Изменения в законе «О связи»: абоненты не смогут оставаться анонимными
Андрей Гордеев / Ведомости
Сотовые операторы 1 декабря не будут проводить массовую блокировку сим-карт, остающихся «анонимными», – крайний срок для их идентификации может быть продлен до 1 марта следующего года. Об этом «Ведомостям» сообщил собеседник, близкий к правительству, и подтвердил источник в руководстве одной из операторских компаний.
30 ноября – последний день, когда сведения об абонентах, использующих корпоративные сим-карты, должны быть внесены в Единую систему идентификации и аутентификации. Об этом говорится в поправках в закон «О связи» от 30 декабря 2020 г. (№ 533-ФЗ).
До этого конечные пользователи корпоративных сим-карт были известны только компании, заключившей договор корпоративного обслуживания.
Как ранее сообщал «Коммерсантъ», с 1 декабря могут быть отключены до 9 млн сим-карт не идентифицируемых операторами абонентов.
По словам одного из собеседников «Ведомостей», Минцифры консультируется сейчас по этой теме с операторами. Отвечая на вопрос о вероятности массовой единовременной блокировки корпоративных сим-карт, представитель пресс-службы Минцифры подчеркнул, что решение данного вопроса находится в зоне ответственности операторов связи в соответствии с требованием закона.
«Вместе с операторами сотовой связи мы ведем работу по исполнению норм ФЗ-533.
Операторы совместно с Минцифры разъясняют корпоративным клиентам механизм его реализации и действия, которые крупные абоненты должны предпринять, чтобы оставаться на связи», – сообщил представитель пресс-службы Минцифры «Ведомостям».
По его словам, «совместная работа позволит очистить рынок от серых сим-карт, снизить уровень мошенничества, защитить граждан от спама, а их данные – от кражи».
Представители сотовых операторов также не демонстрируют решимости отключить всех, кто не успел пройти идентификацию, с 1 декабря. «Число активаций корпоративных карт постоянно растет, – сообщила «Ведомостям» пресс-секретарь Tele2 Дарья Колесникова.
– Tele2 сделала процедуру максимально понятной и безболезненной для b2d-абонентов. Мы рассчитываем, что все наши клиенты продолжат пользоваться услугами связи». Представитель «Мегафона» воздержался от комментариев.
А представитель МТС Алексей Меркутов отметил, что оператор намерен выполнять нормы действующего законодательства.
По состоянию на середину дня 30 ноября идентификацию прошли не все абоненты, которым это следует сделать, констатирует собеседник в одном из операторов. Отключение этих сим-карт с 1 декабря фактически означает потерю клиентов, констатирует сотрудник другого оператора: «Поэтому операторы не заинтересованы в единовременных массовых отключениях».
Конец связи. Новый закон заставит операторов отключить анонимные сим-карты
Операторы сотовой связи активизировались. Этой весной они начали пытаться установить или проверить личность своих «анонимных» абонентов — то есть тех, кто не предоставлял свои документы при получении сим-карты. Об этом начали писать СМИ и сами российские абоненты в социальных сетях.
Робкие попытки сотовых операторов выяснить паспортные данные абонентов — это первые свидетельства новых требований закона о связи. Нормы вступят в силу 1 июня 2018 года.
Требования призваны остановить торговлю «серыми» сим-картами и полностью избавиться от анонимных абонентов.
Если внимательно прочитать документ, то станет ясно, что этим летом провайдеры будут обязаны отключить от связи всех, кто не представит им свои паспортные данные. Однако на деле с этим законом не все так просто.
Что не так с законом о связи
Скорее всего, законодатели, пытающиеся упорядочить процесс реализации сим-карт, действуют из лучших побуждений.
Они стремятся исключить возможность анонимного использования сетей связи экстремистами и мошенниками, а также положить конец незаконной предпринимательской деятельности – массовой раздаче сим-карт у оживленных станций метро, вокзалов и торговых центров.
Новый закон призван заставить участников рынка надлежащим образом исполнять обязанности по однозначной идентификации абонентов, что и так предусмотрено существующим законодательством. Но вот применить новый закон на практике окажется сложно.
Во-первых, совершенно непонятно, как в сжатые сроки операторы смогут «отсечь» десятки миллионов анонимных абонентов. Для проведения масштабной поголовной проверки абонентов операторам просто не хватит сил и средств. Вы можете себе представить, что десятки миллионов россиян будут с готовностью «подтверждать» свои паспортные данные незнакомому голосу из центра обработки звонков?
Еще менее реалистичной выглядит картина, когда розничные салоны операторов смогут принять в сжатые сроки миллионы россиян, которые поспешат предъявить там свои паспорта для подтверждения персональных данных. Эти паспорта нужно будет отсканировать и внести паспортные данные в базы данных операторов.
На 250 млн абонентов в нашей стране приходится примерно 15 000 собственных операторских салонов. Методом деления получаем по 15 или 16 000 абонентов на один салон.
Даже если на каждого абонента будет уходить рекордно короткое время в пять минут, потребуется полгода непрерывной работы по верификации всех данных.
Вторая причина будущих затруднений называется СМЭВ. Эта аббревиатура расшифровывается как «Система межведомственного электронного взаимодействия».
По сути, это обширная интернет-база, доступ к которой имеют федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления и разнообразные муниципальные учреждения. СМЭВ успешно работает для различных госструктур с 2010 года.
Новация в том, что новый закон требует предоставить доступ к сугубо государственной системе частным операторам мобильной связи – МТС, Tele2, «Вымпелкому», «Мегафону» и другим игрокам.
До 1 июня осталось всего полтора месяца, а сотовые операторы так и не получили доступ к СМЭВ. Без такого доступа они просто не смогут исполнить новые требования российского законодательства.
Наконец, есть и сугубо бытовые моменты, связанные с перекрестной регистрацией сим-карт членов одной семьи друг на друга.
Представим ситуацию: сотовый телефон моей мамы оформлен на жену, телефон жены — на меня, а мой телефон вообще оформлен на бывшего водителя, с которым я поддерживаю приятельский контакт, но который уже 15 лет не работает водителем и занят собственными предпринимательскими проектами.
А еще есть беспроводные модемы в квартире и на даче – они, если не изменяет память, оформлены на паспорт ребенка, который за 10 лет с момента регистрации модемов повзрослел, завел своего собственного ребенка, уехал в другую страну и вообще больше не имеет российского паспорта.
Необходимость все привести в соответствие с персональными данными, отраженными у операторов связи, приведет в движение несколько десятков миллионов операций по перерегистрации, миллионам отключений и перерывам в связи.
Буква закона требует немедленно заблокировать тех абонентов, персональные данные которых не верифицированы.
Неужели в первый день предстоящего лета мы станем свидетелями повального отключения мобильных телефонов? Оповещены ли о новых нормах рядовые абоненты и действительно ли операторы отключат все подозрительные сим-карты, до сих пор неясно.
Будет ли закон действовать
История последних законодательных инициатив российских властей в отношении рынка сотовой связи показывает, что зачастую законы становятся намного мягче, когда дело доходит до реального применения на практике.
Сколько горячей полемики мы увидели в СМИ, на парламентских площадках и в стенах Министерства связи, когда депутаты Яровая и Озеров предложили хранить информацию обо всех звонках и сообщениях абонентов за последние полгода.
Сотовые операторы оценили затраты на такой надзор за абонентами в 2,2 трлн рублей, что привело бы к росту тарифов для конечных потребителей в два или три раза.
В итоге из-за невозможности реализации требований нового закона исполнительная власть была вынуждена использовать менее радикальный и более реалистичный вариант антитеррористических мер в телекоммуникационных сетях.
Нечто подобное, по всей вероятности, ожидает и закон №245 от 29 июля 2017 года — тот самый, что должен положить конец торговле «серыми» сим-картами. Проект закона уже претерпел существенные изменения до момента утверждения и из него исчезли наиболее одиозные нормы. Например, в проекте предлагалось запретить реализацию сим-карт дешевле чем за 100 рублей.
Тем не менее главный вопрос остается открытым: какова будет новая правоприменительная практика? Ожидает ли новый закон судьба тех норм, которые были введены 1 января 2014 года и однозначно требовали от операторов и их партнеров продавать сим-карты только при условии предъявления удостоверений личности? Нормы вроде бы действуют, но анонимные сим-карты до сих пор реализуются десятками миллионов.
Даже в салоне верификация носит условный характер: «У вас паспорт есть? Нет с собой, но, может быть, вы помните паспортные данные? Не помните? Может, у вас уже есть или была сим-карта? Давайте проверим и оформим новый контракт на те же самые паспортные данные».
За пределами салонов режим верификации еще более мягкий. У распространителей сим-карт на улице вообще можно подключиться к сети совершенно анонимно.
Администрировать старые нормы просто не получается, и регулятор решил возложить ответственность на оператора, угрожая строгостью проверок и размерами штрафов.
Один из руководителей крупного российского мобильного оператора рассказал мне, что готовность компаний следить за документами своих абонентов будет напрямую зависеть от того, начнут ли власти наказывать компании за несоблюдение нового закона.
Зачем россиянам миллиард сим-карт
За последние пять лет в России ежегодно продавались 115 млн сим-карт. При этом число активных абонентов за год увеличивается в среднем всего на два-три миллиона. Иными словами, 112 млн человек каждый год приобретают сим-карты только для того, чтобы вскоре их выбросить.
Впечатляет и другое удивительное соотношение: число абонентов мобильной связи в России составляет чуть более 250 млн и существенно не меняется уже почти десять лет. Продажи сим-карт за этот же период составили почти 1 млрд штук.
Сложившаяся тенденция заметно отличается от цивилизованных рынков.
По оценкам агентства AC&M, отток абонентов (то есть соотношение абонентских контрактов, которые операторы разорвали по причине отсутствия активности абонента, к общему числу абонентов) в России в два раза превышает средний показатель по европейским рынкам: 43% против 21% на Западе.
Если толковать эти цифры буквально, то это означает, что за год в России «утекает» (или перетекает к другим операторам) почти половина абонентской базы. В действительности примерно 80-85% абонентов весьма инертны и годами сохраняют лояльность своему оператору.
Зато 15-20% абонентских контрактов живут менее трех месяцев.
Эта категория представлена теми, кто приезжает в другой город и хочет сэкономить на связи, приобретая местную сим-карту: отпускники, командированные, сезонные рабочие, а также все, кто летит или едет по земле транзитом.
Еще один крупный класс таких абонентов – продавцы, размещающие в интернете объявления и рекламу. Такие люди также привязывают к номерам-однодневкам свои учетные записи в социальных сетях. Многие используют десятки сим-карт одновременно.
Легкости, с которой мы можем получить новый контракт, способствует гипертрофированно раздутая розничная сеть.
Реализация сим-карт идет по крайней мере через 24 000 салонов – в это число включены и монобрендовые салоны операторов, и точки мультибрендовых сетей («Связной», «Евросеть», «Телефон.ру» и др.).
Кроме того, в России распространены и так называемые партнерские сети. На деле за красивой формулировкой скрываются лоточники без какой-либо стационарной точки продаж, торгующие сим-картами любого оператора на выбор. Карты разных операторов с нулевым балансом можно приобрести оптом по 19-20 рублей за штуку.
Они раздаются бесплатно и могут быть активированы в том случае, если получивший «положит» на них от 100 до 200 рублей.
Даже если 75% получивших выкинут карту, а 25% пополнят ее на 200 рублей, распространитель может рассчитывать на законную комиссию от оператора и окупит затраты на приобретение карт и оплату гонорара тем, кто раздает сим-карты на улице.
В масштабе страны (115 млн сим-карт, из которых весьма значительная доля реализуется через партнеров, а не через собственные салоны) такой бизнес может приносить уличным торговцам сотни миллионов рублей.
Очевидно, что в случае более жесткого сценария поправок к закону о связи примерно 25-30% так называемой внесалонной розницы просто исчезнет.
Речь идет не о единовременном сокращении продаж или оттоке абонентов у мобильных операторов, а о более долгосрочной тенденции — мы увидим полноценное вымирание уличной торговли сим–картами.
Что будет с ценами и оборотами
Для операторов мобильной связи последствия реализации новых инициатив регулятора не приведут к существенным потерям в выручке или валовой прибыли. Менее всего пострадают те операторы, которые и раньше не слишком рассчитывали на внесалонную реализацию. По общему мнению инсайдеров, с которыми приходилось говорить, лучше всего в этой области обстоят дела у МТС.
Несмотря на то, что официальных данных на этот счет нет, можно косвенно судить о размерах реализации контрактов-однодневок по показателям оттока каждого из операторов.
На основании тех данных, которые эпизодически просачиваются в прессу или встречаются в презентациях самих операторов, самый низкий показатель оттока у Tele2 и МТС, а самый высокий — у «Вымпелкома» (бренд «Билайн»).
Принимая во внимание, что реализация новых контрактов в квартал составляет примерно 30 млн штук (совокупно для всех операторов) и то обстоятельство, что прекратится главным образом реализация контрактов-однодневок, можно предположить, что совокупная абонентская база российских операторов сократится примерно на 10 млн абонентов.
Какой бы впечатляющей ни казалась эта цифра, в масштабах отрасли это не более 4% клиентской базы. Недополученная выручка от таких «несостоявшихся» абонентов составляет еще более скромную часть общей выручки – около 1% в денежном выражении. В условиях, когда темпы роста в отрасли балансируют около нуля, даже такой маленький шаг назад может оказаться неприятным.
И все же предстоящую реформу нельзя назвать катастрофой.
Что касается тарифов для рядовых абонентов, то вряд ли грядущий запрет на продажу «серых» сим-карт как-то скажется на ценообразовании. Рынок и так переживает довольно турбулентный период – дополнительное удорожание услуг для клиентов может привести к уходу абонентов, а так рисковать никто не захочет.
Возможно, новые нормы станут катализатором позитивных изменений – к примеру, заставят наших мобильных операторов задуматься о радикальном сокращении численности точек продаж. Ведь при расчете на тысячу человек населения в России в два-три раза больше салонов связи, чем в любой другой европейской стране.
Поправки в Закон о связи исключают анонимные сим-карты из оборота — Последние новости России и мира сегодня | Новые Известия
Во время пандемии коронавируса все больше людей стараются пользоваться услугами дистанционно. Благодаря внесенному в Госдуму законопроекту у россиян появится возможность покупать сим-карты, не выходя из дома.
В пояснительной записке к проекту федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «О связи» говорится, что законопроект направлен на упрощение дистанционной покупки сим-карт. Для этого будут использоваться возможности электронной подписи, Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) и Единой биометрической системы.
При этом можно будет также сменить оператора, не выходя из дома, с помощью Госуслуг. Помимо этого, при потере или краже телефона абонент сможет отключить его от услуг связи. Соответственно, злоумышленник не сможет воспользоваться телефоном.
Такая возможность появится благодаря идентификатору мобильного устройства (IMEI), который абонент внесет в учетную запись в ЕСИА.
Анонимность в сфере услуг связи — это серьезная проблема, порождающая кражу данных, распространение дезинформации и проявление насилия в сети.
Поэтому также важно, что законопроект направлен и на борьбу с «серыми» сим-картами (не оформлены на их фактических владельцев), которыми зачастую пользуются злоумышленники, чтобы, например, сообщить о ложном минировании, продать наркотики или распространить деструктивный контент в сети.
Также с помощью «серых» сим-карт могут совершаться различные мошеннические действия. К слову, с начала 2020 года МВД изъяло из продажи более 32 тысяч «серых» сим-карт. Но до сих пор их запросто можно приобрести в переходе у вокзала или метро, а также в других местах массового скопления людей.
Целью анонимных преступников нередко становятся не только деньги, но и личные данные.
По информации экспертно-аналитического центра InfoWatch, за 2019 год число утечек данных россиян выросло свыше чем на 40%. Количество «утекших» данных приблизилось к 170 миллионам. При этом 40% утечек считаются преднамеренными.
После внесения изменений в законопроект все данные о владельцах сим-карт будут проверяться. Если окажется, что сведения об абоненте не соответствуют действительности, сим-карту заблокируют. Соблюдение достоверности данных об абоненте является требованием законодательства и диктуется принятыми в мире нормами, необходимыми для борьбы с террористической деятельностью.
К слову, в других странах мира уже давно происходит деанонимизации пользователей мобильной сети. Применение различных систем верификации абонентов стало международным трендом.
Так, с 2012 года страны Евросоюза постепенно модернизируют правила регистрации сим-карт, ужесточая их.
Например, во Франции, Чехии и Бельгии проверка всех документов и последующая активация сим-карты может затянуться до двух суток.
В Германии телекоммуникационные компании идентифицируют клиентов посредством контрольного видеозвонка, а в Таиланде при покупке сим-карты абоненты должны отсканировать пальцы.
По мнению экспертов, благодаря регистрации сим-карт с помощью электронной подписи или учетной записи на Госуслугах будет сделан еще один шаг к деанонимизации Рунета.
«По идее анонимности в сфере услуг связи быть не должно. Анонимность плоха тем, что ею пользуются террористы и те, кто хочет совершить противозаконное деяние. Например, в Москве возле метро продолжают продавать сим-карты с рук, и никто никаких документов не спрашивает и не заполняет. Это плохо», — отметил в разговоре с «Новыми Известиями» директор РОЦИТ Сергей Гребенников.
По его мнению, продажа «серых» сим-карт существует, потому что есть спрос. Например, люди, которые приезжают в Москву на работу, зачастую не осведомлены, что операторы связи продают сим-карты на время, и это будет дешевле.
«Но тут нельзя винить тех, кто покупает. Скорее, нужно бороться с теми, кто их продает. Это должна делать полиция. Но я неоднократно подходил к сотрудникам полиции возле разных станций метро с вопросом, почему они не обращают внимания на продажу сим-карт. На что полицейские просто оборачивались и уходили», — рассказал директор РОЦИТ.
Также в борьбе с «серыми» сим-картами, по мнению Гребенникова, могут помочь операторы связи, если будут внимательнее относиться к корпоративным тарифам и сим-картам, которые они отгружают для технологий дома и интернет-вещания. Ведь зачастую сотрудники какой-либо компании, получив на руки сим-карты с корпоративным тарифом, продают или отдают ее другому человеку.
«Я надеюсь, что с введением новых мер порядка станет больше. А порядок очень нужен, потому что сегодня мобильные телефоны используются как идентификатор личности.
Даже многие банки перешли на авторизацию по номеру телефона. Но, к сожалению, банки не могут сопоставлять, кто именно владеет данным телефоном.
Поэтому чем прозрачнее будет история с владением мобильных номеров, тем будет лучше», — говорит Гребенников.
https://www.youtube.com/watch?v=BEFH7SliJmc\u0026pp=YAHIAQE%3D
Директор РОЦИТ также полагает, что ЕСИА можно использовать и в соцсетях для авторизации и получения услуг. Он считает, что это тоже окажет пользу в деаномнизации интернета. Можно придумать и некую историю с продажами для малого и среднего бизнеса.
«В интернете продают тортики не от того, что кто-то где-то не хочет регистрироваться, а потому что нет удобного механизма, чтобы продавать тортики через социальные сети.
Если я, условно, поставлю галочку в „Инстаграме“, что я — МСП и прикреплю свой номер телефона, то я могу принимать оплату, в том числе на карту. При этом если я зарегистрирован как самозанятый, то соответственно я уплачиваю налоги.
То есть, развитие мобильных технологий, использование мобильных телефонов влечет увеличение собираемости налогов, как ни странно», — добавил Гребенников.
Замруководителя Лаборатории компьютерной криминалистики Group-IB Анастасия Баринова напомнила, что для идентификации абонентов уже был принят закон, запрещающий продажу анонимных сим-карт. Однако рынок «серых» сим-карт от этого не исчез, наоборот, спрос у злоумышленников только увеличился.
«Популярностью пользуются нелегальные услуги — покупка сим-карты, зарегистрированной на „левого“ человека. Причем этим полукриминальным бизнесом зачастую занимаются нечистые на руку сотрудники сотовых операторов», — рассказала Баринова «Новым Известиям».
По ее словам, технически оператору сотовой связи уже сейчас ничего не мешает узнать IMEI аппарата, который подключается к сети, так как этот параметр передается при регистрации устройства в сети.
Однако необходимо обратить внимание на такие аспекты, как блокировка незарегистрированных смартфонов, а также решение вопроса со старыми телефонами, которые не проходили сертификацию, но люди ими пользуются.
Кроме того, Баринова отметила, что китайские смартфоны могут иметь один IMEI на партию — этому тоже стоит уделить внимание.
Подводя итог: введенные ранее меры, в том числе на запрет продажи сим-карт без заключения договора, полностью не смогли справиться с рынком «серых» сим-карт, которыми пользуются мошенники и злоумышленники, самыми опасными из которых являются террористы.
Поэтому необходимо принятие новых, более жестких мер, связанных, в том числе, и с полной блокировкой сим-карт, которые зарегистрированы на «левого» человека.
А для добросовестных пользователей мобильных услуг с принятием нового законопроекта появятся только преимущества, благодаря которым все необходимые действия с сим-картой можно будет произвести дистанционно.
Идентификация абонентов сотовой связи через учетную запись на Госуслугах позволит снизить количество продаваемых «серых» сим-карт и предотвратить мошенническое преступления с их использованием.
«Регистрация сим-карт с помощью электронной подписи или учетной записи на сайте Госуслуг делает еще один шаг к деанонимизации Рунета, а значит делает жизнь преступников труднее, беднее и опаснее. Для законопослушных граждан — это хорошо», — приводит «Газета.Ru» слова депутата Государственной Думы Антона Горелкина.
«Тайн» у связи станет меньше?
3 сентября Минэкономразвития России разместило на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов проект изменений в ст. 63 Федерального закона «О связи», регулирующую тайну связи, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и почтовой связи (далее – законопроект).
Первый вопрос, возникающий еще до изучения содержания законопроекта, – почему поправки в узкопрофильный федеральный закон, к тому же в столь фундаментальную по смыслу и содержанию норму о тайне связи, разрабатывает Минэкономразвития? Второй (ключевой) вопрос – не нарушают ли планируемые изменения положения ст. 23 Конституции РФ о неприкосновенности права «на тайну переписки, телефонных переговоров ˂…˃ и иных сообщений», ведь ограничение названного права допускается только на основании судебного решения?
На первый взгляд, указанный диссонанс очевиден, но если углубиться в тему, такое положение дел уже не кажется случайным: замена профильного Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, для которого Закон о связи является основным, на не имеющее отношения к связи Минэкономразвития как раз и выглядит попыткой уйти от проведения параллелей между внесением поправок в ст. 63 Закона о связи и покушением на непреложные положения ст. 23 Конституции РФ – ведь если этим занимается непрофильное ведомство, значит, и цели у такого действия чисто утилитарные.
Собственно, в сопроводительных документах к законопроекту практически так и обосновывается необходимость внесения указанных изменений. Например, как сообщается в пояснительной записке, изменения вносятся на основании и во исполнение вехи 01.01.003.
003 федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденного протоколом № 6 президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности 27 декабря 2018 г.
Кроме того, если более тщательно проанализировать содержание законопроекта – с учетом современных тенденций цифровой трансформации, перехода от аналоговой экономики к цифровой, можно сделать неочевидный в первом приближении вывод, что в нем косвенно может идти речь об обороте больших данных, хотя на это прямо и не указано.
А вот вопросы сбора, оборота, в том числе продажи, BigData как нового цифрового актива, который может стать той самой «цифровой нефтью», как раз и находятся в ведении Минэкономразвития. Так, по оценкам компании Frost & Sullivan, в 2021 г. объем мирового рынка аналитики BigData составит 67,2 млрд долларов, увеличившись тем самым с 2016 г.
более чем в 2,5 раза при ежегодных темпах роста порядка 36%.
Но если абстрагироваться от данных проблем, содержание поправок может показаться достаточно любопытным, и их принятие с высокой вероятностью способно стать переломным моментом, разделяющим практику применения Закона о связи на «до» и «после».
Предлагаемые изменения в абз. 1 и 2 п. 1 ст. 36 носят по большому счету корректирующий характер, служа примером законов «новой формации», разработанных, в первую очередь, для людей, а не для бюрократического аппарата.
Думается, что сокращение формулировок, зачастую кочующих из пункта в пункт в рамках одной статьи или даже целого закона, и их замена компактными и ясными аббревиатурами должны войти в привычку законодателей – благодаря этому законы станут не только более читаемыми, но и более понятными гражданам без юридического образования, которые должны разбираться в том, что им следует соблюдать. Так что это новое, крайне важное и несомненно заслуживающее уважения начинание и данную практику следует распространить на весь законотворческий процесс.
С юридической точки зрения хочется обратить внимание на абз. 3, которым планируется дополнить п. 1 ст. 63 Закона о связи.
Так, предлагается не считать нарушением права на тайну связи обработку таких данных, как дата и время оказания услуги связи, продолжительность телефонных переговоров, абонентские номера и уникальные коды идентификации абонентов.
Из указанного перечня особо интересен как раз «уникальный код идентификации абонента», который может быть как внутренним номером абонента в системе, так и привязкой сим-карты к определенному устройству связи и его IMEI.
А это говорит о том, что органы исполнительной власти готовят почву для внедрения в будущем возможности использования телефона и сим-карты как аналога удостоверения личности, при котором обработка таких данных будет попросту необходима.
Также следует особо отметить положение законопроекта о том, что обработка перечисленной информации уполномоченным работником оператора связи не является нарушением тайны связи.
Это означает, что законодательным путем фактически будет легализован сбор операторами связи дополнительной информации об абонентах – в частности, информации об их телефонах и IMEI, которая в дальнейшем уже на вполне легальных основаниях может быть использована в том числе в рекламных целях, позволяя рекламодателям в лице операторов связи давать таргетированную рекламу полностью известному и понятному для него потребителю.
В настоящее время такого рода скрытая реклама находится в «серой» зоне. В качестве примера рассмотрим два варианта интеграции человека и рекламы, уже присутствующих на рынке, но если первый из них позволяет идентифицировать клиента, то второй представляет собой именно «партизанский» подход, который как раз и станет легализованным.
Итак, первый способ – реклама по телефону (многим постоянно поступают рекламные обращения в виде как сообщений, так и телефонных звонков). Принятие рассматриваемой поправки полностью легализует такой «поиск» клиентов и звонящим, например, не нужно будет придумывать, каким образом к ним попал номер телефона, – они смело смогут ссылаться на оператора связи.
Второй способ интеграции – это как раз реклама с использованием IMEI телефона, достигшая невероятной эффективности.
Так, когда владелец телефона проходит мимо рекламного экрана в торговом или бизнес-центре, специализированное оборудование оперативно выявляет телефон и выясняет его IMEI (это возможно, если на телефоне включены wi-fi или Bluetooth), после чего не без помощи операторов связи (которые идентифицируют IMEI телефона, сим-карту абонента, выдаваемую при предъявлении паспорта) рекламодатели за доли секунды предлагают таргетированную рекламу, основанную на интересах абонента, его поисковых запросах и любой другой имеющейся об абоненте информации. Данный способ взаимодействия также будет легализован после принятия рассматриваемых поправок в Закон о связи.
О правилах хранения информации по «Закону Яровой»В настоящий момент операторы связи не имеют возможности исполнять установленные требования
Еще один вариант возможного использования предлагаемых изменений – совершенствование нормативно-правовой базы в целях исполнения операторами связи так называемого «пакета Яровой», до сих пор реализуемого с большими сложностями. Снятие одного из правовых барьеров для его применения определенно лишним не будет.
Подводя итог, можно отметить, что законопроект отвечает духу времени и задачам цифровой трансформации экономики и при этом легализует ряд практик в бизнесе, которые еще до принятия планируемых поправок уже вовсю внедряются на разных уровнях. Именно для развития экономики, а также для формирования задела на будущее рассматриваемые нововведения выглядят актуальными и обоснованными.
Мобильный интернет в России перестанет быть анонимным
В России больше не удастся купить безымянные SIM-карты: все абоненты будут в обязательном порядке идентифицированы.
За каждого анонимного пользователя операторы связи будут платить штраф, а за раздачу «симок» возле метро будут штрафовать продавцов.
МедиаКоммуникационный союз (МКС, объединяет крупных операторов связи и медиахолдинги) и Роскомнадзор подготовили соответствующие поправки в законы «Об информации», «О связи» и Кодекс об административных правонарушениях.
В пояснительной записке к законопроекту (есть у «Известий») сказано, что Роскомнадзор совместно с полицией выявил «многочисленные факты распространения SIM-карт с нарушением закона, а также оказания услуг связи по подтвержденным данным об абонентах». Уже сегодня услуги связи можно оказывать только по договору оператора с абонентом.
Но договор может заключить ИП или юрлицо. Корпоративный абонент получает SIM-карты (в законе их называют «идентификационные модули»), уже подключенные к сети оператора. При этом оператор знает, на кого оформлена «симка», но данных конкретного пользователя не имеет.
Именно такие SIM-карты чаще всего и продают в подземных переходах или возле метро.
«Анализ незаконного распространения SIM-карт показал, что более 70% контрактов оформляются на юридических лиц, в результате услуги связи оказываются фактически не идентифицированным пользователям», — говорится в пояснительной записке.
Законопроект обязывает всех владельцев SIM-карт проходить идентификацию.
Для этого предлагаются разные способы — через сайт госуслуг, с помощью квалифицированной электронной подписи, через личный кабинет на сайте оператора связи.
За оказание услуг связи анонимным пользователям операторов будут штрафовать: должностных лиц — от 10 тыс. до 50 тыс. рублей; юрлиц — от 200 тыс. до 300 тыс. рублей.
Корпоративных абонентов — индивидуальных предпринимателей и юрлиц — будут штрафовать за несвоевременное предоставление оператору данных о пользователях SIM-карт: ИП — от 40 тыс. до 50 тыс. рублей; юрлиц — от 50 тыс. до 70 тыс. рублей.
Также вводится ответственность для продавцов SIM-карт, не имеющих полномочий от оператора связи на их продажу. Для граждан — от 2000 до 5000 рублей; для должностных лиц — от 10 тыс. до 50 тыс.; для юрлиц — от 100 тыс. до 200 тыс. рублей. Во всех трех случаях — «с конфискацией идентификационных модулей или без таковой».
Официальный представитель МТС Дмитрий Солодовников заявил, что его компания поддерживает ужесточение правил продажи и контроля.
— Количество правонарушений с использованием мобильных телефонов заоблачно, — отметил создатель мессенджера OMMG Сергей Кравцов. — Например, мошенники под разными предлогами просят перевести им деньги. Операторы связи сами не могут навести порядок, приходится вмешаться государству.
Также законопроект должен ввести в законодательное поле мессенджеры.
Их в законопроекте определили как «информационно–коммуникационные сервисы обмена мгновенными сообщениями», соцсети — как «информационно-телекоммуникационные сервисы социальных коммуникаций».
Законопроект обязывает владельцев мессенджеров зарегистрироваться в Роскомнадзоре в течение пяти дней после отправки соответствующего уведомления надзорным ведомством.
Согласно пояснительной записке владельцам мессенджеров придется выполнять требования по идентификации пользователей через операторов связи; по недопущению массовых рассылок, а также информации, распространяемой с нарушением законодательства; по обеспечению конфиденциальности сообщений; по рассылкам по инициативе федеральных органов исполнительной власти.
Если мессенджер не выполняет требование Роскомнадзора по регистрации в России или идентификации пользователей, по решению суда он может быть заблокирован. За неисполнение требований законодательства на владельца мессенджера может быть наложен штраф: для физлиц — от 3000 до 5000 рублей; для должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей; на юридических лиц — от 800 тыс. до 1 млн.
Председатель правления Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин уверен, что будущие ограничения не создадут проблем технически продвинутым пользователям.
— Это ограничит число участников рынка, но те, кто читает Telegram-каналы, и тем более те, кто их ведет, — люди технически продвинутые. Для них получение иностранной «симки» проблемы не составит, — сказал «Известиям» эксперт. — Ситуация — как и с блокировкой сайтов: пути обхода существуют, просто многие этого не знают.
https://www.youtube.com/watch?v=pCoQV2nSUqM\u0026pp=YAHIAQE%3D
По мнению Константина Костина, ограничения никак не связаны с политическим циклом — предстоящими выборами 2018 года. В случае их введения на смену анонимным каналам в мессенджерах придет что-то другое. Эксперт подчеркнул, что информацию, востребованную у части аудитории, трудно найти в традиционных СМИ, это и создает интерес к новым источникам, в том числе анонимным.
Вице-президент Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) Евгений Минченко в беседе с «Известиями» обратил внимание на то, что анонимные каналы распространения информации создают «турбулентность» в информационной среде.
— Судя по последним сюжетам с назначениями в регионах, анонимные мессенджеры, с одной стороны, выступают в роли базового канала негативной информации, а с другой стороны — как инструмент консолидации протестных групп, — сказал эксперт.
— Это относится и к коммерческой борьбе. Например, такие методики применялись против Альфа-банка. 15 марта банки «АК-Барс» и «Спурт» даже обратились в правоохранительные органы в связи с распространением негативной информации в мессенджерах.
Проблема есть, она не надуманная.
Евгений Минченко уверен, что ограничения создадут проблемы в информационном поле только недобросовестным пользователям. Но обойти запреты при желании всегда можно. Например, владельцы анонимных каналов всегда могут оформить SIM-карту на третье лицо и в случае необходимости время от времени перерегистрировать ее.
Изменение закона «О связи» – все, что нужно знать операторам и их клиентам — Платформа для бизнеса на vc.ru
С 1 января 2022 года в Федеральный закон «О связи» были внесены поправки. Что именно изменилось и как это повлияет на работу операторов и их клиентов?
{«id»:479054,»gtm»:null}
Изменения были внесены в 9 пункт статьи «Обязанности операторов связи». Обновленная версия этого пункта звучит следующим образом:
«Оператор связи, с сети связи которого инициируется телефонный вызов, обязан передавать в сеть связи другого оператора связи, участвующего в установлении телефонного соединения, в неизменном виде абонентский номер, выделенный на основании договора об оказании услуг связи абоненту, инициировавшему телефонный вызов».
Источник: http://www. kremlin. ru/acts/bank/19708/page/11
Таким образом, если оператор связи инициирует вызов в сеть общего пользования, то в качестве номера звонящего абонента теперь он может показывать только номер, принадлежащий ему на основании договора.
Что значит сеть общего пользования? Все существующие сети связи разделяются на сети общего пользования и частные. Первые предназначены для всех пользователей услуг связи на территории РФ, к частной сети имеют доступ лишь те, кому эти услуги были предоставлены.
Относительно прохождения звонков клиентам операторов связи можно успокоиться: обновления касаются лишь передаваемого оператором номера звонящего абонента, то есть исходящего номера телефона, и никак не затрагивают сам факт прохождения звонков. Прямые входящие звонки продолжат осуществляться без проблем.
Дмитрий Кудинов, CoMagic (founder), UIS/CallGear/Smartis (partner)
Безусловно, обновление закона «О связи» очень важно – следствием его применения должно стать снижение количества преступлений, совершаемых с помощью телефонной связи. Ведь чаще всего мошенничества совершаются именно с «подложного» номера телефона: звонок делают с одного номера, но абонент видит при этом другой, искусственно подставленный.
С другой стороны, соблюдение новых правил заставило нас, как оператора связи, внести некоторые изменения в своей работе и в логике переадресации звонков некоторых наших клиентов.
Тем не менее, неразрешимых задач и кейсов мы пока не встречали.
Все можно перенастроить так, чтобы сохранить привычные сценарии поступления и обработки звонков, а также логику работы различных сервисов и платформ, и при этом не нарушать закон.
Дмитрий Кудинов, CoMagic (founder), UIS/CallGear/Smartis (partner)
Ответ на этот вопрос зависит от логики поступающих в вашу компанию звонков.
Так, если звонки в вашу компанию поступают напрямую, дополнительно никуда не передаваясь с изменением номера телефона абонента, обновления закона никак вас не затронут. Вам не нужно ничего дорабатывать.
Иногда в бизнес-процессы вшита логика изменения номера телефона на исходящем звонке или при переадресации, например, при переадресации звонков с трансфером, получения звонков через какие-то лидогенераторы, сервисы обратного звонка и т. д. В этом случае, скорее всего, вам нужно будет внести некоторые изменения в сценарии получения звонков. Рассмотрим подробнее несколько таких кейсов.
Виджет обратного звонка, установленный на сайте, дает возможность пользователю ввести свой номер, нажать на кнопку и затем получить обратный звонок от менеджера компании.
С точки зрения оператора связи, который инициирует обратный звонок, происходит не один, а два звонка. Один делается абоненту, который ввел свой номер в виджет на сайте, второй – оператору, который принимает звонки с этого виджета.
Таким образом устанавливается связь между двумя абонентами. Такая логика осуществления обратного звонка характерна для многих подобных сервисов: различные лидогенераторы, автоперезвон, виджеты SmartCallBack (Smartis. Виджеты) и т. д.
Почему обновление закона затронуло логику этих сервисов?
Дело в том, что оператор, который обрабатывает такие обращения с сайта, как правило, хочет при входящем звонке видеть реальный номер звонящего абонента, а не какой-то другой номер, принадлежащий оператору. Что, с точки зрения соблюдения нового закона, теперь не всегда можно сделать.
Если вы используете какой-либо сервис обратного звонка, в первую очередь проанализируйте, как сейчас строится переадресация при звонке с этой формы. Если идет переадресация не на внутренний номер вашего оператора связи, а на какой-то внешний, – мобильный телефон менеджера или стационарный, который принадлежит другому оператору, – нужно внести изменения в работу.
Решением может быть переход на отдельную SIP-линию. Тогда при звонке оператор будет оставаться в контуре одного оператора и не будет выходить в сеть общего пользования.
Ограничение по передаче номера телефона абонента при совершении переадресации на самом деле легко обойти. Но не с точки зрения нарушения закона, а напротив – следуя закону.
Чтобы соблюсти новое правило, нужно всего лишь, чтобы оба абонента находились в одной сети оператора связи. Для этого нужно, чтобы они оба принимали звонки по протоколу SIP.
Тогда нам, как оператору связи, не нужно будет инициировать вызов в общую сеть.
Переход компании на SIP-переадресацию является типовым решением для сохранения логики переадресации и подстановки нужного номера телефона абонента.
Таким образом, при осуществлении звонка и звонящий абонент, и абонент, которому нужно перевести звонок, остаются в сети одного оператора связи (звонок не выходит в сеть общего пользования), и оператор может транслировать конечному абоненту в качестве входящего номер телефона звонящего абонента.
Дмитрий Кудинов, CoMagic (founder), UIS/CallGear/Smartis (partner)
Если вы используете переадресацию с трансфером в работе с клиентами, вам также могут потребоваться изменения. Но не всегда: изменения не нужны, если вы полностью работаете в контуре какого-то одного оператора. Если у вас есть своя АТС, и вы работаете только с ней, также все нормально, так как звонок остается внутри оператора связи и при трансфере никуда из этой сети не уходит.
Изменения потребуются в случае, если у вас установлен трансфер на городские или мобильные номера сотрудников. Тогда оператор связи при трансфере в соответствии с новым законом уже не может передать номер телефона абонента.
Как сохранить привычную логику передачи номера телефона? Вы можете полностью перейти в контур оператора, с которым работаете, чтобы использовать трансфер только внутри вашей сети – переадресацию на SIP-линию.
Лидогенераторы в данном контексте это компании или специальные сервисы, которые генерируют трафик и затем направляют звонки своим клиентам. Помимо таких компаний, звонки в компанию могут генерировать такие площадки как Avito, Cian и другие классифайды. При этом каждый подрядчик, каждая площадка сама принимает решение относительно алгоритма звонков, который она использует в своей работе.
Типовой сценарий работы такой площадки: клиент заходит на ресурс, например, Avito. ru, видит номер телефона, который принадлежит площадке, при звонке происходит переадресация на номер менеджера.
В этом сценарии все нормально – Avito. ru видит номер звонящего и при переадресации неизменно передает его в сеть оператора менеджера.
Номер абонента передается без проблем, так как клиент сам инициирует вызов.
Но если лидогенератор или классифайд генерирует исходящие звонки, например, также с помощью каких-то форм обратного звонка, здесь снова возникает сценарий, который нуждается в дополнительной обработке.
Ведь мы вновь имеем дело с двумя исходящими звонками: один в сторону клиента, который ввел свой номер, другой в сторону компании, разместившей объявление с формой обратного звонка.
И здесь, как и в предыдущих кейсах, также могут понадобиться изменения.
Каждый сервис использует свои алгоритмы переадресации. Вам нужно понять, как теперь изменится их работа и, если необходимо, совместно внести необходимые правки. Просто обратитесь к представителям самой площадки и обсудите возможные решения как можно скорее.
Изменения в законе «О связи» вступили в силу с 1 января 2022 года, а с мая началась правоприменительная практика по данному закону. Новые поправки в закон обязывают оператора связи, инициировавшего звонок, передавать другому оператору, которому поступает звонок, телефонный номер абонента без изменений.
Прямые входящие звонки продолжат проходить с номером абонента. Изменения коснулись лишь случаев, когда звонок выходил за контур одного оператора связи, а номер телефона абонента изменялся в процессе передачи. Теперь в такие сценарии необходимо внести изменения – перейти на SIP-линию или внедрить другие возможные решения.