Развод

Государство заплатит автовладельцам за дыры на дорогах

Государство заплатит автовладельцам за дыры на дорогах

На исходе зимы, когда активно тает снег, все дорожные недостатки становятся особенно критичны. Ситуация усугубляется, когда вместе со снегом с дорог сходит и асфальт. В итоге десятки автомобилей попадают в ямы, а их владельцы на дорогостоящий ремонт.

«Караван» выяснил, сложно ли автомобилистам получить компенсацию за пробитые на дороге колеса или сломанную подвеску и какие нюансы необходимо учесть.

Как страшный сон

Тверские водители своих в беде не бросают. Зимой из сугроба вытолкают, летом на трассе моргнут фарами при приближении к автоинспекторам.

Но вне зависимости от времени года регулярно в различных пабликах появляются предупреждения о ямах на дорогах.

Не литературно высказываются все: и те владельцы автомобилей, которые уже попали в ямы, и те, кому по счастливой случайности удалось этого избежать. Но дальше народного гнева в соцсетях дело обычно не идет.

Государство заплатит автовладельцам за дыры на дорогах

Исключением из правил можно назвать жителей Михайловского сельского поселения Калининского района, которые регулярно выкладывали в Сеть фото автомобилей в очередной яме. Разбитая дорога в Твери на улице Шишкова с выездом на Бежецкое шоссе довела людей до ручки, а точнее до дорожного фонда и регионального министерства транспорта.

Недовольные жители собрали подписи с просьбой как можно скорее отремонтировать дорогу. Под обращением подписалось свыше 500 человек.

Жителям даже оперативно ответили: реконструкция дороги на улице Шишкова начнется в этом году в конце весны – начале лета. Сейчас готовится необходимая документация, техзадание, затем тендер. Период реконструкции – 2 года.

А пока на этом участке дороги будет продолжен ямочный ремонт. На вопрос, почему так долго латают ямы, инициатору сбора подписей Наталии Розановой был дан ответ: в Тверской области смесь везут с подмосковного завода. Одной машины-фидера хватает на 75 квадратных метров ям. А их здесь значительно больше!

«Намеченный мною путь по решению данного вопроса продолжается. Я понимаю, что ничто не умаляет тех мук, которые мы с вами ежедневно проживаем, передвигаясь по данному пути, утешает одно, что это безобразие когда-то закончится. Ведь пережили мы реконструкцию Исайки и мучительные пробки того периода.

Значит, и этот этап нам суждено пережить и впоследствии вспоминать как страшный сон наяву. Давайте наберемся мужества, насколько возможно, спокойствия, но не смирения, – обратилась к жителям Наталия Розанова. – Пожалуйста, берегите себя и своих близких, не теряйте бдительности, благоразумия и самообладания на дороге.

Помните: вас ждут дома».

Но к сожалению, убитые автодороги Тверской области порой становятся дорогой в один конец. По данным Госавтоинспекции, в прошлом году в регионе произошло 382 ДТП, которые спровоцированы в том числе недостатками в содержании улично-дорожной сети. В таких авариях 488 человек получили ранения, 46 – погибли.

В январе этого года зарегистрировано уже 20 подобных ДТП, в результате которых 25 человек получили ранения.

Катком по дорогам

Убитый выезд из Твери – это лишь один из примеров на карте нашего региона. Тверь, Вышний Волочек, Ржевский, Западнодвинский муниципальные округа, Бологовский район – к состоянию дорог в этих муниципалитетах у Госавтоинспекции больше всего вопросов.

«Всего в прошлом году в отношении лиц, осуществляющих дорожную деятельность, внесено 400 представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности», – значится в официальном ответе нашей редакции.

В то же время региональные власти заявляют о масштабных работах, которые охватят всю Тверскую область. Ремонт дорог общей протяженностью 243 километра пройдет в четырнадцати муниципалитетах, в том числе в Вышневолоцком, Нелидовском, Осташковском городских округах.

Не станет исключением и областная столица. По нацпроекту «Безопасные качественные дороги» планируется отремонтировать порядка 32 километров улиц во всех районах Твери.

Работы пройдут на проезде от улицы 2-й Красина до микрорайона Радужного, улицах Цветочная, 2-я Грибоедова, Можайского, Макарова, Брагина, Бебеля, Жигарева, в Спортивном переулке и других.

Также запланировано проведение дорожных работы на ряде улиц в поселках Литвинки и Сахарово.

То есть впереди Тверь ждет большой ремонт, а водителей, соответственно, пробки. И конечно, к этой ситуации можно отнестись с пониманием: дело важное и на благо жителей. Но вот только долго ли продержатся новыми тверские дороги?

Восточный мост успел стать притчей во языцех – с наступлением лета на нем появляется дорожная техника. Собственно, это уже становится традицией.

В 2013 году мост закрыли на месяц для омоноличивания деформационных швов, потом ежегодно проводили ямочный ремонт. Два года назад демонтировали рельсы и уложили новое дорожное покрытие.

Но ямы, как грибы, после осадков вновь появляются на мосту.

И хорошо, когда водитель знаком с каждой выбоиной и, соответственно, заранее планирует маршрут. Другое дело, когда дорога незнакомая, а за окном – темно и дождливо. Сегодня поездку по Твери в таких условиях можно сравнить разве что с передвижением по минному полю.

Попробуй докажи

Южный мост. Зима. Слякоть. Kia на «аварийке». За рулем «корейца» – молодая девушка. Не заметила ямы, не успела притормозить и осталась без передних колес. Для Твери это классика жанра. Вовремя не проявил чудеса маневрирования – повредил автомобиль. Автовладелец не растерялась, все зафиксировала и решила судиться с дорожниками.

Как пояснила автоюрист Оксана Владимирова, дорожные службы обязаны следить за тем, чтобы ямы не были шире 60 сантиметров. Максимальная длина – 15 сантиметров, а глубина – 5 сантиметров.

В случае тверитянки провал был больше в несколько раз. МУП «ЖЭК», которое отвечает за участок дороги, где произошло ДТП, теперь должно выплатить девушке 58 тысяч рублей. Это с учетом расходов на адвоката и другие судебные издержки.

Так что если попал в яму на дороге – иди судиться. Наказать ответственных за разбитый асфальт и компенсировать ущерб от ремонта своей машины, оказывается, вполне реально. Случаев, когда Фемида встает на сторону автовладельца, немало. Главное, как отметила Оксана Владимирова, запастись терпением и по максимуму собрать доказательства.

Чтобы иметь шансы на компенсацию, нужно первым делом выставить знак аварийной остановки и сообщить о ДТП и его причине, лучше – на номер 112, где идет запись всех звонков.

Информация должна быть также доведена до дорожного надзора ГИБДД, которые следят за состоянием улиц и дорожной инфраструктуры. Именно эта служба и должна составить акт о выявленных недостатках на конкретном участке дороги.

Без него рассчитывать на компенсацию будет непросто.

Есть фотоаппарат или хотя бы мобильник с камерой – прекрасно. Надо сделать несколько фотографий с разных точек так, чтобы в кадр попали яма, пострадавшая машина и какой-нибудь ориентир на местности, например указатель или магазин.

Неплохо бы обозначить и глубину ямы. Нет линейки – не переживайте. Всегда найдется бутылка с водой или пачка сигарет. Снимите видео с погружением банки в злополучную лужу!

После того как факт аварии будет зафиксирован в Госавтоинспекции, отправляйтесь в ближайший автосервис на диагностику. Причем все поломки, в том числе скрытые дефекты, лучше не только зафиксировать на бумаге, но и сфотографировать.

Важно сохранять фотографии до суда: в случае назначенной экспертизы могут потребоваться фото на исходном носителе.

«Взыскание стоимости ремонта автомобиля, который получил повреждения по вине дорожных служб, в нашей практике встречается довольно часто. Однако таких дел могло бы быть значительно больше.

Но не много автомобилистов решается обратиться в суд за защитой своих прав.

Многие не верят в успешный исход дела и предпочитает ремонтировать машины самостоятельно», – констатирует автоюрист Оксана Владимирова.

Конечно, если самостоятельно идти в суд, придется запастись терпением. Проще доверить это дело профессионалам, которые помогут правильно оформить ДТП, собрать необходимые доказательства, найти виновников и взыскать ущерб в сжатые сроки и без лишней волокиты и затягивания процессов.

Читайте также:  Какие перемены повлечет повышение НДС с 18 % до 20 %

Елена Потехина

Кто должен возмещать ущерб и что нужно делать

Валерия Романова

знает, как взыскать ущерб с дорожников

Профиль автора

  • Если вы попали в яму и повредили автомобиль — разрезали шину, погнули диск или разбили подвеску — это ДТП.
  • В таких случаях можно и нужно требовать компенсацию с дорожных служб и собственника дороги.
  • В этой статье мы расскажем, как найти виновника и возместить ущерб.

ГОСТ Р 50597-2017 определяет, какими должны быть дороги в России и как скоро дорожники должны устранять дефекты.

Знак «Неровная дорога» не освобождает дорожников от ответственности за повреждение авто, но уменьшает степень их вины и может снизить стоимость ущерба, который получится взыскать в суде. Если знак был, часть ответственности за ДТП лежит на водителе, который не учел состояние дороги.

Поэтому в случае ДТП важно установить, нарушает ли конкретный дефект дороги требования госта. Сотрудники ГИБДД на месте должны измерить яму, колею или толщину льда и зафиксировать эти данные в схеме ДТП или акте выявленных недостатков в содержании автодороги.

Узнайте, как повторить этот опыт и оформить карту Хочу знать

Допустим, вы едете по трассе в небольшой город в области. На дороге нет ограждений и знака «Неровная дорога», вы не превышаете скорость и вообще не нарушаете ПДД.

Перед городом вы не замечаете яму и чувствуете сильный удар. Останавливаетесь посмотреть, что с машиной, — выясняется, что пробито колесо, погнулся диск и рулевая тяга. На дороге глубокая выбоина с острыми краями.

Дождитесь ГИБДД. Пока ждете, детально сфотографируйте дефекты дорожного полотна, положение вашего автомобиля и его повреждения. Полезно сделать видеозапись дорожной обстановки с привязкой к местности: для этого в настройках камеры смартфона разрешите фиксировать место съемки и дайте приложению доступ к данным о местоположении.

Повреждения автомобиля инспектор в общих чертах указывает в документах о ДТП: проверьте, чтобы он ничего не упустил.

Копия сведений о ДТП — сотрудник ГИБДД может составить такой документ по просьбе водителя. Инспектор указал явные повреждения и допустил, что есть скрытые

Схема ДТП в этом случае — самый важный документ. Если инспектор не укажет на схеме дефект дороги, не соглашайтесь с ней, иначе взыскать ущерб через суд не получится. Если вы не согласны со схемой ДТП, письменно укажите свои замечания и возражения.

Пример схемы места ДТП при наезде на выбоину

На основании акта инспектор также может возбудить административное дело в отношении ответственных лиц, которые не обеспечили безопасность движения по этой дороге. Если сотрудник ГИБДД составит такой акт, попросите его копию или сфотографируйте документ.

Пример акта выявленных недостатков. Инспектор указал дефекты дороги и приборы, с помощью которых зафиксировал дефекты дорожного полотна

На практике сотрудники ГИБДД не всегда соглашаются составлять такой акт. Кроме того, нормативный документ, который утверждал форму акта, утратил силу.

Главное, чтобы дефект дороги фигурировал в схеме ДТП.

Позже можно направить письменное заявление в ГИБДД с просьбой привлечь виновное лицо к административной ответственности — в нем нужно сообщить детали ДТП и указать на недостатки дорожного покрытия.

Проследите, чтобы в документах не указали, что вы нарушили ПДД. Последний документ, который оформит инспектор — определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. В определении сотрудник указывает обстоятельства ДТП и фиксирует, что в ваших действиях нет состава правонарушения.

Определение об отказе в возбуждении административного дела: инспектор указал, что водитель нарушил п. 10.1 ПДД РФ

Если инспектор в определении указал, что вы нарушили пункт 10.1 ПДД РФ, постарайтесь обжаловать документ — иначе ответчик в суде будет ссылаться на вашу вину в ДТП. Обжаловать определение можно в течение 10 суток после того, как вы получите его копию. Жалобу можно составить по образцу и подать в ГИБДД, которая сама направит вашу жалобу в суд, или в напрямую в суд.

Ваш следующий шаг — оценить стоимость ремонта. Для этого понадобится заключение независимого оценщика.

Чтобы оценка была достоверной, до нее машиной лучше не пользоваться. Но если повреждено только одно колесо, можно его заменить и ездить дальше, а поврежденное показать экспертам на осмотре.

Поиск специалистов по оценке в Курске — первым результатом Гугл выдает много вариантов с номерами телефонов и геопозицией

Подтверждающие документы часто есть на сайте компании, если нет — добросовестные оценщики без вопросов пришлют их по электронной почте.

Выписка Минюста подтверждает, что эксперт прошел аттестацию и может проводить не только оценку, но и профессиональную автотехническую экспертизу — например, найти связь между ДТП и повреждениями машины Диплом о профессиональной переподготовке оценщика

Когда выбрали оценщика, договоритесь об осмотре. Если автомобиль не на ходу, специалист приедет и осмотрит его на месте. Не исключено, что автомобиль все равно придется везти на эвакуаторе в сервис.

Так бывает, если есть подозрения на скрытые повреждения, которые сложно рассмотреть без подъемника.

Если задействуете эвакуатор, не забудьте сохранить чек, чтобы учесть этот расход в будущей сумме компенсации.

Результат оценки — заключение о стоимости восстановительного ремонта транспортного средства. Обычно это многостраничный документ, вот что в нем есть:

  1. Само заключение.
  2. Акт осмотра транспортного средства.
  3. Калькуляция стоимости ремонта повреждений.
  4. Фото процесса осмотра.

Стоимость оценки и подготовки заключения зависит от конкретной компании и региона. В Москве цены начинаются от 3000—4000 Р. Обязательно сохраните чек об оплате услуг оценщиков, чтобы включить этот расход в сумму иска.

Фотографии детально фиксируют повреждения, поэтому обычно в заключении их довольно много

Все публичные дороги в России делят на три категории по значению и принадлежности к собственнику:

  1. Федерального значения — в собственности государства в лице «Росавтодора».
  2. Регионального или межмуниципального значения — принадлежат субъектам РФ. За эти дороги отвечают региональные органы власти в сфере транспорта и дорожного хозяйства — министерства, комитеты и подведомственные им учреждения.
  3. Местного значения — в собственности у муниципальных образований: городских или сельских поселений, районов и округов города.

Есть несколько способов разобраться, кому принадлежит разбитая дорога и кто за нее отвечает. Самый простой — спросить у инспектора ГИБДД, который будет оформлять ДТП.

Если инспектор не скажет точно, можно направить письменный запрос. Вот список возможных адресатов:

  • орган исполнительной власти субъекта РФ, если ДТП случилось вне населенного пункта. В зависимости от региона таким органом может быть министерство транспорта и дорожного хозяйства, комитет по дорожному хозяйству и так далее;
  • администрация муниципального образования, если ДТП произошло в населенном пункте.

По закону вам должны ответить в течение 30 дней. В обращении обязательно укажите свою электронную почту и телефон.

Шаблон обращения в профильный орган субъекта РФ

Ответ на такое обращение поможет по цепочке выяснить ответственных. Например, вы попали в ДТП в городе и написали в местную администрацию. Вам ответили, что дорога — важная магистраль и принадлежит области.

Вы пишете в региональный орган власти, там подтверждают, что дорога — их, но полномочия собственника у казенного учреждения «Дорожное управление».

Вы направляете претензию уже им и узнаете, что учреждение заключило контракт с условным ООО «Подрядчик», с него и спрос.

Когда знаете всех ответственных, можно начинать процесс.

Стоимость ремонта авто. Эта цифра есть в заключении от компании-оценщика — в нее входят затраты на запчасти и ремонтные работы.

Расходы на эвакуацию и оплату стоянки. Чтобы подтвердить расходы, сохраняйте чеки. Затраты на эвакуацию поврежденного автомобиля к месту проведения экспертизы сюда тоже входят.

К судебным расходам можно отнести и другие траты, даже расходы на копирование документов для суда и транспортные расходы, если вы живете в другом городе и тратите деньги на поездки в суд.

Первым делом стоит обратиться к квалифицированному юристу, который поможет грамотно составить документы и сформировать позицию в суде. Судебный процесс включает несколько заседаний, в разных случаях суды приступают к делу в течение одного-двух месяцев после подачи иска. С учетом времени на экспертизы, очередной отпуск судьи и обжалование решения в апелляции дело могут рассматривать до года.

Перед тем как идти в суд, лучше отправить досудебную претензию. Это необязательно для данной категории дел, но есть вероятность, что виновник возместит ущерб добровольно до суда.

Претензию пишите в свободной форме: подробно изложите обстоятельства ДТП, укажите стоимость ущерба и ваши требования, а также срок для ответа и контактную информацию. Приложите копии документов из ГИБДД и заключения о стоимости восстановительного ремонта ТС.

Квитанция об уплате госпошлины

Вам понадобится подтвердить несколько обстоятельств:

  1. Отсутствие нарушений ПДД с вашей стороны.
  2. Ненадлежащее состояние дороги.
  3. Причинно-следственную связь между бездействием дорожников, несоответствием дороги нормативам и самим ДТП.
  4. Стоимость ремонта авто.

Первые три пункта подтверждают материалы ГИБДД: схема ДТП, акт выявленных недостатков дороги и определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Размер ущерба подтверждает заключение о стоимости восстановительного ремонта автомобиля.

Ответчик будет выстраивать свою линию защиты по тем же пунктам:

  1. «Вы нарушили ПДД, превысили скорость и были невнимательны, судебная автотехническая экспертиза установит вину водителя».
  2. «Мы сделали все возможное для содержания дороги, выбоина появилась внезапно».
  3. «Между ДТП и дорожным дефектом нет связи, виноват водитель, который не соблюдал ПДД».
  4. «Стоимость ремонта завышена, судебная оценочная экспертиза установит настоящую цифру».

В большинстве случаев суды по таким делам назначают и оценочную, и автотехническую экспертизы, о которых будут просить ответчики.

У результатов судебной оценочной экспертизы больше юридической силы, поскольку экспертов-оценщиков в этом случае предупреждают об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение.

Читайте также:  Право ребенка выражать свое мнение (Статья 57 СК РФ)

Автотехническая экспертиза устанавливает, есть ли в ДТП ваша вина. Эксперты будут выяснять, с какой скоростью вы ехали, успели бы объехать выбоину и как могли не допустить аварии.

Здесь ваше главное доказательство — это административный материал из ГИБДД, где нет ничего про нарушение вами пункта 10.1 ПДД РФ и зафиксированы недостатки дороги. В ходе экспертизы настаивайте, что не нарушали правил, а выбоин не видели и не могли знать о них без предупреждающих знаков и ограждений.

Результатом каждой экспертизы будет заключение экспертов, которое отвечает на вопросы суда.

Выводы независимой оценочной экспертизы подтверждают повреждения авто и допускают, что причиной был дефект дороги

  1. По результатам экспертиз суд, как правило, выносит решение.
  2. Оно вступит в законную силу спустя месяц — в этот момент вы сможете запросить в суде исполнительный лист и предъявить его в службу судебных приставов по месту регистрации организации-должника.
  3. В большинстве случаев суды встают на сторону автовладельцев.

В Нефтекамске женщина на автомобиле попала в колею, потеряла управление и врезалась в опору ЛЭП. Собственником дороги был город, который заключил контракт на содержание участка улицы с ООО «Городская коммунальная служба».

Потерпевшая просила взыскать солидарно с администрации и подрядчика 556 444 Р за ремонт авто и утрату его товарной стоимости, услуги оценщика, эвакуацию и судебные расходы.

Суд обязал администрацию Нефтекамска возместить ущерб в полном объеме.

В Шахтах водитель наехал на открытый канализационный люк. Оценщики зафиксировали тотал — ремонтировать автомобиль после аварии было экономически невыгодно.

Водитель пошел в суд и потребовал у администрации города возместить рыночную стоимость автомобиля за вычетом стоимости исправных деталей и агрегатов — 210 000 Р.

Также истец просил компенсировать услуги эксперта и представителя в суде в размере 35 000 Р. Суд удовлетворил все требования.

В Ярославле водитель из-за наледи и снега попал в занос и врезался в опору моста. Сотрудники ГИБДД зафиксировали в акте снежный накат на дороге. Мужчина подал в суд на мэрию города и запросил 370 700 Р, но добился только частичной компенсации и получил 185 000 Р. Суд посчитал, что водитель нарушил пункт 10.1 ПДД РФ: не учел погодные условия и не выбрал безопасную скорость движения.

Вот что делать, чтобы добиться возмещения ущерба от ДТП, которое случилось из-за дорожного дефекта:

  1. Вызвать ГИБДД на место аварии и проследить, чтобы инспектор зафиксировал обстоятельства происшествия и ваши объяснения, указал на схеме ДТП дефект дороги и вынес определение об отказе в возбуждении административного дела. В определении не должно упоминаться, что вы нарушили пункт 10.1 ПДД РФ и не учли особенности дорожной ситуации.
  2. Оценить ущерб у независимого оценщика.
  3. Определить, какой организации принадлежит участок дороги.
  4. Направить досудебную претензию.
  5. Подать иск в суд.

Государство заплатит автовладельцам за дыры на дорогах

Каждый второй автомобиль страдает от неровностей дорожного покрытия. Погнутый диск и потерянный колпак — это цветочки.

Что делать и кого винить, если произошли более серьезные повреждения транспортного средства? Водитель, конечно, обвиняет муниципалитет.

Муниципалитет просит водителя доказать, что скоростное ограничение было соблюдено, но при этом избежать ДТП не удалось.А кто в итоге оплачивает ремонт авто? Непонятно.

https://www.youtube.com/watch?v=jccJqNI-Ke4\u0026pp=YAHIAQE%3D

Коллегия верховного суда недавно дала разъяснение по этому насущному вопросу.

Практика показывает

На одной из центральных дорог г. Ярославля автомобиль Wolkswagen из-за серьезных проблем с дорожным покрытием попал в ДТП. Повреждения были оценены в 250 000 рублей — существенная сумма.

Кто виноват, тот и платит

Владелец авто обратился в суд, чтобы взыскать денежные средства на ремонт авто с виновника, а именно — дорожной службы, отвечающей за аварийный участок.

Суд поддержал водителя и признал, что ущерб возник по причине плохого состояния дороги. Суд также добавил, что если у дорожных служб не хватит денежных средств для возмещения, то обязательство можно разделись с администрацией города.

Администрация — собственник дорог и может нести субсидиарную ответственность.

Сначала докажи невиновность

Дорожная служба даже пополам с администрацией не захотела нести ответственность за ущерб и обжаловала решение. Суд второй инстанции решил, что нужно было установить такие моменты:

  • мог ли водитель избежать «встречи» с выбоиной,
  • соблюдал ли скоростной режим.

Главный аргумент суда второй инстанции — п.10.1 ПДД.

Смысл таков: водитель должен соблюдать скоростной режим, контролировать дорожную ситуацию, а при возникновении опасности — снизить скорость или вообще остановить автомобиль.

Иначе говоря, суд предложил водителю самому доказать, что попадание в выбоину было просто неизбежно. Такое положение дел, разумеется, не устроило водителя, и он подал на обжалование в Верховный суд.

ВС — восстановление справедливости

Верховный суд не согласился с п.10.1 ПДД в данном случае. Именно дорожная служба должна обеспечивать условия, при которых по дороге можно двигаться с разрешенной скоростью. Если дорожное полотно имеет какие-то дефекты — нужно предупредить об этом водителей, разместив соответствующие знаки.

Верховный суд четко определил, что собственник поврежденного плохой дорогой автомобиля не должен ничего доказывать. Дорожная служба и администрация города несут ответственность за повреждения транспортного средства.

Алгоритм действий при ДТП из-за выбоин

Если ваш автомобиль пострадал из — за дороги, то действовать нужно так:

  • Главное — найдите свидетеля и зафиксируйте сам изъян дорожного полотна, а также запишите время и дату произошедшего.
  • Вызывайте ГИБДД для оформления.
  • Сообщите инспектору, что ДТП произошло именно из-за состояния дороги. Важно, чтобы инспектор замерил яму и сфотографировал ее. Все полученные при фиксации данные он должен занести в протокол.
  • Инспектор должен составить акт обследования дорожного полотна на участке, где произошло ДТП.

Практика показывает, что в ДТП можно попасть даже соблюдая все правила дорожного движения. Зачастую состояние дорожного полотна играет ключевую роль.

Наши дела по теме

Автоюрист

Вс объяснил, кто должен платить за выбоины на дороге

Верховный суд (ВС) РФ поддержал автомобилистов в спорах с компаниями, которые несут ответственность за состояние дорог: высшая инстанция разъяснила, что причинённый машинам ущерб из-за некачественного покрытия трасс должны возмещать как раз эти организации. Также именно на них возлагается обязанность доказывать, что водитель действовал намеренно либо проявил грубую неосторожность при происшествиях, связанных с состоянием дорог, поясняет ВС РФ. 

Ущерб от ям и выбоин 

В обзоре судебной практики суд ссылается на иск автомобилиста, попавшего в выбоину на проезжей части дороги, что привело к значительным механическим повреждениям автомобиля. Водитель обратился в суд с иском к управлению автомобильных дорог о возмещении ущерба, сославшись на то, что ответчик в нарушение требований закона не обеспечил безопасность дорожного движения на трассе. 

Однако суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении иска отказали.

В частности, апелляционная инстанция сослалась на статью 1083 Гражданского кодекса РФ, согласно которой не подлежит возмещению вред, возникший вследствие умысла потерпевшего. Также она регламентирует, что если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, то размер компенсации должен быть уменьшен.

  • При этом суд возложил обязанность на водителя доказывать, что он ненамеренно попал в дорожную выбоину или вел себя за рулём с грубой неосторожностью из-за чего и угодил в яму.  
  • Верховный суд РФ с таким взглядом на подобные ситуации категорически не согласился. 
  • Позиция ВС 

Высшая инстанция напоминает, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1 статьи 1064 ГК РФ). Лицо, причинившее вред, освобождается от выплаты компенсации, если докажет, что ущерб причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).

  1. В спорном случае апелляционная инстанция установила, что дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля истца и, соответственно, причинение ущерба возникло в связи с наездом машины на выбоину в дорожном покрытии с размерами, превышающими предельно допустимые: длина повреждения составляет 15,3 м, ширина — 1,8 м, глубина — 0,26 м.
  2. При этом ГОСТ устанавливает, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин и иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, а предельные размеры ям составляют по длине 15 см, по ширине — 60 см, по глубине — 5 см.
  3. В рассматриваемом деле инспектор ДПС установил нарушение требований ГОСТ: он составил схему места происшествия с указанием повреждения покрытия и приложил к материалам фотографию выбоины. 

Также управление автомобильных дорог признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статье 12.34 КоАП РФ, и ему назначено административное взыскание в виде административного штрафа. Данное постановление ответчиком не обжаловалось и вступило в законную силу.

«Указанные факты были установлены судом и свидетельствуют о ненадлежащем содержании дороги ответчиком.

Таким образом, суд второй инстанции установил наличие всех обстоятельств, совокупность которых предполагает возложение на ответчика обязанности возместить причиненный вред истцу», — считает ВС. 

Между тем суд почему-то решил применить статью 1083 ГК РФ для отказа во взыскании ущерба. По нормам этой статьи, если потерпевший действовал умышленно, то возмещение ему ущерба не положено. 

При этом по смыслу приведенной правовой нормы, обязанность по доказыванию в действиях потерпевшего умысла или грубой неосторожности, содействовавших возникновению или уменьшению ущерба, возлагается на причинителя вреда. В данном деле — на управление автомобильных дорог.

  • Однако в нарушение положений статьи 56 ГПК РФ суд возложил обязанность доказать отсутствие виновных действий на истца, чем было допущено существенное нарушение норм процессуального права, которое повлияло на исход дела, и без устранения которого невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, отмечает ВС РФ. 
  • В связи с чем судебная коллегия отменила решение суда и отправила дело на новое рассмотрение в апелляционной инстанции. 
  • Алиса Фокс 
Читайте также:  Как подать на развод в одностороннем порядке

Наезд на яму: получаем компенсацию за разбитое авто — новости Право.ру

С каждым годом все больше водителей попадает в аварии из-за ям на дороге. Так, по статистике ГИБДД в 2018 году 25 % ДТП произошло из-за некачественных дорог, а в 2019 году — 33 %.

То есть, каждый третий водитель рискует повредить машину из-за ямы или выбоины. Статистика учитывает только тех водителей, которые вызвали полицию и оформили ДТП.

Поэтому число реальных потерпевших может быть больше.

Что делать, если попал в яму

Водитель должен включить аварийку, надеть светоотражающий жилет (в темное время суток вне города), выставить знак аварийной остановки и осмотреть место происшествия. При выходе из машины водителю стоит убедиться, что на дороге нет других авто.

Затем автовладельцу необходимо вызвать сотрудников ГИБДД.

В это время нужно сфотографировать место происшествия, чтобы было видно автомобиль и его повреждения, улицу или местность, где произошла авария, дорожные знаки и разметку.

Также водитель должен измерить глубину, высоту и длину ямы на дороге, сфотографировать их с линейкой или рулеткой. Если нечем определить размер ямы, то ждите полицейского, который сделает нужные фото.

Если машина мешает проезжающим мимо авто, то следует убрать её с дороги. Также водителю нужно записать фамилии и имена очевидцев аварии, чтобы в дальнейшем они могли дать свои пояснения сотруднику ДПС.

На месте происшествия полицейский сначала составит схему аварии, в которой отразит:

  • участок дороги, улицы, населенного пункта, где произошла авария;
  • ограждения, тротуары, газоны, здания (при наличии);
  • положение автомобиля после ДТП, следы торможения, расположение поврежденных деталей и осколков; 
  • размеры дорожной ямы (длина, ширина, глубина).

Если автолюбитель не будет согласен со схемой ДТП, то может указать свои замечания при подписании. Затем инспектор ГИБДД сфотографирует или снимет на видео место аварии, опросит водителя и очевидцев. Объяснения составляются в письменном виде и остаются у полицейского. 

Также сотрудник ДПС составит акт о недостатках дороги и определение об отказе в возбуждении дела в отношении пострадавшего автовладельца. Это будет важным доказательством при возмещении, так как подтвердит, что водитель не виноват в повреждении машины. 

На месте ДТП потерпевший вправе подать заявление полицейскому о привлечении обслуживающей организации к штрафу от 200 000 рублей до 300 000 рублей за несоблюдение требований по содержанию дорог. 

Ведущий юрист Европейской Юридической Службы Юрий Тулупов поясняет, что водитель может обратиться с иском, даже если не оформлял ДТП.

В качестве доказательств следует предоставить видеозапись с места ДТП с датой и временем события, попросить суд допросить свидетелей произошедшего.

Но эксперт отмечает: «Суд свободен в оценке доказательств, поэтому оформление ДТП сотрудниками полиции или только видеозапись не могут однозначно гарантировать удовлетворение или отказ в удовлетворении иска.»

К кому обратиться и как оценить ущерб

Если у водителя КАСКО, а попадание в яму прописано как страховой случай, то нужно получить возмещение у страховщика. При наличии только полиса ОСАГО страховая не выплачивает ущерб. Автовладельцу следует обратиться в местную администрацию, где точно дадут ответ, к кому предъявлять требование компенсировать вред. 

Ведущий юрист «Европейской Юридической Службы» Юрий Тулупов поясняет, что для установления виновника нужно обратиться в местную администрацию: «Наличие люка не влияет на выбор ответственного лица. Это подтверждает судебная практика, например, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07 ноября 2017 года по делу № А43-1830/2017». 

Сумму возмещения определяет оценщик, который составляет специальный отчет. При этом автовладельцу следует заранее уведомить обслуживающую организацию о времени и месте проведения оценки.

Срок для уведомления в законе не предусмотрен, но лучше сделать это за 2 недели до оценки, чтобы сообщение успели доставить. Перед её началом желательно не ремонтировать машину.

Так оценка окажется наиболее достоверной.

Оценка проводится даже без явки ответственной организации.

Как получить возмещение без суда

После оценки автовладельцу следует направить претензию в обслуживающую организацию. В ней нужно описать обстоятельства аварии, размер ямы, повреждения машины.

К претензии необходимо приложить схему ДТП, объяснения очевидцев, фотографии аварии, отчет об оценке автомобиля. У обслуживающей организации есть 30 дней для ответа.

Если она откажет в выплате или не ответит на претензию, то придется идти в суд.

Ведущий юрист «Европейской Юридической Службы» Юрий Тулупов говорит, что для возмещения вреда нужно обратиться в администрацию, чтобы узнать, какая организация отвечает за качество спорного участка дороги.

Затем направить претензию (с оценкой ущерба у эксперта), при отказе в выплате подать иск в суд.

В качестве доказательств предоставить видеозапись или свидетельские показания, добавляет эксперт: «Не исключено, что может потребоваться экспертиза для определения возможности получения повреждений при описанных обстоятельствах.»

Как взыскать ущерб через суд

Водителю нужно подать иск, где следует указать сведения из претензии, ответственную организацию, стоимость ремонта авто и требования о его возмещении. Также нужно приложить к иску:

  • свидетельство о госрегистрации и паспорт на автомобиль;
  • схему ДТП;
  • письменные объяснения очевидцев и водителя;
  • акт недостатков на дороге;
  • фотографии аварии;
  • претензию, ответ на неё и уведомления о направлении и получении претензии.

Кроме этого, иск оплачивается госпошлиной. Её сумма рассчитывается по правилам п. 1 ст. 333.19 НК.  Водитель подает иск по адресу обслуживающей организации мировому судье при цене иска до 50 000 руб.

, в остальных случаях — в районный суд. Судебное разбирательство длится около 2 месяцев.

Судья заслушает объяснения сторон, допросит свидетелей и специалистов, исследует письменные материалы и вынесет решение.

Ведущий юрист «Европейской Юридической Службы» Юрий Тулупов поясняет, что департамент будет надлежащим ответчиком, что подтверждает судебная практика  (см.

решение от 27 сентября 2018 года мирового судьи судебного участка № 1 Тутаевского судебного района Ярословской области по делу № 2-738/2018).

Эксперт добавляет: «Возмещение морального вреда возможно только при причинении вреда здоровью, а не при повреждении автомобиля.»

Решение вступит в силу через месяц после его вынесения, затем будет передано приставам для исполнения. Если на решение поступит жалоба, то ущерб не будут взыскивать до тех пор, пока вышестоящий суд не рассмотрит жалобу.

Водитель получит компенсацию, даже если виновен в наезде на яму или люк. Это подтвердил Верховный суд.

Так, в Брянске суды отказались присуждать водителю возмещение из-за результатов экспертизы, которая установила, что автовладелец попал в яму по своей вине.

Но ВС отметил, что ДТП произошло ночью, а администрация не огородила яму, поэтому истец не мог избежать наезда. (Определение Верховного суда РФ от 06 августа 2019 года по делу № 83-КГ19-9).

* Вопросы найдены на автомобильных форумах и сайтах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *