнительные документы и сведения, устанавливает срок для их представления. Такой срок должен быть достаточным, но не превышать двух месяцев.
Двухмесячный срок на представление документов признается судебной практикой разумным и достаточным. Однако в ходе проведения дополнительных проверок таможенные органы определяют и более короткие сроки. Нередко на практике возникают ситуации, когда установленного таможней срока участнику ВЭД действительно не хватает для того, чтобы представить запрошенные документы.
Достаточность установленного срока будет являться предметом субъективной оценки суда. И если суд придет к выводу, что предоставленного декларанту периода времени не хватило по объективным причинам, документы будут приобщены судом к материалам дела.
Так, отменяя решение таможни о корректировке таможенной стоимости на основе изучения вновь представленных доказательств, Арбитражный суд Северо-Западного округа, отметил, что «в данном случае нарушение срока предоставления документов… было обусловлено объективными факторами, в том числе необходимостью исполнения требования таможни о предоставлении документов, которыми Общество не располагало (прайс-лист китайского производителя товара, экспортной декларации)».
Вместе с тем необходимо учитывать, что при оценке достаточности установленного таможней срока, суды принимают во внимание поведение самого декларанта, а также иные факторы.
В частности, как следует из п.
9 постановления Пленума ВС РФ № 18, от лица, ввозящего на таможенную территорию товар по цене, значительно отличающейся от сопоставимых цен идентичных (однородных) товаров, разумно ожидать поведения, направленного на заблаговременное собирание доказательств, подтверждающих действительное приобретение товара по такой цене и доступных для получения в условиях внешнеторгового оборота.
Предполагается, что участник ВЭД в таком случае уже должен обладать определенным пакетом документов, обосновывающем таможенную стоимость, либо, по крайней мере, иметь реальную возможность получить их в короткие сроки. На этом основании суды могут не принять предъявленные суду документы, если они не были представлены декларантом в таможню по ее запросу.
Оценивая достаточность предоставленного декларанту срока, суды также могут учесть наличие у участника ВЭД определенного опыта, связанного с декларированием подобных товаров.
Так, ВС РФ счел разумным установленный таможней срок, сославшись на то, что «декларант ранее уже ввозил аналогичные товары на протяжении длительного времени…, следовательно, у общества имелись основания, возможность и время для сбора доказательств, подтверждающих цену настоящей сделки в рассматриваемый период».
Суды могут учесть и иные обстоятельства, свидетельствующие о том, что декларант имел возможность представить в таможню запрошенные документы, но не предпринял достаточных к тому мер.
Например, Арбитражный суд Северо-Западного округа при рассмотрении одного из дел принял во внимание наличие тесного контакта между участником ВЭД и его иностранным контрагентом.
Кассация посчитала неправомерным приобщение к материалам дела новых документов в качестве доказательств, поскольку суд первой инстанции не установил причины, препятствующие обществу в получении и предоставлении документов таможне до принятия оспариваемого решения.
При это АС СЗО отметил, что «общество находилось в длительных и доверительных отношениях со своим продавцом, а последний — с производителем товара, что свидетельствует о наличии возможности для получения обществом от своих контрагентов необходимых копий экспортных деклараций, прайс-листов и других документов, характеризующих сделку по поставке товара».
Так как же поступить декларанту в том случае, если таможенный орган запросил документы, которые у него отсутствуют, а установленного срока для их представления явно не достаточен?
В первую очередь необходимо предпринять меры по истребованию документов у иностранного контрагента и быть готовым представить в суд доказательства принятия таких мер. Эти доказательства будут исследованы судом на предмет существования объективных препятствий для представления документов в таможню.
Кроме того декларанту следует обратиться в таможню с ходатайством о продлении срока для представления дополнительных документов и сведений с обоснованием невозможности представления документов в установленный срок.
Несмотря на то, что обращение с таким ходатайством не является обязательным и порядок его рассмотрения нормативно не урегулирован, суды принимают во внимание активное поведение декларанта, подтверждающее его намерение подтвердить заявленную таможенную стоимость товара.
Так, Пятый арбитражный апелляционный суд признал правомерным представление в суд новых доказательств при следующих обстоятельствах. В решении о проведении дополнительной проверки таможней был установлен месячный срок для представления дополнительных документов.
Декларант подал в таможенный пост заявление о продлении срока в связи с ожиданием ответа от продавца. Таможенным органом срок не продлен и вынесено решение о корректировке.
В то же время после принятия таможней решения о корректировке обществом были получены дополнительные документы, однако возможность их представления таможенному органу была уже утрачена. В ходе рассмотрения спора в суде таможенный орган не представил доказательств рассмотрения заявления общества о продлении срока и не смог пояснить, по какой причине не принял его во внимание. В связи с чем суд счел возможным приобщить в материалы дела представленные обществом дополнительные документы.
Таможенный орган обязан предоставить декларанту реальную возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости. Устанавливая срок для представления дополнительных документов, таможенный орган по общему правилу не вправе принимать решение о корректировке до его истечения.