Право

Новые способы борьбы с нелегальными такси в Санкт-Петербурге: защита прав водителей

Каким станет законодательство в сфере такси в 2022 году? Какие изменения уже приняты, и чего нам ожидать? Известно, что Минтранс планирует провести масштабные реформы в транспортной отрасли, в том числе и среди таксопарков. В этой статье мы постараемся ответить на самые актуальные вопросы и помочь вам подготовиться к новым изменениям в сфере такси.

У вас бизнес такси?

Скачайте бесплатный комплект из 14 материалов и узнайте, как увеличить его эффективность

Новые способы борьбы с нелегальными такси в Санкт-Петербурге: защита прав водителей Новые способы борьбы с нелегальными такси в Санкт-Петербурге: защита прав водителей

Новости закона о такси 69-ФЗ: какие законы регулируют отрасль сейчас

Работу в сфере пассажирских перевозок регулируют три действующих нормативных документа:

  • ФЗ № 69 «О такси».
  • ФЗ № 259 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
  • ФЗ № 54 «Об онлайн-кассах».

Изменения будут внесены преимущественно в эти законы, но в первую очередь — в Федеральный закон о такси ФЗ-69.

С 2019 года изменения в законе о пассажирских перевозках 2019 года устанавливают ряд требований к работе водителей и таксопарков. В частности:

  • Работать таксопарки и водители могут только при наличии лицензии;
  • Все расчеты с пассажирами проводятся при помощи онлайн-кассы;
  • Увеличен срок действия лицензии службы такси – до 5 лет;
  • Региональные органы осуществляют контроль за деятельностью таксопарков и перевозчиков.

Новые положения закона о такси в 2022 году

Прежде всего, изменения касаются деятельности агрегаторов и самозанятых водителей. Пройдемся по основным пунктам изменений:

  1. В России будет создан единый реестр таксопарков и транспортных перевозчиков – так называемый «Кодекс таксиста». Чтобы попасть в этот реестр, водителю придется получить персональный ID и соответствовать определенным требованиям, устанавливаемых законодательством о пассажирских перевозках.

  2. Заявку на внесение своей службы такси в единый реестр перевозчик будет подавать самостоятельно.

  3. Повышается ответственность таксистов и перевозчиков за жизнь и здоровье пассажиров, а также за сохранность их имущества.

  4. Антимонопольным законодательством планируется ограничивать рост цен на пассажирские перевозки и создать здоровую конкуренцию агрегаторам. И все же предварительно ожидается рост стоимости поездки примерно на 10-15%. Увеличится и комиссия агрегаторов по отношению к водителям, которые работают с их приложением. Именно поэтому многим водителям будет выгоднее работать с таксопарками

  5. Все водители такси, судимые по уголовным статьям, будут отстранены от работы. Уже в сентябре 2022 года начнутся масштабные проверки, таких водителей перестанут допускать к поездкам, а до 2023 года планируется проверить всех таксистов на наличие непогашенной судимости.

  6. Самозанятые водители смогут работать только при условии заключенного договора с одним из таксопарков или с агрегатором. При этом именно таксопарк или агрегатор будет нести ответственность за вред, причиненный самому пассажиру или его имуществу.

  7. Мобильное приложение можно будет использовать в качестве таксометра, для расчета расстояния, пройденного такси за один заказ. Показания приложения могут быть узаконены.

Закон о такси: требования к таксопаркам

1. Работа таксопарка должна быть лицензирована. Лицензию или разрешение на работу можно получить в Минтранспорте или в Департаменте дорожного хозяйства, контролирующем область или регион. Кроме того, лицензию можно оформить на сайте Госуслуг:

Новые способы борьбы с нелегальными такси в Санкт-Петербурге: защита прав водителей

(о том, как подать заявление на лицензию на сайте Госуслуг подробно написано в статье № ФЗ-69)

Лицензия действительна в течение 5 лет и должна храниться в каждой машине таксопарка – ее может запросить для проверки сотрудник ДПС или другого контролирующего органа.

2. Работа службы такси ведется в соответствии с договором фрахтования. Он предусматривает обязательное фиксирование данных о поездке: время, номер заказа, место подачи машины. Также клиент должен получить уведомление о подаче машины.

Например, «Едет черный Хендай X342VU265» 3 км около 2 минут. Водитель – Остапов Петр Федорович». В спорной ситуации, согласно условиям договора фрахтования, пассажир или водитель могут поднять данные заказа и прояснить все детали и нюансы.

В соответствии с этим договором:

3. Все автомобили такси должны быть оформлены определенным образом: на борту – контрастные «шашечки» (отдельного закона об оклейке такси нет, но шашечки должны быть обозначены), на крыше – оранжевый опознавательный фонарь, в салоне – краткая информация о таксопарке, номер, ФИО водителя. Каждый автомобиль должен быть оборудован таксометром.

4. Все службы такси с 2021 года в обязательном порядке работают с онлайн-кассами и выдают пассажирам чек по окончании поездки. Для работы таксопарк заключает договор с оператором фискальных данных, и вся информация о платеже передается в органы Федеральной Налоговой Службы. Подробнее об онлайн-кассах в такси читайте в нашей статье.

Новые способы борьбы с нелегальными такси в Санкт-Петербурге: защита прав водителей Онлайн-касса в автомобиле такси

Большая часть требований к водителям такси сейчас находится на рассмотрении. В настоящий момент в отношении таксистов действуют следующие требования:

  • Наличие действующей лицензии;
  • Водительский стаж не менее 3 лет;
  • Возраст от 21 года;
  • Владение русским языком;
  • Гражданство СНГ.

Если водитель выполняет работу на собственном автомобиле, есть специальные требования к автомобилям такси:

  • Автомобиль не старше 6 лет;
  • Оборудован рулем для левостороннего движения и датчиками ГЛОНАСС;
  • С российскими номерами;
  • С оформленным полисом ОСАГО.

Кроме того, перед выходом на работу, водитель должен ежедневно проходить медицинский осмотр и проводить техосмотр автомобиля, а также своевременно осуществлять ремонтные и профилактические работы транспортного средства.

В настоящее время законодательство в сфере пассажирских перевозок постоянно дорабатывается и ужесточается, но все его требования направлены на повышение безопасности пассажиров и их имущества, а также за введение новой ответственности к перевозчикам. Снижение монополии агрегаторов, работа с проверенными и надежными водителями и хорошее техническое состояние автомобилей – вот конечный результат, на который направлены изменения закона о такси в 2022 году.

У вас бизнес такси?

Скачайте бесплатный комплект из 14 материалов и узнайте, как увеличить его эффективность

Новые способы борьбы с нелегальными такси в Санкт-Петербурге: защита прав водителей Новые способы борьбы с нелегальными такси в Санкт-Петербурге: защита прав водителей

Учи русский: как избавить петербургские дороги от таксистов без прав

В течение последней недели петербургские полицейские Петербурга провели в городе рейды «Такси» и «Мигрант». По итогам проверок на склад временного хранения отправилось 455 машин.

Самыми распространенными нарушениями оказались осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или лицензии, а также наличие у водителей иностранного водительского удостоверения вместо российского.

НЕВСКИЕ НОВОСТИ выяснили, как избавить город от таксистов без отечественных прав.

Несмотря на серьезность нарушений, как агрегаторы такси, так и сами водители могут избежать ответственности.

В том случае, если речь идет о гражданах, то статья 14.1 КоАП РФ об осуществлении предпринимательской деятельности без государственной регистрации или лицензии подразумевает собой штраф в размере от 500 до 8 тыс. рублей (в зависимости от пункта). Как правило после таких профилактических рейдов водители отделываются минимальным наказанием.

Если таксист управлял автомобилем без прав, то ему грозит наказание по статье 12.7 (Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством). В зависимости от пункта она грозит нарушителю штрафом в размере от 5 до 30 тыс. рублей, административным арестом до 15 суток либо обязательными работами на срок от ста до двухсот часов.

Компании, которая разрешила водителю выйти на работу без прав, грозит наказание по статье 12.32.1 (Допуск к управлению транспортным средством водителя, не имеющего российского национального водительского удостоверения). Здесь штрафы уже существенные, и могут достигать 50 тыс. рублей. Однако сервис такси в итоге все равно может оспорить это нарушение и уйти от ответственности.

«Штраф в этом случае грозит тому, кто выдал таксисту заказ, потому что это нарушение правил выпуска на линию. Кроме этого у них еще могут выявить отсутствие путевого листа, отметок механика и доктора. Хорошо, что это сделали, но плохо, что один раз.

Это должна быть системная работа. Вот если сейчас объявить сотрудникам ГИБДД год борьбы с нелегальными перевозками в таксомоторном транспорте, то через год у нас будет на улицах чистота и порядок», — пояснил независимый автоэксперт Дмитрий Попов.

По его словам, сервис такси попытается судиться в том случае, если на него выпишут эти штрафы.

«Они скажут: мы не осуществляем выпуск на линию, мы всего лишь агрегаторы. И это ключевая проблема — кто именно осуществляет выпуск на линию? Этот вопрос постоянно висит в воздухе», — добавил Попов.

Как пояснил НЕВСКИМ НОВОСТЯМ юрист по миграционному законодательству Сергей Андрейцо, есть и еще один момент, за который водитель может понести ответственность.

В том случае, если таксист является гражданином страны, которая не входит в Таможенный союз (в нем состоят пять государств — РФ, Белоруссия, Армения, Казахстан и Кыргызстан), то он для работы в России должен иметь трудовой патент.

В Петербурге и Ленобласти этот документ сейчас стоит 4000 рублей за месяц.

В случае отсутствия патента мигрантам из Узбекистана и Таджикистана грозит ответственность по пункту 2 статьи 18.10 КоАП (Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации). Она влечет за собой обязательный штраф в размере от двух до семи тысяч рублей и выдворение иностранного гражданина на родину.

По мнению Дмитрия Попова, основной проблемой, по которой иностранные водители не могут получить российские права, оказалось незнание русского языка.

«Порядок сдачи экзамена на право получения водительского удостоверения РФ предполагает хорошее знание русского языка.

Водитель должен быстро читать сложные экзаменационные вопросы в билетах и отвечать на них, читая и выбирая правильный ответ. Он должен понимать смысл того, что написано.

А водители, которых мы видим за рулем, через раз не понимают русских слов и даже не могут правильно назвать навигатору адрес», — пояснил автоэксперт.

Он уточнил, что для осуществления перевозок водителю, конечно, нужно ИП. Однако это требуется только тогда, когда человек сам хочет брать заявки через сервис такси. Большинство таксистов в Петербурге работают под юридическим лицом агрегатора.

«Тут у нас Федеральный закон № 69 “О такси” представляет полный беспредел», — подытожил Попов.

Мигранты из Центральной Азии при помощи демпинга (снижения цен) давно вытесняют с рынка такси и маршрутных перевозок выходцев из республик Северного Кавказа. При этом у последних есть два неоспоримых преимущества — во-первых, они имеют российское гражданство, а во-вторых, прекрасно говорят по-русски.

Таксиста из южных российских регионов в большинстве случаев можно узнать по музыке, которая играет у них в автомобиле. Это обычно либо хип-хоп-дуэт MiyaGi & Andy Panda (Эндшпиль) из Владикавказа, либо популярные кавказские исполнители вроде Эльбруса Джанмирзоева. От выходцев из Центральной Азии они также отличаются немного залихватской манерой вождения.

https://www.youtube.com/watch?v=RLWImhcJync\u0026pp=YAHIAQE%3D

По мнению члена межнационального совета при губернаторе Ленобласти Магомеда Омаракаева, который родился в Дагестане, но уже 41 год живет в Петербурге, основными виновниками проблемы с нелегалами оказались работодатели. В России есть трудовое законодательство, которое нужно соблюдать — и в вопросах внешней, и внутренней миграции.

«А с работодателя никто и никогда не спрашивает. Я на многих районных советах этот вопрос поднимал, предлагал пригласить крупных работодателей. Порой они способствуют нарушению законодательства.

Они у себя на объектах — будь это строительство или транспорт — нарушают. Их нужно в случае необходимости привлекать к ответственности.

Вопросы национального характера порой носят экономический характер», — отметил Омаракаев.

Он добавил, что важную роль играет борьба за сговорчивых работников, готовых на низкую зарплату. Когда происходит демпинг зарплаты, то сразу возникают проблемы.

«Гражданин Узбекистана или Таджикистана ничего не нарушает, когда приходит на работу. Он хочет заработать хоть какие-то деньги. Работодатель должен создать условия, при которых рабочий может получить страховку, медицинскую помощь.

Если он приехал работать, оформляет документы, то ему тоже нужно обеспечить социальные условия. А они на стройках живут в антисанитарных условиях, а если работают водителями, то порой спят в такси или маршрутках», — уточнил эксперт.

Таким образом, проблема с нелегальными перевозчиками оказалась комплексной, состоящий сразу из нескольких вопросов. И решить ее можно только совместными действиями властей, ГИБДД, агрегаторов такси и управления по миграции при МВД.

В середине апреля сотрудники петербургского ГИБДД возобновили и борьбу с еще одним нарушением. В городе начались рейды по борьбе с тонировкой. НЕВСКИЕ НОВОСТИ тогда спросили у эксперта, что грозит автолюбителю, который откажется соскоблить пленку со стекла на месте, как того требует законодательство.

Подпишитесь и узнавайте важное первыми Новые способы борьбы с нелегальными такси в Санкт-Петербурге: защита прав водителей

наверх

Новый способ борьбы с нелегальными такси в Петербурге

В Санкт-Петербурге стали арестовывать автомобили таксистов, не оформивших разрешение на такси.

По закону о такси, вступившему в силу с 1 января 2012 года, штраф за незаконный извоз — 5000 рублей, но как оказалось, обычных бомбил это обстоятельство не очень пугает. В Санкт- Петербурге нелегал может заработать эту сумму за один день не очень напряженного труда.

В транспортной полиции, решили использовать другие, проверенные и вполне законные методы наказания, как сообщает www.1tv.ru.

«Механизм обычный, механизм простой, как с обычным ларьком, торгующим водкой без лицензии. То же самое. Это одна и та же статья, тот же состав, просто никто никогда не применял в проекции на автомобили», — поясняет заместитель начальника ООПАЗ Управления на транспорте МВЛД России по Северо-Западному федеральному округу Андрей Умнов.

Как и в случае с нелегальным спиртным, машина признается вещественным доказательством. А значит, отправляется на хранение, до окончания судебного разбирательства, на штрафстоянку.

По закону административное дело должно быть рассмотрено в течение двух месяцев. И в транспортной полиции признаются, что придерживаются максимально разрешенных сроков. Такой подход пугает бомбил гораздо больше.

Ведь пока машина под арестом, владелец будет ходить пешком и не сможет подрабатывать частным извозом.

В Комитете по транспорту Санкт-Петербурга первые разрешения здесь начали выдавать еще в сентябре 2011 года.

Карточка легального таксиста желтого цвета, с голограммой, внутри электронный ключ со всей необходимой информацией. Проверить, не подделка ли, может любой, у кого есть доступ к Интернету.

Информацию обновляют раз в три дня. Выдают разрешения бесплатно и, как уверяют сами таксисты, оформить необходимые документы несложно.

«Если ты являешься частным предпринимателем, соответственно, тебе проще, наверное, заключить договор с некой медсанчастью для прохождения медосмотра. Стоит это 30-40 рублей в день, что касается именно медкабинета», — говорит представитель таксомоторной компании Дмитрий Этаев.

Владелец карточки таксиста платит налоги: примерно тысячу рублей с одной машины в месяц. Если сравнивать с потерями, которые грозят за нелегальный частный извоз, сумма и вовсе невеликая.

Арест автомобиля оказался мерой настолько эффективной, что всего за 2 месяца, что прошли с первого рейда, количество легально работающих таксистов в городе удвоилось, теперь их уже больше четырех тысяч, а поймать машину с обочины уже не так просто как раньше.

Вопрос: вам ехать или вам шашечки уже неактуален. И ехать, и чтобы шашечки.

Комитет по транспорту

Межведомственная транспортная комиссия Санкт‑Петербурга не дает покоя таксистам-нелегалам, работающими без специального разрешения на перевозки пассажиров и багажа и подвергающих риску безопасность петербуржцев и гостей города.

В рамках операции под кодовым названием «Такси», осуществлявшейся с 14 по 29 декабря 2020 года.

выполнено 21 мероприятие по выявлению и наказанию правонарушителей, действовавших на территории 8 районов Санкт‑Петербурга – в  Выборгском, Колпинском, Московском, Невском, Петродворцовом, Приморском, Фрунзенском и Центральном районах.

Сотрудники полиции, действовавшие совместно с сотрудниками Комитета по транспорту, изъяли и поместили на специализированную стоянку 54 транспортных средства, осуществлявших пассажирские перевозки под видом легкового такси. Это предусмотренные законом меры обеспечения по делам об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 14.

1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, или осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения).

Так, 17 и 19 декабря в Невском районе было изъято и помещено на спецстроянку три нелегальных легковых такси, принадлежавших частным перевозчикам и осуществлявших пассажирские перевозки по маршруту «Станция метро «Улица Дыбенко» – Кудрово».

Сотрудниками районных отделов ГИБДД вынесено тридцать одно постановление о привлечении к административной ответственности соответствующего количества водителей. Водители нелегальных такси виновны в совершении правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 12.

5 КоАП РФ (управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена), ч. 2 и 3 ст. 12.31.

1 КоАП РФ (управление транспортным средством с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров транспортных средств, нарушением требований о прохождении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства), ч. 2 ст. 12.

3 КоАП РФ (управление транспортным средством без путевого листа) и  ч. 1 ст. 12.2 КоАП РФ (управление транспортным средством с нечитаемыми государственными регистрационными знаками).

В состав Межведомственной транспортной комиссии (МТК), готовой продолжить борьбу с нелегалами и в будущем 2021  году, входят сотрудники Комитета по транспорту, отдела МТК УК ГППТ СПб ГКУ «Организатор перевозок», сотрудники районных подразделений ГИБДД и ОСБ ДПС УГИБДД ГУ МВД России по Санкт‑Петербургу.

Помимо таксистов-нелегалов, они выявляют и владельцев пассажирских автобусов, действующих в «сером» правовом поле».  В борьбе с нелегалами МТК принимает помощь жителей Санкт‑Петербурга, неравнодушных к тому, кто их перевозит.

  Один из верных признаков нелегала – нежелание принимать к оплате пластиковую карту «Подорожник», которую признают все законопослушные перевозчики Санкт‑Петербурга.

Занятость, налоги и ответственность: как новый закон изменит рынок такси | РБК Тренды

Впервые за 11 лет рынок такси ждут серьезные изменения нормативной базы — несколько месяцев идет обсуждение нового законопроекта о регулировании сферы таксомоторных перевозок. Главное о нем — в материале РБК Трендов

Об экспертах:

  • Наталия Лозинская, исполнительный директор ассоциации «Национальный совет такси»,
  • Антон Данилов-Данильян, сопредседатель «Деловой России»,
  • Андрей Шубин, исполнительный директор «ОПОРЫ России»,
  • Карен Казарян, главный аналитик РАЭК, генеральный директор Института исследований интернета,
  • Андрей Ионин, главный аналитик ассоциации «Цифровой транспорт и логистика».

На состоявшемся 4–5 августа Международном евразийском форуме такси (МЕФТ) участники вновь говорили о необходимости скорейшего принятия этого документа. Владимир Луговенко, замдиректора департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России, отметил, что текущее регулирование отрасли такси новым реалиям уже не отвечает.

Новый законопроект формировался на площадке Минтранса, и его конечной целью было обеспечить безопасность пассажиров.

В свою очередь, руководитель центра компетенций АНО «МЕФТ» Станислав Швагерус подчеркнул, что проект закона затрагивает интересы всех представителей общества: пассажиров, агрегаторов, диспетчерские службы, владельцев таксопарков, водителей и госслужащих, которые следят за рынком, и здесь важно соблюсти их баланс.

Текущая версия законопроекта согласована с ключевыми ведомствами и регионами, поддержана общественностью и принята в первом чтении Госдумой.

В нем впервые предлагается ввести ответственность агрегаторов, среди других предложений — создание региональных реестров, упрощение работы самозанятых таксистов, новые требования для водителей такси и многое другое.

С поддержкой актуальной версии законопроекта выступили РСПП, «ОПОРА России», Общественный совет по развитию такси и Союз экспертов в сфере транспорта и логистики.

Почему рынку нужен новый закон

Сейчас отрасль такси регулируется законом 2011 года. В нем отсутствует понятие «агрегатор такси», несмотря на то, что они за последние десять лет заняли значимое место на этом рынке.

По данным Аналитического центра при правительстве РФ на 2021 год, агрегаторы занимают 9% в структуре выручки отрасли — столько же, сколько и таксопарки (две трети выручки уходит самим водителям, еще 16% — «бомбилам»).

При этом сейчас появляются новые игроки и среди агрегаторов: например, в 2022 году на российский рынок вышли или заявили о намерениях выйти «СвифтДрайв» и Bibi; сохраняет интерес к рынку китайский агрегатор Didi.

Как отмечает исполнительный директор ассоциации «Национальный совет такси» Наталия Лозинская, «не может сохраняться ситуация, при которой на рынке появляются все новые и новые игроки, при этом их обязанности и права никак не прописаны».

Сейчас в Госдуме обсуждается версия нового законопроекта, который призван учесть реалии отрасли. Законопроект был инициирован Министерством транспорта и уже прошел первое чтение. На МЕФТ было отмечено, что документ является компромиссным и учитывает мнение регулятора, бизнеса и общества.

Ответственность агрегаторов и безопасность перевозок

Одной из наиболее ожидаемых рынком норм является возможность работать в такси самозанятым водителям. Сейчас 67% выручки на рынке приходится на легальных водителей, 8,2% из них выбирают налоговый режим самозанятости. Но есть нюанс.

«Для соблюдения юридических процедур самозанятые вынуждены сначала оформлять ИП, и только после этого могут применять этот налоговый режим. Хотя он действует уже с 2019 года и активно используется на рынке, законодательство это не учитывает и создает дополнительный барьер для входа в отрасль», — поясняет Наталия Лозинская.

Новый законопроект предусматривает для самозанятых возможность работать в такси и арендовать авто в таксопарке, не создавая ИП. При этом самозанятые смогут работать только через агрегаторы такси, с ними же они будут разделять ответственность в случае ДТП.

«Вполне может произойти ситуация, что водитель-самозанятый не сможет возместить ущерб, причиненный в результате аварии пассажиру. Теперь законом будет предусмотрено, что ответственность несет также агрегатор.

Это заставит службы заказа такси внимательно относиться к тому, соответствует ли водитель тем требованиям, которые прописаны в законопроекте, и передавать заказы только легальным водителям», — объясняет сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян.

Ответственность агрегатор будет нести не только в случае работы с самозанятыми, но и в ситуациях, когда перевозку осуществляет юридическое лицо — таксопарк. В таком случае, пассажир будет вправе предъявить требование о компенсации к агрегатору и таксопарку как совместно, так и к любому из них в отдельности — притом как полностью, так и в части долга.

Требования к водителям и автомобилям

Новый законопроект предлагает несколько запретов, направленных на ужесточение требований к водителям: например, в такси не смогут работать те, у кого более трех неуплаченных штрафов за административные правонарушения (например, проезд на красный свет или обгон в неположенном месте), есть повторный административный арест или лишение прав менее чем через год после окончания аналогичного наказания. Также смежным законом в отрасли вводится требование по отсутствию непогашенной судимости по ряду статей УК РФ.

С принятием законопроекта могут ужесточиться требования и к автомобилям. В частности, документ предусматривает оснащение таксомоторов устройствами контроля за вниманием и сонливостью. Минтранс выходил с подобным предложением еще в прошлом году.

Региональные реестры такси

Еще одно нововведение, которое призвано сделать отрасль максимально прозрачной: создание отдельных региональных реестров. Сейчас данные о работе отрасли в регионах собираются по-разному, и чаще они собраны либо частично, либо вовсе отсутствуют, так как нет единой формы, в которой они должны быть представлены.

«В результате, если кто-то из регулирующих органов захочет посмотреть на статистику по отрасли — он просто не сможет это сделать быстро и комфортно.

Отсюда вытекают и проблемы с регулированием, и проблемы с оценкой ситуации в отрасли, и непонимание, какие задачи перед ней стоят в первую очередь», — объясняет инициативу главный аналитик ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Андрей Ионин.

Все ли нормы закона реализуемы?

Эксперты сходятся во мнении, что законопроект необходимо принять как можно скорее, чтобы отрасль получила должное регулирование. Однако при этом некоторые нормы требуют дальнейшего уточнения и обсуждения. Сам регулятор отмечает, что текущая редакция документа не является конечной и будет дорабатываться.

Так, сейчас непонятно, как будет реализована проверка водителей на соответствие предъявляемым требованиям. Если по каждому пункту водители будут вынуждены собирать отдельные справки — это займет время и создаст дополнительные сложности для работы в отрасли.

Не говоря о том, что в России существуют возможности нелегально «приобрести» подобные справки. Как таксопарки и агрегаторы смогут проверить их подлинность — большой вопрос.

Наталия Лозинская считает, что лучшим решением будет создание механизмов для таксопарков и агрегаторов с возможностью оперативно «сверяться» с регулятором по всем необходимым документам.

Кроме того, по ее мнению, имеет смысл вводить требования постепенно: «Возможно, отдельные требования, непосредственно влияющие на безопасность поездок, имеет смысл вводить в первую очередь. Например, касающиеся судимости водителей. Вступление в силу других можно отложить на некоторое время или вовсе пересмотреть».

Другая мера, которая позволила бы повысить безопасность поездок: введение страхования ответственности перевозчика (ОСГОПП). Это отметили эксперты в ходе обсуждений законопроекта на площадках Общественной палаты Москвы и МЕФТ.

Законопроектом сейчас это не предусмотрено, а это может привести к тому, что перевозчики не будут мотивированы повышать безопасность поездок, ведь все риски покроет агрегатор.

Однако ответственность всех участников должна быть распределена согласно тем функциям, которые они выполняют в перевозках.

Еще одно требование, реализация которое вызывает вопросы у экспертов — это оснащение автомобилей устройствами контроля за усталостью и сонливостью водителя.

«Реализовать эти требования сегодня может быть крайне сложно и затратно. В законе не прописаны конкретные требования, которым должны отвечать такие устройства, а на рынке нет доступных для широкого применения предложений.

Пока не будет решен вопрос их доступности для водителей и не будут выработаны рекомендации, нельзя накладывать обязательства по выполнению этого требования.

Вступление этих мер в силу должно быть либо отложено до решения доступности устройств для перевозчиков, либо, где это возможно, — предусмотрено использование бесплатного ПО», — комментирует исполнительный директор «ОПОРЫ России» Андрей Шубин.

При обсуждении этого вопроса на заседании Общественной палаты председатель комитета МТПП по вопросам развития транспортного обслуживания Богдан Коношенко отдельно остановился на том, что исполнение этого требования законопроекта не должно привести к дополнительным тратам со стороны перевозчиков «в текущее экономически сложное время».

Что будет с данными и как регулятор будет следить за работой отрасли

Главный аналитик РАЭК, генеральный директор Института исследований интернета Карен Казарян отмечает, что законопроект не вносит существенных изменений во взаимодействие бизнеса и правоохранительных органов.

«И сейчас при запросе профильных структур участники рынка такси — будь то агрегатор или перевозчик — обязаны предоставить данные по запросу официальных органов, как и любой бизнес в России. Некоторые агрегаторы включены в реестр Организаций распространения информации и уже передают данные.

Кроме того, схожий мониторинг безопасности поездок уже действует, например, в Московском регионе на базе системы КИС АРТ (комплексная информационная система «Аналитика работы такси»). Предлагаемая в законопроекте мера унифицирует правила работы с данными для всех.

Главное, чтобы процесс сбора, передачи, использования хранения и уничтожения данных был понятным и прозрачным», — отмечает эксперт.

Сбор и передача подобных данных — устоявшаяся мировая практика. Например, Чикаго собирает и раскрывает данные и от обычных таксистов, и от агрегаторов, в том числе раскрываются данные о геолокации машин.

Похожий реестр данных ведет Нью-Йорк.

В Дубае такси управляется Dubai Taxi Corporation (DTC) — государственной компанией, собирающей данные о поездках, в том числе заказанных с помощью популярных мобильных приложений.

Когда будет принят закон и как он повлияет на цены

После принятия законопроекта в I чтении представители Государственной думы отмечали, что открыты к предложениям и правкам, поскольку отрасль такси быстро меняется, и некоторые положения документа могут требовать уточнений.

Как отмечал депутат Александр Толмачев, важный вопрос, который поднимался в Думе, — как не допустить повышения цен на поездки.

На сегодня есть четкое понимание, что участники рынка не должны нести дополнительных расходов, чтобы это не привело к росту стоимости услуг.

Регулятор обещает обратить внимание на данный аспект, поскольку сейчас важно поддерживать малое предпринимательство и давать людям легальные способы заработка.

Как региональные власти убирают с рынка перевозок нелегальных таксистов

 Российская ГазетаРоссийская Газета

То, что значительная часть рынка услуг такси в Перми находится в тени, подтвердили проверки, проведенные как силовыми ведомствами, так и профильным региональным министерством. По словам замминистра транспорта Прикамья Александра Клебанова, ситуация вызывает серьезные опасения. И дело не только в выпадающих доходах бюджета, но и в безопасности пассажиров.

Бомбилы, которых удалось «поймать за руку», работали без разрешения на таксомоторную деятельность. Заказы они принимали с помощью онлайн-приложений, в том числе крупных агрегаторов такси.

Проверки продолжили. В следующий раз выяснилось, что часть водителей такси ездили, не имея прав, а часть употребляла за рулем наркотики. Тогда законодательному собранию Прикамья предложили ужесточить правила на рынке частного извоза. Во-первых, запретить использовать автомобиль старше пяти лет. Во-вторых, водитель должен иметь не менее трех лет стажа за рулем.

Штрафы таксистов-нелегалов в Перми не пугают. За езду без регистрации заплатить придется всего 500-800 рублей

В-третьих, повысить штрафы за нелегальные перевозки. Сегодня они невысоки. Например, при отсутствии регистрации, страховки и водительских прав штраф составляет всего от 500 до 800 рублей.

Могут появиться и другие требования. Например, таксисты-иностранцы должны будут обзавестись правами российского образца, а перевозку пассажиров не смогут осуществлять лица с непогашенной или неснятой судимостью за особо тяжкие преступления.

Помимо этого, таксистов могут обязать проходить аттестацию на знание дорожно-уличной сети и расположения наиболее значимых объектов инфраструктуры муниципального образования.

Также ожидают принятия федерального закона, в проекте которого тоже есть жесткие меры, например конфискация авто.

Конечно, желательно скорее получить федеральный закон, который установит единые нормы и подходы в борьбе с нелегалами на дорогах. Иначе может произойти нестыковка между регионами, что внесет путаницу в общее дело вывода рынка частного извоза из тени.

Впрочем, разные нормы существуют и сегодня в рамках действующего законодательства. Это касается цвета такси. Здесь право выбора цветовой гаммы автомобилей, занятых в сфере такси, за регионами.

Например, в Удмуртской Республике цвет автомобиля абсолютно не важен. А в Перми цветовая гамма четко регламентирована. Поэтому, получив разрешение в Ижевске и катаясь по Перми, водитель, получается, нарушает местные нормы.

«Цвет определяет законодательное собрание. И служит заметным барьером для таксистов из других регионов, — поясняет Рустам Гильманов, начальник отдела автомобильного транспорта минтранса Пермского края.

— Если, допустим, в Пермском крае желтая раскраска, а в Свердловской области черно-красная, то таксисты из соседнего региона сразу обратят на себя внимание соответствующих служб». По закону работать в другом крае или области с разрешением из родного региона нельзя, говорит Гильманов.

По его словам, это допустимо, когда есть межрегиональное соглашение. Пермский край имел такие договоры с Кировской областью и Удмуртией, но сейчас они расторгнуты.

Корреспонденты «Российской газеты» узнали, какие меры принимают против нелегальных таксистов в российских регионах.

В некоторых из них, как выяснилось, уже приняты свои законы и даже предусмотрена конфискация авто.

Есть такой закон в Вологодской области — о регулировании отдельных отношений в сфере организации транспортного обслуживания населения легковым такси.

Как отметил заместитель начальника ГИБДД Вологодской области Василий Щукин, к нелегальным таксистам применяют и предупредительные, и ограничительные меры. Первый вариант — составление административного протокола и штраф, второй — изъятие или арест автомобиля. За первые шесть месяцев 2019 года более ста машин забрали у водителей такси, работающих незаконно.

Есть в Вологодской области и требования по цвету. Такси должно быть желтое, белое или черное. В автомобиле должны быть детское кресло, таксометр, на кузове — «шашечки», на крыше — опознавательный фонарь оранжевого цвета.

Как сообщили «Российской газете» в министерстве дорожного хозяйства и транспорта Ставрополья, местное законодательство, касающееся работы такси, максимально приближено к федеральному, и особых отличий в крае нет. Количество нелегальных перевозчиков здесь оценивается более чем в четыре тысячи человек, однако реальные цифры могут быть значительно выше.

Весной правительство Ставрополья отменило закон об окраске такси в желтый цвет. По словам депутата Юрия Гонтаря, де-факто норма все равно не соблюдалась. Много «бомбил» работают в курортных городах Кавказских Минеральных Вод. Особенно они активны в разгар курортного сезона.

Их работу своими рейдами регулярно пресекают сотрудники Госавтоинспекции Ставрополья, но штрафы пугают далеко не всех.

В Петербурге выдано около 28,6 тысячи действующих разрешений на перевозку пассажиров и багажа легковыми такси. Перечень документов для их получения очень невелик — необходимы удостоверение личности и разрешительные документы на машину, никаких других требований Смольный не предъявляет.

Реестр выданных разрешений размещен на официальном сайте городского правительства. Нелегальные перевозчики в Северной столице тоже есть, их обнаруживают во время рейдов ГИБДД.

Но с рынка такси в мегаполисе с развитой городской сетью мобильной связи и Wi-Fi частников-нелегалов уже практически вытеснили компании-агрегаторы.

Поэтому сейчас они преимущественно ищут себе клиентов у станций метро рядом со вновь построенными жилыми кварталами.

Как правило, транспортное обслуживание в таких районах или еще не налажено, или пассажиропоток слишком плотный, поэтому всегда есть те, кто предпочтет уехать быстро. Даже в ущерб безопасности, ведь реестр выданных разрешений пассажиры не проверяют.

Нелегальные перевозчики – угроза вашей жизни и здоровью

Хотите быть соучастником совершаемого преступления или административного правонарушения? Если нет, значит Вы должны знать:  нелегальные перевозчики, работающие с нарушением требований Закона, как в такси, так и на автобусных маршрутах — это угроза вашей жизни и здоровью.

Пресечение их деятельности — это забота о сохранности граждан нашей страны.

Сотрудники полиции призваны обеспечить безопасность пассажиров от возможных рисков, связанных с техническими неисправностями транспортных средств, неквалифицированными водителями, неправильной организацией работы транспортного обслуживания населения.

  • «Бомбилы»-нелегалы
  • Особое внимание необходимо уделить работе легковых такси.
  • Напомним, что с 2011 года в России действует Федеральный закон №69-ФЗ, которым полномочия по государственному контролю в этой сфере переданы субъектам РФ.
  • Какие же риски возникают для пассажиров при пользовании услугами «бомбил»? — Нелегальный перевозчик не проходит ежедневный предрейсовый медицинский осмотр, а значит за руль может сесть нетрезвый водитель или тот, кому противопоказано осуществлять управление транспортным средством;
  • — Транспортное средство у «бомбилы» не проходит регулярный технический контроль, а значит может иметь неисправности, при наличии которых эксплуатация транспортного средства запрещена;

— Жизнь, здоровье и имущество пассажира, использующего услугами «бомбил», не застраховано, а значит при потере багажа, ДТП и т.д. пассажир не получит возмещение из страховой компании;

— Нелегальный перевозчик не имеет разрешение на деятельность легкового такси, а значит такой водитель и транспортное средство не подлежат постоянному контролю со стороны сотрудников правоохранительных органов, комитета промышленности, транспорта и связи и т.д., а значит деятельность «бомбил» может вскрыться лишь при остановке госавтоинспектором.

  1. — Пассажир, пользующийся услугами «бомбил», никогда не уверен, что доберется до места назначения, а значит, если в дороге произошла поломка или водитель просто отказался от дальнейшей поездки, пассажир не имеет правовых оснований требовать возврата денег или продолжить поездку на другом такси;
  2. — Пассажиру при остановке «бомбилы» сотрудниками правоохранительных органов и изъятии у него транспортного средства не возвращаются денежные средства, при этом у сотрудников полиции отсутствует обязанность обеспечить поездку пассажира на другом транспорте к месту назначения.
  3. Все из перечисленного выше исключено при пользовании услугами официальных перевозчиков.
  4. Автобус не по правилам

По статистике Россия занимает первое место среди стран Европы и Северной Америки по дорожно-транспортным происшествиям со смертельным исходом. Нелегальные перевозчики, несомненно, вносят свой вклад.

По данным ГУОБДД МВД России, в авариях с участием автобусов в 2018 году погибли свыше 800 человек и пострадали более 18 тысяч. После крупных ДТП в Чувашии, Воронежской и Тверской областях, Краснодарском и Ставропольском крае, в которых было зафиксировано большое количество жертв, власти Крыма ищут способы повышения безопасности пассажирских перевозок.

Как отмечает начальник отделения технического надзора Управления ГИБДД МВД по Республике Крым подполковник полиции Игорь Головко, граждане сами в первую очередь заинтересованы в том, чтобы пользоваться качественными услугами, чтобы транспорт, в который они садятся, был исправен и отвечал необходимым требованиям безопасности.

Речь идет о прохождении водителем ежедневного предрейсового и послерейсового медицинского осмотра, проведении ежедневного технического осмотра транспортного средства опытным мастером, прохождение обязательного ТО каждые 6 месяцев. Для водителей легальных фирм-перевозчиков Закон также предъявляет ряд требований, в том числе водительский стаж не менее 3 лет, ограничение рабочего времени водителя для того, чтобы он не переутомился.

Более того, сотрудники ГИБДД просят, чтобы пассажиры сами сообщали о нарушениях в работе автобусов, а также о перевозчиках-нелегалах на «горячую линию» Госавтоинспекции Республики Крым.

Административная ответственность за занятие предпринимательской деятельностью без государственной регистрации предусмотрена частями 1 и 2 статьи 14.1 КоАП РФ на легковом транспорте, на автобусах 14.1.2 КоАП РФ, кроме штрафных санкций в некоторых случаях предусмотрена конфискация транспортного средства по решению суда.

По словам подполковника полиции Игоря Головко, одним из наиболее действенных правовых инструментов по пресечению фактов оказания опасных услуг — ответственность по статье 238 УК РФ (Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание  услуг, не отвечающих требованиям безопасности»).

Этой статьей предусмотрена ответственности в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательных работами на срок до 360 часов, либо ограничением свободы на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо лишение свободы на тот же срок.

           

Лишь с начала августа 2019 года сотрудниками полиции выявлено и задокументировано 3 факта противоправных действий, ответственность за которые предусмотрена статьей 238 УК РФ. Материалы направлены полицейскими по подследственности в территориальные отделы ГСУ России по Республике Крым.

Крымские полицейские предостерегают граждан: не прибегайте к услугам «нелегалов», пользуйтесь междугородними автобусами, отправной точкой которых являются автовокзалы. Приобретайте билеты в официальных кассах, а также сообщайте в органы внутренних дел о фактах нелегальных перевозок и о нарушениях правил дорожного движения водителями пассажирского транспорта.

В сети интернет очень много объявлений с предложением осуществить поездку по различным маршрутам за отдельную плату с указанием номера телефона и фамилии. Хочется предупредить граждан, размещающих такие объявления, что все подобные сообщения будут проверены на предмет законности оказания услуг и соответствии требованиям безопасности.

Пресс-служба МВД по Республике Крым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *