Какие перемены повлечет повышение НДС с 18 % до 20 %
Повышение ставки НДС – наиболее актуальная из финансовых новостей тема. Те, кто знаком с этим налогом, знают, что последствия его увеличения затронут не только сферу бизнеса, но и обычного гражданина. С чем это связано, и как подготовиться к повышению ставки организациям и индивидуальным предпринимателям на основной системе налогообложения на практике, рассмотрим в этой статье.
НДС регламентирован главой 21 Налогового кодекса РФ. Это косвенный налог, то есть он включен в стоимость товара и его оплата в итоге возлагается на конечного покупателя.
В магазине, покупая продукты, обычный покупатель платит НДС, включенный в стоимость продуктов (за исключением случаев, когда предприниматель находится на спец. режиме налогообложения). Хотя это исключение только формальное, т.к.
затраты предпринимателя включают вложенный в стоимость НДС.
Суть НДС проглядывается в самом его названии: накрутка на товар (услугу) облагается налогом на добавленную стоимость. Моментом определения базы по НДС является наиболее ранняя из двух дат: оплаты товара, или его отгрузки. Для этого рассчитываются:
- налогооблагаемая база (сумма добавленной стоимости),
- начисляется НДС,
- определяется сумма оплаченного НДС при покупке товаров (услуг) у поставщиков,
- рассчитывается разница между оплаченным НДС и начисленного НДС.
- Подтверждаются суммы НДС входящими и исходящими счет-фактурами, которые записаны в книгу покупок и книгу продаж.
Пример: ИП Иванов закупил в 3 квартале 2018г. жвачек на перепродажу у ООО «Жвачка». Сумма закупки составила 118 000 руб. (в т.ч. НДС 18% — 18 000 руб.).
Для получения прибыли Иванову необходимо учесть все затраты, добавить стоимость на купленную жвачку и учесть налог на эту добавленную стоимость.
НДС при покупке товара отобразится в книге покупок, а полученный НДС при реализации жвачек – в книге продаж.
До 31.12.2018г. ставки НДС следующие:
- 0% применяется организациями, связанными с экспортом, добычей, реализацией драг металлов и космической деятельностью.
- 10% распространяется на социально-значимые продовольственные товары, ряд медицинских и детских товаров, периодические печатные издания (полный перечень утвержден в Постановлении Правительства РФ №908 от 31 декабря 2004 года.)
- 18% применяется организациями и ИП, которые реализуют товары и услуги, не входящие в перечень налоговых исключений.
Сдается налоговая декларация раз в квартал, до 25 числа месяца, следующего за отчетным. Декларацию можно сдать по каналам связи (электронно), либо в бумажном виде. К ней прилагается книга покупок и книга продаж на основе входящих и исходящих счетов-фактур. Именно поэтому обязательно наличие этих документов и правильность их заполнения (наименование, ИНН, КПП, адрес организации и т.д.).
В случае непредставлении декларации в течение 10 дней по истечении установленного срока, могут быть приостановлены операции по счетам.
Перечислить в бюджет НДС можно либо разово всей суммой, либо разделить ее на равные части и оплачивать до 25 числа ежемесячно в квартале, следующим за отчетным.
Освобождены от оплаты НДС организации и предприниматели, применяющие иные режимы налогообложения, участники проекта «Сколково», а также если сумма за предшествующие 3 месяца не превысила в совокупности 2 млн. рублей. (в этом случае предприниматель может подать уведомление и получить освобождение от уплаты НДС на год).
В любом случае, если организация, или ИП освобожден от уплаты НДС, но выставила счет-фактуру с выделенной суммой НДС – он будет обязан его оплатить.
История изменения ставок:
С 1 января 2019г. ставка НДС с 18% вырастет на 20%. Но это не первое ее изменение.
Впервые налог на добавленную стоимость был введен в России 1 января 1992 года. Его ставка составляла 28%. В 1993 году ставку снизили до 20%, а льготную ставку -до 10%.
В 2004 году основная ставка НДС была снижена до 18%. Буквально в этом же году возникло предложение понизить ставку еще на 5% с 2006 года, но эту идею так и не поддержали, ссылаясь на немалые потери в бюджете.
С 2008 года вносились предложения понижения ставки НДС с возможными вариантами от 15% до 10%, а также ввести вместо НДС налога с продаж. Предложения так не были реализованы, а в 2017 году министр финансов А. Силуанов предложил повысить НДС до 22%, но при этом снизить страховые взносы до 22%.
Занятно, что Алексей Кудрин при обсуждении возможности повышения НДС в 2018 году, высказался против любого повышения налогов на протяжении шести лет, акцентируя внимание на другие альтернативные экономические рычаги.
Указанные данные отображены в инфографике:
Также, скачать инфографику вы можете и в других форматах:
«Инфографика — История изменения ставки НДС в России» Скачивайте файл в формате PDF. Можете использовать как угодно. Требование лишь одно — при использовании оставить ссылку на главную страницу нашего сайте — https://bankstoday.net |
«Инфографика — История изменения ставки НДС в России» Скачивайте файл в виде картинке. Можете использовать как угодно. Требование лишь одно — при использовании оставить ссылку на главную страницу нашего сайте — https://bankstoday.net |
Организации и ИП: плюсы и минусы работы с НДС
|
|
В плане снятия наличных средств с расчетного счета: с ужесточением правил закона 115 ФЗ (Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма») снимать наличность становится проблематичным не только организациям и ИП на ОСНО, но и на иных режимах налогообложения.
Повышение НДС – последствия
Жалобы и страхи предстоящего повышения цен вполне оправданы. Да, это неизбежно, ведь издержки повысятся не только пропорционально этим 2% налога, но и на сопутствующие бизнесу услуги. Что по цепочке будет вести за собой рост цен повсеместно.
Даже если рассматривать социально-значимые товары с неизменной ставкой, то рост цен на них все равно неизбежен, ведь повысится цена транспортных услуг, аренды и т.д.
Например, возьмем любую производственную организацию, которая производит продукт, реализуя его в дальнейшем оптовым поставщикам. Оптовые поставщики, в свою очередь реализуют этот товар другим поставщикам, в том числе и частным предпринимателям.
Организации, оказывающие для этого сопутствующие услуги (бухгалтерские, транспортные, логистика и т.д.) часто являются плательщиками НДС. Рост цен на эти категории произведут неизбежный рост цен и у малых предпринимателей (т.к. они тоже в свою очередь являются потребителями с увеличенными статьями затрат), коммунальных услуг и прочие.
В итоге, повышение ставки НДС на 2% ведет к повышению инфляции в целом.
Касательно ИП и организаций нужно ожидать дополнительной работы с отправкой корректировочных счет-фактур, связанных с изменением ставки, а также пересчетом сумм НДС и их доплатой в бюджет.
Как организациям и ИП подготовиться к повышению ставки
- Пересмотрите договоры с контрагентами. Рекомендуется указывать стоимость товаров (услуг) по договору без учета НДС, а сам налог прописывать отдельно. В этом случае зависимость от изменения ставки становится меньше. НДС пусть фиксируется поверх цены (укажите ее ставку и сумму налога).
- До 01.01.2019 всем поставщикам выгодно успеть провести отгрузку товара до введения новой ставки НДС. Цена по договору останется прежней, а сумма НДС увеличится, ведь на дату отгрузки поставщик выделит аванс расчетным методом по ставке 20%.
- Если отгрузка состоится в 2019году по договору, а оплата произведена в 2018году, то необходимо заранее решить, как будет покрыта разница НДС. Оформите дополнительное соглашение к договору с контрагентом.
- ИП и розничным организациям необходимо заблаговременно обновить программное обеспечение онлайн касс. С 2019г. в чеке необходимо указывать новую ставку НДС.
- ИП и организациям на УСН: пересмотрите договоры с НДСными поставщиками. Если сумма договора уже включает НДС, то в новом году по этому договору затраты не увеличатся. Если сумма НДС не включена, то сумма договора увеличится на 2%. Заранее решите, как можно минимизировать эти затраты.
Пример: в 2018 году был заключен договор организации с покупателем на сумму 118 000 (в том числе НДС 18 000,00 руб.) Покупатель заплатил в 2108 году 118 тыс. руб. Товар был отгружен в 2019г. Сумма НДС будет оплачена в бюджет поставщиком в 2019 году по новой ставке 20% в размере 19 667,00 руб. Получается, что вместо планируемых 100 тыс. руб., поставщик получит выручки в размере 98 333,00 рубля.
При заключении договора без учета НДС эту разницу переплаты налога поставщику удалось бы избежать: если изменилась ставка, сумму налога пересчитываем от фиксированной цены. Сумму разницы НДС покупатель покроет в 2019 году и примет ее к вычету.
Если же договор составлен с указанием суммы (НДС в том числе), образуется разница суммы НДС. При разнице начисленных сумм НДС у покупателя появляется право на возмещение не 18 000,00 руб., а 19 667,00 руб. Грубо говоря, в рассмотренном примере покупатель получает дополнительно 1 667,00 руб. и не обязан ее оплачивать поставщику.
https://www.youtube.com/watch?v=4LH70cdXex0\u0026pp=YAHIAQE%3D
Налог на добавленную стоимость – один из самых значимых налогов, влияющих на пополнение бюджета. Согласно информации Федеральной налоговой службы, в 2017 году поступление НДС в бюджет составило 69,7 млрд. руб., что на 19,2% (+11,2 млрд. руб.
) больше 2016 года. Рост поступления налога, в целом, обусловлен увеличением выручки от реализации товаров (работ, услуг), в том числе в связи с ростом цен на внутреннем рынке, а также заключением новых договоров.
Параллельно увеличился рост инфляции с 9,2% до 10,6%
НДС также называют хитрым налогом, ведь, как сказано выше, он ложится на плечи конечного потребителя. Это еще один из примеров, доказывающих, что любому человеку недостаточно просто зарабатывать и экономить деньги, но и понимать, как то, или иное экономическое изменение влияет на его личные финансы.
«Инфографика Как бухгалтеру подготовиться к росту НДС» Скачивайте файл в формате PDF. Можете использовать как угодно. Требование лишь одно — при использовании оставить ссылку на главную страницу нашего сайте — https://bankstoday.net |
«Инфографика Как бухгалтеру подготовиться к росту НДС» Скачивайте файл в виде картинке. Можете использовать как угодно. Требование лишь одно — при использовании оставить ссылку на главную страницу нашего сайте — https://bankstoday.net |
Ндс 20% — что это значит для бизнеса и потребителя?
14 июня Дмитрий Медведев объявил о повышении НДС до 20%. Буквально через пару недель вышел соответствующий закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».
С 1 января 2019 года он вступил в силу. С момента объявления и по сей день идут споры о причинах, адекватности и последствиях принятого решения. Давайте разберемся, в чем дело.
Зачем налог повысили и как это отразится на бизнесе и простых гражданах.
НДС — что это такое и как работает в России
НДС — аббревиатура, под которой скрывается налог на добавленную стоимость. Если сказать коротко, то он вычитается с разницы между себестоимостью товара (услуги) и его финальной ценой. Безусловно, НДС придуман для бизнеса. Но по факту, из-за сложной системы начисления, выплачивает его конечный потребитель продукта, т.к. все налоговые вычеты включены в окончательную стоимость.
НДС разработали довольно давно, а вот в России ввели только в 1992 году. В то время НДС составлял 28%, после чего снижался сначала до 20, затем до 18%, ну и в начале 2019 года вновь вырос до 20%. Ставка 18% действовала в течение 14 лет, с 2004 года.
НДС считается хоть и косвенным, но одним из самых главных налогов России, формирующих федеральный бюджет. Больше поступлений в казну обеспечивают только доходы нефтегазовой отрасли. За счет широкого распространения НДС собирается очень хорошо.
А за счет все той же сложной многоступенчатой системы обложения уклониться от его уплаты практически невозможно. Это, кстати, стало весомым аргументом в пользу повышения именно налога на добавленную стоимость вместо принятия каких-либо иных мер. Например, сокращения государственных программ.
Трудно спорить с тем, что закрытие программы материнского капитала или льготной ипотеки вызвало бы недовольство общества. После повышения НДС особой радости народа правительство тоже не ждало, однако, таким решением и его обоснованием било точно в цель.
Потому как собранные деньги — а их ведь будет больше после повышения ставки — в идеале потратятся на социальные нужды.
НДС — это не одна цифра. В нем заложено определенная дифференциация. Прежние 18% (теперь 20%) — это базовая ставка. Есть так же ставка 10% — для части продовольственных товаров, которые формируют основу потребительской корзины, товаров для детей, книг, медицинских препаратов.
И 0% — ставка, действующая на экспортируемые товары, международные перевозки. Существует группа товаров и услуг, которые не облагаются налогом и вовсе — диагностика и лечение заболеваний, обучение детей в школе, содержание в детских садах. Так вот согласно новому закону, повышение коснулось только базовой ставки.
Нулевая и 10%-ная останутся без изменений.
Повышение налога — прогнозы и перспективы
Когда о повышении узнали, прогнозы были самыми неблагоприятными.
- Повышение цен
- Рост инфляции
- Ужесточение мер Центробанка
- Снижение прибыли малых и средних компаний
- Падение спроса на большой перечень товаров и услуг
- Общее ухудшение благосостояния граждан
Спустя полгода, когда оценить действия кабмина уже можно на трезвую голову, прогнозы звучат менее угрожающе.
Что касается роста цен, то повышение НДС напрямую на это не влияет. Цена формируется из нескольких факторов, и новый налог, по словам аналитиков рынка, внесет изменения лишь в 1%.
14 лет подряд НДС не повышался, а вот цены из года в год (скажем честно, из месяца в месяц) росли как на дрожжах. Опосредованное влияние новой ставки скажется на цене товаров, скорее, из-за увеличения стоимости междугородных перевозок и доставки.
А вот прямо негативно повлияет подорожание бензина и автострахования.
К тому же, снижение в последние годы покупательской способности граждан не позволит магазинам и поставщикам услуг взвинчивать цены. Для них это чревато падением спроса.
На общее благосостояния граждан НДС тоже не оказывает влияния как такового. Связано это как раз с тем, что налоговые ставки в 10% и 0% не тронули.
А под них попадают основные группы товаров и услуг, которыми россияне пользуются и которые приобретают практически ежедневно.
Основа потребительской корзины, детские товары, в том числе подгузники, медицинские и образовательные услуги держаться будут на прежнем уровне.
Теперь про бизнес. Любое решение, принятое государством, имеет краткосрочную и долгосрочную перспективу. И тут интересы человека и государства, увы, не совпадают.
Предприниматель, хоть и строит планы, обозначает цели и задачи на несколько лет вперед, все же зависит от дня сегодняшнего — от спроса на свой товар или услугу сейчас, от прибыли в этом месяце.
По словам профессора финансов Российской экономической школы Олега Шибанова (интервью «Медузе»), деловая активность после повышения налога снизится. Компании сократят объемы производства, люди — расходы.
Долгосрочные перспективы, спустя 5 лет, будут зависеть от того, насколько грамотно государство распорядится налоговыми поступлениями. Как будет чувствовать себя социальная сфера, здравоохранение, улучшится ли дорожная ситуация и т.д.
Получается, что ответить на вопрос о повышении НДС — хорошо это или плохо — однозначно нельзя. Не шоковая терапия и слава богу. Остается приспосабливаться.
Зачем повысили?
Повышение НДС — это одна из мер, необходимая для полноценного выполнения майского указа президента.
Напомним, что указ определил цели развития России до 2024 года по всем фронтам, по всем сферам — медицина, «социалка», экология, дороги, наука, экспорт, международное сотрудничество, демография, доступное жилье, городская среда. Стоимость реализации поставленных целей оценили в 8 млрд. рублей. И их нужно откуда-то брать.
Сейчас ситуация такова, что из-за низкой цены на нефть доходы нефтегазовой отрасли (большая их часть) уходят в резервные фонды для формирования кризисной подушки безопасности.
Государство делает накопления, поэтому финансирование проектов только за счет нефтяных денег невозможно. Оставшейся части не хватает. Нужны еще источники финансирования.
Ими как раз стали повышенная ставка НДС и увеличенный пенсионный возраст.
Новая базовая ставка НДС 20%, по оценкам разных экономистов, принесет в бюджет от 400 до 620 млрд. рублей в год. Не трудно подсчитать, что и этого окажется мало. Сумму в 8 млрд. поступления от налогов полностью не закроют. Поэтому ждем новых решений. Надеемся, хоть до налога на воздух не дойдет.
Почему из-за повышения НДС розничные цены могут вырасти на 10-12 %
Попросили эксперта на цифрах расписать прогнозы налоговой реформы.
Повышение НДС до 20% влечет увеличение затрат компаний. После принятия законопроекта, НДС на социально значимые товары меняться не будет (это 10%), плюс часть категорий также как и сейчас не будет облагаться этим налогом вовсе (например, перевозка пассажиров, лечение и др.). Для остальных повышение составит всего 2% — с 18 до 20.
Однако крайне малое количество фирм занимается полным циклом производства и продажи собственного товара. Кто-то покупает оборудование для производства, кто-то запасные части, мелкооптовые и розничные компании приобретают крупные партии товаров и потом продают их. Т.е. практически каждая компания связана с необходимостью пользоваться услугами сторонних фирм.
Например, для того, чтобы организовать логистику и самостоятельно заниматься доставкой товара, обычной компании нужно покупать топливо, тратиться на использование и ремонт транспорта, закупать упаковочные (и другие расходные) материалы и т.д. И на каждый вид покупаемой продукции (если она не относится к льготной) компания будет платить за повышенный на 2% НДС. В итоге для клиентов этой компании стоимость услуг будет увеличена далеко не на 2%.
Компаниям, скорее всего, придется выбирать – поднимать цены более чем на 2%, чтобы сохранить прибыль, или не повышать стоимость услуг, чтобы сохранить покупателей. Скорее всего, будет выбран некий компромисс, который все равно приведет к снижению прибыли продавца, т.к.
затраты с учетом повышения НДС возрастут, а поднимать отпускные цены до того уровня, чтобы полностью перекрыть новые траты, смысла нет. Иначе для конечного потребителя цена товара возрастет многократно.
А если покупатели откажутся пользоваться товарами или услугами из-за его стоимости, то в итоге фирмы прогорят.
Налог на добавленную стоимость платит покупатель (в большинстве случаев). Приобретая товар или услугу, он оплачивает непосредственную цену, назначенную продавцом, плюс НДС – сейчас 18% от цены. Цена товара или услуги включает в себя, в т.ч.
, себестоимость материалов (из которых производится товар), стоимость самих работ (например, затраты на электричество, топливо, обслуживание оборудования и т.д.), оплату работнику, сделавшему товар или оказавшему услугу.
А зарплата работнику входит в ФОТ.
На ФОТ налог на добавленную стоимость не распространяется, однако это те расходы, которые не возмещаются компаниям.
НДС считается от общей стоимости товара, куда должны входить затраты работодателя на зарплату (иначе компания быстро прогорит).
Поэтому косвенно НДС все-таки влияет на ФОТ – чем выше зарплаты работников, сделавших товар или оказавших услугу, тем больше конечная стоимость и, соответственно, сумма НДС.
Видимо, компаниям придется сократить какие-то расходы, чтобы повышение закупочной стоимости на необходимые для работы товары не сказалось на конечной цене продукта и не отпугнуло покупателей. ФОТ может стать одним из пунктов, на котором работодатели захотят сэкономить.
Например, не повышать заработную плату на фоне общего роста цен. Однако может случиться и рост зарплат, в связи с тем, что поднимется стоимость товаров.
В конечном итоге все будет зависеть от владельцев компаний – если они решат сохранить своих специалистов, которые приносят им доход, то зарплаты будут расти, а если захотят сэкономить – то не будут.
В любом случае, компании столкнуться с необходимостью оптимизации расходов.
Велика вероятность, что те фирмы, которые не занимаются непосредственно производством какого-либо товара или услуги, даже покупая опт и продавая его мелкими партиями или в розницу, не выдержат роста цен.
Им просто станет невыгодно работать, т.к. возросшие затраты будут перекрывать прибыль. Скорее всего, через некоторое время такие фирмы прекратят работать.
В итоге все эти проблемы бизнеса лягут на плечи конечных потребителей. Самый оптимистичный прогноз, что цены повысятся на те самые 2%. Но скорее всего, средний рост розничных цен будет 10-12%. Иначе продавцам будет совсем невыгодно работать.
Минфин планирует в 2019 году повышение зарплат на 6,3%.
Но эта цифра получилась из идеальных математических расчетов: налоги подняли на столько-то – профит государству (а значит и бизнесу, и гражданам) такой-то – значит, зарплаты вырастут на такие-то проценты.
В реальности идеальные схемы не работают, поэтому если зарплаты и вырастут, то это будет компенсироваться возросшими ценами на товары и услуги.
Вопросы и ответы по переходу на ставку ндс 20%
- ООО «НТВП «Кедр — Консультант» » Право-инфо » Статьи из журналов » Вопросы и ответы по переходу на ставку ндс 20%
- Распечатать
- По материалам журнала «Главная книга»
Несмотря на обширные разъяснения ФНС по поводу перехода на ставку НДС 20% с 2019 г., вопросы все равно остались. Поэтому мы провели интернет-конференцию на нашем сайте и с помощью представителей ФНС ответили на различные вопросы наших подписчиков.
- Изменение ставки НДС в договорах
- @ Надо ли вносить изменения в ранее заключенные договоры?
- — Вносить изменения в договоры только для того, чтобы заменить в них ставку НДС 18% на 20%, не требуется .
- Необходимость внесения изменений зависит от того, как сформулировано в каждом конкретном договоре само условие о цене, и от достигнутых соглашений с контрагентами .
Вариант 1. В договоре указана общая цена, уже включающая в себя НДС. Например, указано: «цена товара 118 руб., включая НДС». Если никаких изменений в договор не внести, то с 01.01.2019 продавец обязан поставлять товар по той же самой цене, но уже включающей в себя НДС по новой ставке 20%.
В результате цена товара без учета НДС уменьшится, а оплата увеличения ставки ляжет на продавца. Как справедливо отметил Минфин, предъявленный покупателю НДС нельзя учесть в налоговых расходах — независимо от того, уплачен он покупателем или нет .
Правда, при расчете налоговой выручки из общей стоимости товаров (с учетом НДС 20%) надо будет вычесть всю сумму НДС, предъявленную покупателю.
Если продавца не устраивает новая цена, он может договориться с покупателем:
— или о повышении с 01.01.2019 общей стоимости товара, включающей НДС;
— или об уменьшении количества товара, поставляемого за изначально указанную в договоре общую стоимость с НДС.
Вариант 2. В договоре есть только цена товара, не включающая в себя НДС, а общая цена с НДС не указана. При этом указано, к примеру, «кроме того, НДС по ставке 18%» или «кроме того, НДС по ставке, действующей на дату отгрузки».
Если никаких изменений в договор не внести, то с 01.01.2019 продавец обязан предъявить покупателю дополнительно к этой цене НДС по ставке 20%. В результате цена товара без учета НДС не изменится, а оплата увеличения ставки ляжет на покупателя.
Если покупателя это не устраивает, он может договориться с продавцом:
— или о снижении с 01.01.2019 цены товара так, чтобы предъявление дополнительно к ней НДС по ставке 20% не изменило подлежащую уплате покупателем сумму за товар с учетом изначально предполагавшегося НДС по ставке 18%;
— или об уменьшении количества товара, поставляемого с 01.01.2019.
Аванс с 18%-м НДС, отгрузка — с 20%-м
@ В договоре аренды цена указана с учетом НДС, и в 2019 г. сумма договора не меняется. При получении аванса 100% в декабре выставили счет-фактуру с НДС 18/118.
В январе по факту оказания услуги этот НДС зачитываем и выставляем счет-фактуру со ставкой 20%. Арендатор 2% НДС не доплачивает, так как сумма договора не изменилась.
Подскажите, на какую сумму НДС мы уменьшаем в январе выручку при определении налоговой базы по прибыли.
— Если в договоре аренды стоимость услуг (арендной платы) согласована с учетом НДС, то повышение ставки НДС с 18% до 20% скажется на финансовом положении арендодателя. Поскольку арендатору он должен предоставлять помещение в аренду по ранее согласованной цене .
Эта цена в 2018 г. включала в себя НДС по ставке 18%, а в 2019 г. — НДС по ставке 20%. То есть цена договора в связи с увеличением НДС не изменяется. А раз так, то арендатор и не должен вам доплачивать 2%.
Просто у вас снизится выручка для целей налогообложения прибыли.
Поясним на примере. Допустим, по договору сумма арендной платы за месяц составляет 100 000 руб. с учетом НДС.
И если в декабре у вас сумма арендной платы без НДС была 84 745,76 руб. (100 000 руб. — 100 000 руб. / 118 x 18), то с нового года эта сумма будет меньше. Она составит 83 333,33 руб.
(100 000 руб. — 100 000 руб. / 120 x 20).
- Поэтому в январе в выставляемом арендатору счете-фактуре у вас должны быть такие суммы:
- — стоимость услуги без НДС — 83 333,33 руб.;
- — сумма НДС — 16 666,67 руб.;
- — стоимость услуги с налогом — 100 000 руб.
В целях исчисления налога на прибыль вы должны учесть в доходах выручку за минусом предъявленного НДС . А поскольку арендатору вы предъявите налог в размере 16 666,67 руб., то в доходах надо учесть сумму 83 333,33 руб.
Рекомендуем все-таки подписать с арендатором дополнительное соглашение к договору с указанием прежнего размера арендной платы и новой ставки НДС 20%.
Отказ покупателя от доплаты 2% НДС
@ Имеет ли право покупатель, не изменяя условия договора 2018 г., отказаться от доплаты 2% НДС после получения в 2019 г. товара, оплаченного в 2018 г.? Поставщик в этом случае принимает 2% себе на убытки безоговорочно или может обратиться в суд?
— Изменение и расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором . Продавец не может в одностороннем порядке увеличить цену договора.
Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда его исполнение повлечет значительный ущерб для заинтересованной стороны .
Вряд ли повышение ставки НДС на 2% повлечет для продавца значительные убытки.
По умолчанию (если в договоре прямо не указано иное) цена должна включать в себя всю сумму НДС . Из-за повышения ставки НДС вносить изменения в ранее заключенные договоры необязательно . Более того, у продавца:
- — не возникает убытков в виде 2% НДС, а уменьшается сумма выручки без НДС;
- — нет поводов для обращения в суд.
- Исчисление в 2019 г. НДС по старым договорам, в которые не вносились изменения
- ДУМИНСКАЯ Ольга Сергеевна. Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
— В Письме, посвященном применению ставки НДС в переходный период, прямо указано, что внесение изменений в договор в части изменения размера ставки НДС не требуется. Вместе с тем стороны договора вправе уточнить порядок расчетов и стоимость реализуемых товаров (работ, услуг, имущественных прав) в связи с изменением налоговой ставки по НДС .
Это означает, что если до 01.01.2019 стороны согласовали в договоре общую стоимость товаров, к примеру, равную 118 000 руб., то:
— при отгрузке товаров начиная с 01.01.2019 продавец должен исчислить НДС по ставке 20% в размере 19 666,67 руб. (118 000 руб. / 120 x 20);
— стоимость товаров без учета НДС составит 98 333, 33 руб. (118 000 руб. — 19 666,67 руб.).
Причем такой порядок расчета НДС действует и в случае, когда в договоре, помимо общей стоимости товаров с учетом НДС, выделена и их стоимость без налога. К примеру, указано «Стоимость товара с учетом НДС — 118 000 руб. (в том числе стоимость товара без НДС — 100 000 руб., сумма НДС — 18 руб.)».
Ставка НДС 18% в новых счетах-фактурах
@ В каких случаях в обычных счетах-фактурах (не корректировочных) с 1 января 2019 г. можно указывать налоговые ставки 18% и 18/118? Не совсем понятно, с какой целью эти ставки добавляются в новый формат счета-фактуры (мы посмотрели проект приказа ФНС).
— В счетах-фактурах, оформленных в 2019 г., ставка НДС 18% (18/118) может указываться, например, в следующих ситуациях:
— выставление в первых числах января 2019 г. с соблюдением пятидневного срока счетов-фактур на товары, отгруженные в последних числах декабря 2018 г. ;
- — составление налоговым агентом счета-фактуры при перечислении в 2019 г. :
- — или оплаты за товары (работы, услуги), приобретенные в 2018 г. у не состоящих на налоговом учете иностранных контрагентов;
- — или арендной платы за государственное (муниципальное) имущество за 2018 г.
Ну и конечно, ставка 18% допустима при выставлении корректировочных счетов-фактур к счетам-фактурам, оформленным до 01.01.2019 .
Аванс в декабре со ставкой НДС 20%
@ Мы перечисляем в декабре 2018 г. предоплату нашему поставщику за услуги в январе 2019 г. (аренда). Поставщик выставил нам счет с увеличенной суммой, указав ставку 20%. Будут ли у нас какие-то риски в связи с этим? Получается, что мы заплатим верную сумму и никаких доплат делать не надо, так как уже перечисляем оплату по другой стоимости со ставкой 20%.
— Если в 2018 г. вы перечислите полную стоимость аренды за январь, исчисленную с учетом НДС 20%, никаких доплат в 2019 г. вы не должны будете делать и каких-либо рисков для вас не наблюдается.
Учтите только, что при перечислении аванса в 2018 г. в платежных поручениях и в счете-фактуре надо указывать старую ставку НДС — ведь повышенная ставка НДС еще не вступила в силу. И по старой ставке надо принимать авансовый НДС к вычету.
К примеру, общая сумма декабрьского аванса — 120 000 руб. Сумма НДС, которую должен исчислить с нее арендодатель, составит 18 305,08 руб. (120 000 руб. x 18/118). Именно эта сумма должна быть указана в авансовом счете-фактуре, который вам выпишут.
По завершении января 2019 г. арендодатель должен будет выставить вам счет-фактуру с указанием НДС уже по ставке 20%: стоимость аренды без НДС — 100 000 руб., НДС — 20 000 руб. На его основании вы сможете принять к вычету НДС в сумме 20 000 руб. Принятый ранее к вычету авансовый НДС надо будет восстановить по ставке 18/118, то есть в сумме 18 305,08 руб.
Счет-фактура выставлен с опозданием: какая ставка
@ Счет-фактура будет выставлен продавцом в феврале 2019 г. за услуги, оказанные в декабре 2018 г., со ставкой НДС 18%.
Продавец зарегистрирует этот счет-фактуру в дополнительном листе к книге продаж за IV квартал 2018 г. Вопрос: пройдет ли контроль АСК НДС-2 такой счет-фактура?
— То, что в этом счете-фактуре будет указана ставка 18%, соответствует законодательству. Ведь услуги оказаны в декабре 2018 г.
- После того как продавец подаст уточненную НДС-декларацию за IV квартал 2018 г.:
- — она появится в базе ФНС;
- — у заказчика услуг не должно быть проблем с вычетом НДС по такому счету-фактуре.
- Чеки ККТ на оплату за 2018 г.
@ С какой ставкой НДС пробивать онлайн-чеки при получении в 2019 г. оплаты от физлица по реализации (отгрузке) товаров в 2018 г., а также чеки на возврат денег по товарам, проданным в 2018 г. со ставкой 18%?
— На основании Приказа ФНС с 01.01.2019 во всех кассовых чеках ставка НДС должна быть указана в размере 20% или 20/120.
Однако ставка НДС 20% применяется по товарам, отгруженным с 01.01.2019 и позднее . Если отгрузка произошла в 2018 г., то на такую операцию новая ставка не распространяется. Реализация этих товаров облагается НДС по ставке 18%.
Причем ставка НДС не поменяется, даже если товары будут оплачены в 2019 г. А значит, ставка НДС 18% должна быть и в кассовом чеке. Тем более это касается и возврата товара, отгруженного и оплаченного в 2018 г.
Вот как эту ситуацию нам комментирует специалист ФНС.
Чеки на оплату товара, переданного в 2018 г., и на возврат денег
КУКОВСКАЯ Юлия Александровна. Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
— В кассовом чеке должна быть ставка НДС 20% независимо от реквизита «признак расчета» . Вместе с тем организации или индивидуальные предприниматели обязаны правильно исчислить НДС по соответствующей ставке. На днях ФНС выпустила Письмо с разъяснениями относительно указания ставки НДС в кассовом чеке .
Так, при наличии у ККТ технической возможности допускается указание в чеке после 01.01.2019 ставки НДС 18% (18/118) по операциям возврата товаров, реализованных до 01.01.2019, а также указание ставки НДС 18% (18/118) в кассовых чеках коррекции в отношении расчетов до 01.01.2019.
Кроме того, это же касается чеков по товарам, отгруженным в 2018 г., а оплаченным с 01.01.2019.
Повышение ставки НДС не увеличивает автоматически цену по контракту с госзаказчиком
Верховный Суд опубликовал Определение № 309-ЭС20-9679 по делу № А50-14361/2019, в котором указал, что после заключения контракта с государственным или муниципальным заказчиком общество может предъявлять требование о взыскании задолженности в виде НДС, увеличенного на 2%, только при наличии дополнительных соглашений к договору или предъявлении требований об изменении договора в порядке ст. 450 ГК.
19 декабря 2018 г. между ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» и Муниципальным казенным учреждением «Служба благоустройства города Березники» был заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Согласно п. 10 договора размер платы за технологическое присоединение составил около 25 тыс. руб., в том числе НДС (18%) – почти 4 тыс. руб. В соответствии с п. 11 договора внесение платы осуществляется в размере 100% в течение 10 дней со дня заключения договора.
26 декабря 2018 г. МКУ произвело предварительную оплату на основании выставленного счета на сумму более 25 тыс. руб. При этом 14 января 2019 г. между сторонами был подписан акт об осуществлении технологического присоединения, согласно п. 1 которого общество оказало услуг на сумму 26 тыс. руб., в том числе НДС (20%) – более 4 тыс. руб.
Полагая, что ввиду увеличения НДС на 2% в связи со вступлением в силу Закона от 3 августа 2018 г. № 303-ФЗ, которым были внесены изменения в законодательство о налогах и сборах, и повышением с 1 января 2019 г.
размера ставки НДС с 18% до 20%, на основании подписанного сторонами акта обществом в адрес учреждения были выставлены счет-фактура, а также счет на сумму 26 тыс. руб., в том числе НДС (20 %) – более 4 тыс. руб.
, которые были возвращены последним без оплаты задолженности в размере 434 руб.
Общество обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к учреждению о взыскании 434 руб.
задолженности за услуги технологического присоединения в виде НДС, увеличенного на 2% в связи со вступлением в силу Закона № 303-ФЗ и повышением с 1 января 2019 г. размера ставки НДС, с взысканием 10 руб.
процентов за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК за период с 1 января 2019 г. по 26 апреля 2019 г., а также 5 руб. процентов по ст. 317.1 ГК за период с 1 марта 2019 г. по 26 апреля 2019 г.
Суд первой инстанции учел, в том числе, нормы НК, ГК, Закона № 303-ФЗ и пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования. Апелляция с ним согласилась.
Суд округа, отменяя судебные акты нижестоящих инстанций, руководствовался теми же нормами права, а также учел, в том числе, положения Закона об электроэнергетике, Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства от 27 декабря 2004 г. № 861.
Кассация пришла к выводу, что в рассматриваемом случае, если учреждение не производит доплату 2% указанного налога, то общество, исполняя публичную обязанность, уплатит НДС в бюджет в большем размере, чем получит от своего контрагента, что не соответствует природе НДС как косвенного налога. Недоплата разницы в ставках НДС со стороны покупателя в адрес поставщика, учитывая, что поставщиком сумма НДС в бюджет уплачивается в конечном итоге по ставке 20%, фактически приводит к потере косвенного характера НДС, тогда как данный налог должен уплачиваться в полном объеме за счет средств покупателя. Учитывая изложенное, по мнению суда округа, истец обоснованно предъявил требование о взыскании с ответчика задолженности по оплате услуг технологического присоединения в виде НДС, увеличенного на 2%.
Учреждение обратилось в Верховный Суд. Изучив материалы дела, ВС заметил, что с 1 января 2019 г. общая ставка НДС, урегулированная в п. 3 ст. 164 НК, повышена Законом № 303-ФЗ до 20%. При этом п. 4 ст. 5 указанного закона в том числе предусматривает, что положения п. 3 ст.
164 НК (в редакции настоящего закона) применяются в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 1 января 2019 г. Таким образом, независимо от момента получения платы за товары, отгруженные, переданные начиная с 1 января 2019 г.
, их реализация подлежит налогообложению НДС по ставке 20%.
КС пояснил нюансы права на нулевую ставку НДС при международной перевозке экспортируемых товаровКак указал Конституционный Суд, в данном случае необходима совокупность двух условий: реальность экспорта и документальное подтверждение права на применение нулевой ставки
ВС сослался на правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда от 30 июня 2020 г.
№ 31-П, согласно которой в процессе производства и коммерческой реализации товаров (работ, услуг) расходы поставщика по уплате НДС в бюджет фактически перекладываются на покупателя, который, осуществляя, в свою очередь, реализацию полученного товара как поставщик, также получает компенсацию, но уже от последующего покупателя. Цепь переложения НДС завершается тогда, когда имеет место реализация товаров (работ, услуги) их потребителю, который и несет фактическое налоговое бремя НДС.
Верховный Суд заметил, что исходя из п. 15 Информационного письма Президиума ВАС от 24 января 2000 г.
№ 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» допустимо взыскание НДС сверх цены работ, если он не был включен в расчет этой цены.
Соответственно, указал ВС, если стороны сделки не согласовали иного, поставщик товаров, отгруженных, в том числе переданных, после 1 января 2019 г., имеет право на получение с покупателя НДС по ставке 20%.
Однако, подчеркнул Суд, в настоящем деле договор был заключен в рамках Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Как следует из п.
42 Обзора судебной практики Верховного Суда № 3 (2019), цена государственного контракта, согласно положениям ч. 2 ст.
34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в общем случае является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения.
Верховный Суд утвердил третий обзор судебной практики за 2019 г. Документ содержит 69 правовых позиций, большая часть которых представлена Судебной коллегией по экономическим спорам
В п.
12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд разъяснено, что стороны государственного (муниципального) контракта по общему правилу не вправе заключать дополнительное соглашение, предусматривающее увеличение цены контракта более чем на 10%. Условие дополнительного соглашения, увеличивающее цену контракта более чем на 10%, является ничтожным, если иное не следует из закона.
При этом, заметил ВС, ч. 54 ст. 112 Закона о контрактной системе в сфере закупок устанавливает, что до 1 октября 2019 г. в рамках срока исполнения контракта допускается по соглашению сторон изменение цены заключенного до 1 января 2019 г.
контракта в пределах увеличения в соответствии с законодательством РФ ставки НДС в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 1 января 2019 г., если увеличенный размер ставки НДС не предусмотрен условиями контракта.
Государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренное настоящей частью изменение может быть осуществлено в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством РФ лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.
Верховный Суд указал, что общество и учреждение дополнительных соглашений к договору в связи с увеличением ставки НДС не заключали, требования об изменении договора в порядке ст. 450 ГК не предъявлялись. Соответственно, общество не может истребовать с учреждения 434 руб. без достигнутого соглашения сторон и без наличия на то лимитов бюджетных обязательств.
Верховный Суд представил Обзор судебной практики по применению законодательства в сфере госзакупок
Таким образом, ВС отменил постановление суда округа и оставил в силе решения нижестоящих инстанций.
В комментарии «АГ» адвокат АП г. Москвы Вячеслав Голенев назвал определение ВС неясным. По его мнению, в данной ситуации совершенно неуместной выглядит ссылка на п. 15 Информационного письма Президиума ВАС от 24 января 2000 г. № 51, так как эта позиция является устаревшей и ее реанимация, даже в качестве формальной ссылки, может запутать налогоплательщиков.
«В практике ВАС и ВС сложилась однозначная позиция об извлечении НДС из цены сделки при неоговоренности соответствующего условия (об учете НДС), и в данной ситуации правовой вопрос вообще не касался начисления или извлечения НДС.
Этот, на первый взгляд, юридико-технический вопрос с учетом изложенного представляется очень острым.
Отдельные “умы” в налоговых органах “на местах” вполне могут найти способы для использования этого определения для целей начисления НДС “сверх цены договора”», – заметил адвокат.
При этом саму правовую позицию Верховного Суда Вячеслав Голенев назвал правильной – несмотря на то, что стороны в отчетном документе (акте) прямо указали, что НДС составляет 20%, и, казалось бы, покупатель принял на себя риск, с учетом выделения суммы НДС по хозяйственной операции, дополнительной оплаты 2% НДС в связи с его повышением в 2019 г., подход об увеличении НДС на 2% неверен.
Кроме того, он заметил, что ВС верно указал, что в данном случае правовое регулирование спорных правоотношений основано на положениях закона о госзакупках, в связи с чем в отсутствие согласованного изменения условия в госконтракте об НДС он не считается увеличенным.
Партнер налоговой практики «BMS Law Firm» Давид Капианидзе отметил, что с учетом тендера ВС верно указал на определенную процедуру изменения стоимости договора.
«Между коммерческими компаниями это происходит проще, так как фактически стороны могут договориться об увеличении стоимости договора в связи с изменениями в законодательстве. В данном же случае отношения сторон были другими, и выводы Суда правильные.
Такое решение позволит предотвратить в дальнейшем некорректное трактование законодательства в части увеличения НДС», – резюмировал он.